«Вся жизнь священника – состоит из постоянного духовного напряжения…» интервью с протоиереем Владимиром Богославским

Интервью с клириком Кафедрального собора святой Живоначальной Троицы г.Петропавловска-Камчатского протоиереем Владимиром Богославским. 

Двадцатилетие священнического служения…

«Хочется, чтобы таких священников как отец Владимир было у нас побольше, при этом я не умоляю подвиги и заслуги других. На мой взгляд, священник должен быть понимающим и нисходящим к нуждам прихожан. У нас жёсткости и строгости итак очень много в жизни. Когда прихожанин заходит в храм, особенно тот, который только начинает это делать, он старается в храме найти такую обстановку и встретить такого священника, который в его понимании не от мира сего. Может быть, это и не совсем правильное понимание прихожанина, но ему хочется встретить другого человека, ни как на работе начальника, или как друзей, другого, такого который его выслушает, поймёт, посочувствует, подскажет, сможет вместе с ним сострадать и помолится за него. Отец Владимир из числа именно таких священнослужителей. Он действительно проявляет, может быть даже не по возрасту, благоразумие. И понимая это люди к нему тянутся. Мне было всегда приятно служить рядом с таким батюшкой.

Я даже с какой-то скорбью расстался с ним. Но когда владыка Артемий сказал, что есть потребность, чтобы о. Владимир возглавил отдел культуры  епархии, я понимал, что есть общецерковные интересы, которым мы все служим. Связь мы не потеряли, созваниваемся в случае необходимости, и он всегда быстро откликается на наши нужды. Я его от всей души поздравляю с 20-летием хиротонии и хочу дружески напутствовать, чтобы ни чины, ни ранги его не испортили».

Протоиерей Ярослав, настоятель храма апп. Петра и Павла

Наш корреспондент побеседовал с о. Владимиром Богославским о главных ценностях в жизни пастыря.

Расскажите о начале своего служения, как оно для Вас складывалось, какой опыт приобретён за эти годы?

 Конечно, любой пастырь приобретает со временем определенный опыт церковного служения. Для меня этот опыт заключается в том, что ты узнаёшь сам себя, на опыте понимаешь, что всякий человек немощен и к этому начинаешь относиться спокойно и принимать это. И уже не так это раздражает, не так ревностно проявляется в твоих эмоциях, все воспринимаешь спокойно. Начинаешь понимать, что перед тобой живой грешный человек, а не ангел.

Сам я покрестился после армии, но желание возникло раньше. Как-то ещё до службы в армии я нашёл большой красивый серебряный крестик стариной работы. Тогда я спросил у мамы, крещен ли я, и узнал, что мы с братом не крещены. Крещенной была наша бабушка, и я отправил крестик ей.

В Елизовском храме меня крестил о. Феропонт, приезжавший послужить к нам в епархию. Но покрестившись, я в храм не заходил целых полгода. Мой старший брат более основательный и дотошный выяснил, что одного крещения мало, нужно обязательно ходить в храм на службы и не только носить крестик, но и вести правильную христианскую жизнь. И после уже его крещения мы стали вместе ходить в храм на службы. А позже брат пожелал обучаться в семинарии и его направили в Троице-Сергиеву лавру.  На втором курсе семинарии моего брата обуяли сомнения в правильности своего пути. Но он познакомился с отцом Власием Боровским, который наставил его, поддержал, когда брат стоял на распутье. После окончания семинарии о. Власий порекомендовал моему брату поехать к о. Рафаилу на Афон. Брат так и поступил, оформил документы и уехал на Афон, где и служит сейчас как монах Варсонофий.

Когда же я начинал свое служение при епископе Несторе, на Камчатке было всего четыре священника.  К этому времени я уже женился и меня 2 мая 1994 г. рукоположили во диаконы, а 14 января 1995 г. – во иереи. Мне тоже захотелось поехать в семинарию вместе с братом, но Владыка Нестор сказал, что буду учиться возле него и служить диаконом.

Летом кинотеатр «Родина» был передан епархии. В августе здесь  освятили храм в честь свт. Николая Чудотворца, и владыка забрал меня с собой.

При владыке Несторе я периодически посещал дальние приходы Камчатки. Владыка Игнатий поручил мне окормлять приходы Карагинского и Олюторского районов, посещая их по великим церковным праздникам. В те годы в этих районах были созданы общинки, в которых трудись до меня о. Василий Гончар и о. Александр Алексеев. В Тиличиках община была более слаженной, и прихожане совершали службы мирским чином, а вот общину в п. Оссора приходилось учить основательно всем богослужебным делам и пению. В первую свою поездку я отправился в лёгкой курточке и спортивной шапке. Слава Богу, по приезде меня одели в тёплую одежду. В дальнейшем, отправляясь в подобные поездки на Севера,  я обязательно учитывал это обстоятельство. В таких поездках всегда много неудобств: сильные морозы и отсутствие транспорта, но Господь всегда рядом и помогает их преодолевать!

Были ли сложные моменты в вашей священнической жизни?

Вся жизнь священника – состоит из постоянного духовного напряжения, священник всегда пребывает в трезвении и бдении: правильно ли дал совет человеку, не обидел ли кого резким словом, помог ли человеку, оказал ли ему милость. Сложные ситуации в нашей жизни возникают всегда, ведь не всегда всё получается, не всегда всё знаешь, а в каких-то ситуациях и сам учишься. Всегда стараешься держать себя в тонусе, чтобы случайно кому-то не навредить.

Самое радостное событие в священнической жизни?

Пасха! Конечно же, Пасхальные праздники! У меня всегда в эти дни внутреннее ликование о том, что Господь пришёл и победил смерть! И здесь нет никакого мудрствования! Но есть счастье оттого, что Господь пришёл и совершил всё и больше ничего не надо! Когда наступает Пасха для меня — это радость. Конечно радость не оттого, что закончился пост, а оттого что смерть побеждена! И чем старше становишься, тем меньше волнует пост, и меня он никогда не мучает. Даже когда пост заканчивается, думаешь, вот ещё бы попостился.

Само торжество праздника даёт ощущение счастья! В детстве волновал Новый год! Подарки, новогодняя ёлка. А теперь этот праздник сделался для меня пустым, в нём нет никакого смысла,  просто поменялась цифра.

А счастье настоящее приходит на Пасху! Когда ты осознаёшь, что вся страна, весь православный мир и небо ликуют вместе с тобой! Это счастье!

Мы часто слышим выражение «Божия правда», а в чём эта Божия правда состоит для Вас?

Божия Правда – это жизнь, и любое от неё отступление – смерть. И грех является отступлением от Правды Божией. Вот яркий пример. Мы знаем, что Бог – есть Любовь! И когда мы гневаемся, то мы отступаем от Любви. Гнев выгоняет из нашего сердца Любовь! Сердце наполняется злобой, ненавистью, желанием отомстить, изъязвить человека, задеть его посильнее. И в этом наша неправда, в этот момент человек остаётся без Бога. И пока ты не остынешь, не осознаешь, что потерял состояние внутреннего покоя, Любовь в сердце не вернётся! Такое состояние человек должен оплакивать в покаянии! Правда жизни заключается в постоянном пребывании с Богом!

Апостол Павел говорил «Желал бы я разрешиться от тела и быть со Христом!» И в этом желании быть со Христом – есть Правда Божия, христианская правда! Пребывая в Боге, ты чувствуешь мир, тишину, радость и полноту счастья!

Обратите внимание, американцы постоянно ищут внеземные цивилизации, разыскивают гуманоидов, инопланетян; задаются вопросом: «Одинок ли человек во вселенной?». И не задумываются над тем, что ты одинок, потому что ты без Бога. Ведь человек может жить в пустыне с Богом и не ощущать себя одиноким. А может жить и в мегаполисе одиночкой.

Я по себе знаю, что когда ты находишься в молитве, размышляешь о Боге, поговоришь своими словами с ним о трудностях, почитаешь Иисусову молитовку, поперебираешь четки, приходит осознание, что ты не один, что рядом с тобой есть кто-то. И тогда в душе наступает покой и уют. Для верующего человека, христианина такого понятия как одиночество нет.

Батюшка, все приходящие на исповедь люди высыпают на пастыря вороха своих грехов. Как Вы справляетесь со всем этим?

Я думаю, что Господь помогает священнику всё это воспринимать проще. Дело в том, что все повинны во всём. Грехи людские почти все похожи, только у одного один грех превалирует, а у иного – другой. И человек изливает душу свою не священнику, который это принимает, а Богу. Когда человек искренне кается, то в душе пастырь радуется за него, что у христианина достало сил открыть свои грехи и освободить свою душу от всего этого груза.

Какие функции исполняет возглавляемый вами епархиальный отдел культуры ?

Вначале служения мне было непросто разобраться, что от меня требуется. А позже уже пришло понимание дела. Стараюсь общаться  советоваться по сложным вопросам с такими же отделами других епархий, нарабатывать опыт. Теперь нашим отделом разработаны планы епархиальных мероприятий, которые мы проводим совместно с краевым и городским отделом культуры. Поэтому вся работа строится по планам и установленным традициям. По многим мероприятиям уже разработаны образцы плакатов, объявлений, афиш. Так, в этом году запланировано проведение 70-летия Дня победы Великой Отечественной Войны, Дня молодёжи, Дня защитника Отечества. Готовимся к приезду православной певицы Лилии Евсеевой, в марте проведем с библиотеками День православной книги. Мероприятий много, только следует всё продумывать, чтобы достойно их провести.

Отношения со светскими отделами культуры складываются творчески и можно сказать продуктивно. Нашими помощниками в проведении мероприятий являются многие творческие коллективы города: «Рассветы Камчатки», «Русская горница» и другие. Хорошо сотрудничаем с отделом по молодёжной политике края.

Каким было служение в храме апп. Петра и Павла?

Сослужение с отцом Ярославом было для меня очень полезным. Батюшка мягкий, спокойный человек, всё понимающий. Он очень мне помог во время моих неурядиц с семьей. Я благодарен батюшке за каждый день службы с ним и за его терпение.

Чем занимаются сегодня два Ваших сына?

Старший Серафим служит в ракетных войсках по контракту в п. Вулканный сержантом; младший на 2-ом курсе института МФТИ в Москве, будет заниматься космическими инновациями.

Интервью подготовила Нина Доронина.

фото Лигостаевой С.Н. и из архива.

Информационный отдел епархии.