В поисках истины: «Основа всего – совесть!» Беседа с епископом Артемием

На фото: Вера Ступникова, епископ Артемий, Ирина Витер, Артур Беашов

В поисках ответа на вопрос: «Каковы духовные скрепы русского народа?» за круглым столом у епископа Петропавловского и Камчатского Артемия собрались: почётный гражданин города Петропавловска-Камчатского историк Ирина Витер, основатель  фонда компенсации в пользу народов Севера и уникальной  портретной галереи «Скрижали Камчатки» Артур Белашов и автор нижеприведенных строк журналист Вера Ступникова. Предлагаем вашему вниманию запись этой беседы.

Вера Ступникова: Одно время казалось, что 20 с лишком лет назад  недругам удалось расколоть и развалить Россию (тогда это был Советский Союз). Но, к счастью, страна наша снова встала из руин, победив смуту лихих 90-х. Однако натиск заокеанских «друзей России» не ослабевает, и  с моей точки зрения, снова наступают смутные времена. За эти два с небольшим десятилетия, пролетевшие со времени развала СССР, многие в душе  выпестовали презрение к Родине, к России. И бахвалятся  своим презрением,  сначала поражая окружающих непотребным отношением  в Родине, а затем и заражая  неокрепшие души. Выпестовали не сами, — миллиарды долларов затрачены  нашими «заклятыми друзьями» на  то, чтобы оторвать русского человека от  корней, от истории, от осознания себя частицей большой и сильной страны. В России выросло минимум два поколения, мягко говоря, непатриотов. Владыка, как вы считаете, где те основы, те духовные скрепы, которые помогут России оставаться независимой и сильной и впредь?

Владыка АРТЕМИЙ: Мы запустили сад, в котором мы живём. Вот и всё. А если за садом не ухаживать, то тернии, волчцы прорастут в нём… Надо волчцы прорезать, освобождать  здоровые веточки,  засохшие убирать, обкладывать навозом  корни,  поливать деревья, от сорняков, от всяких паразитов защищать. То есть, ежедневно, практически, надо за садом ухаживать, а когда не ухаживаешь, происходит то, что произошло в России. Так сад – это наша страна, это наш народ, а души их – эти деревья, эти цветы, которые надо оберегать. Они же нежные.

Если же говорить об основах, то я бы начал с Князя Владимира. И предстоящий год у нас, и Рождественские чтения, которые прошли с 10 по 12 декабря, посвящены как раз-таки юбилею Князя Владимира. Тот цивилизационный выбор, который он сделал для тогда ещё Киевской Руси, стал основополагающим для всего нашего последующего развития. И вот отсюда надо и смотреть, понимаете?

То есть, на примере Князя Владимира: как он из язычника стал христианином, как из человека, который был подвержен, наверное, всем страстям. У него наложниц около 900 было во всех городах, — это было в порядке вещей тогда для Великого князя.  И как он переродился, приняв православие, как он дал всем, даже жёнам своим, свободу и  право выходить замуж, хотя в языческом периоде жёны были собственностью мужчины.

Сейчас происходит некая героизация язычества… Неоязычники начинают фольклор популяризировать того времени: хороводы, костры, венки, вышиваночки, — идиллия такая… Некоторые художники пишут картины, а на них не существовавшие никогда расписные терема. Это всё, конечно, фантазия тех людей, которые хотят видеть в этом то, что они представляют. Но есть хорошее исследование, сделанное ещё в советское время, в котором описываются совершенно иные реалии языческой Руси.… Все-таки надо отдать должное учёным, историкам того периода, — они основывались на фактах. Понимаете? Не на выдумках и не на грантах, которые сейчас отрабатывают некоторые «учёные» своим заокеанским хозяевам, описывая те или иные события и являясь служанками тех или иных идей, политических заказов, будем говорить. А тогда всё-таки люди уважали науку, уважали себя и уважали то сообщество, в котором трудились. То поколение, кому сегодня исполнилось 70-75 лет и более, – они выходцы оттуда, из той эпохи, и для них работа – дело совести, чести, и патриотизма. Вот как для наших с вами собеседников: Ирины Васильевны Витер и Артура Изосимовича Белашова. Представить их  бездеятельными  невозможно…

Вера Ступникова: «Совесть, честь» — понятия, многим ныне неизвестные…

Владыка АРТЕМИЙ: Мы ещё коснёмся этого. Так вот, смотрите. Как описывают этнографы быт и уклад восточных славян до крещения? Что происходило, когда вождь племени умирал? Убивали всю его свиту, его женщин, воинов, всех приближенных… Мало того, это всё было обставлено обрядами своеобразными: лошадь воина убивали, колом протыкали прямо с человеком и так закапывали, — откуда курганы-то? Это всё раскопки, это всё факты. От детей-калек избавлялись… Запад сейчас предлагает эвтаназию? Так это уже было! От больных родителей, от стариков также избавлялись, – была такая мораль. Мало того, по пальцам пересчитать роды и племена, у которых было хоть подобие брака. Жили в общей родовой семье. И только выбор князя Владимира определил  наш вектор развития. Вот именно то, какими мы сейчас плодами пользуемся. Мы думаем, что это мы  развились? Нет, это все нам подарило христианство, воспитало православие – то, какие мы есть. Даже атеисты!

Я часто смотрю диспуты по нашему телевидению… И вот один из наших учёных говорит: «Я атеист! Но… я православный атеист!». Вот такое парадоксальное самоопределение. Но он прав! В чём? Он атеист, но его мораль основана на православных ценностях – то, что веками нас формировало, то, о чём Патриарх говорил недавно, выступая перед молодёжью, и на Всемирном соборе… И он как раз  говорил, — и никто это не может опровергнуть! – что те моральные ценности, которыми мы сейчас пользуемся, — все! атеисты – не атеисты! —  и являются теми моральными скрепами, благодаря которым Россия держится ( И Владимир Владимирович первым заговорил об этих скрепах). Это как раз то фундаментальное наследие, которое сформировало за последнее   тысячелетие православие. Вывело нас из тьмы языческого невежества, и дало простор во всех сферах жизни.

Почему? Потому что князь Владимир был очень умный человек, грамотный и он не доверялся  эмоциям.  Все ж хотят такого  иметь соседа, единомышленника, так сказать, единоверца. И все пошли к нему на поклон, предлагать свою веру.

И когда он всех выслушал, то, конечно, инок из Греции, который говорил о православии, его больше всего вдохновил. И посылая своих старейшин, мудрейших людей, послов! – он как сказал? «Пройдите по всем народам, испытайте их веру». Ибо вера определяет не только, скажем, религиозные воззрения людей, но и быт, и социальные условия. Особенно тогда,  в то время религия была фундаментом любого государства. И князь своим послам наказал внимательно смотреть, потому что «и культуру определяет вера»

И когда они всё объездили и были в Константинополе  (ныне Стамбул), и были в Соборе Святой Софии, им рассказывали о богослужении, — что это, как это, что за чем происходит, то они такие вышли вдохновленные! И сказали: «С ними сам Бог служит!» Многие из них там уже крестились. И приехав к князю, сказали:

«Княже, мы, вкусив сладкого, уже не хотим горького. Недаром и бабка твоя (Княгиня Ольга. ред.), которая почитается как мудрейшая из всех жён русских, приняла православие».

Вот что нам дало православие: нам был дан  вектор правильного развития.

И сейчас Россия остаётся, наверное, хранителем единственным этой нравственности, этой культуры,  этой базовой ценности. Понимаете?

Иногда я даже удивляюсь: у нас были гонения, у нас был страшный атеистический период, священников убивали, расстреливали, вывозили их в лагеря… У митрополита Николая Алма-Атинского, в его «житиях» есть такой эпизод. Когда его арестовали и приговорили  к сроку, он задал прямой вопрос комиссару: «За что вы нас? Ведь вы же понимаете, что я ни в чем не виноват?». И услышал ответ: «Да, понимаю, но нам нужно вас оторвать от народа на 15 лет, чтобы изменить его сознание, ибо мы знаем, что вы все, священство, у народа в авторитете. И поэтому нам нужно на этот период вас изолировать, чтобы сменить ментальность». Понимаете?

И казалось бы, им это удалось! Внешне, если внимательно посмотреть. Но! Я думаю, им бы и удалось, если бы церковь не была богочеловеческим организмом,  если бы она была просто как партия какая-то, не имела бы божественного вдохновения, если бы Дух Святой не присутствовал в церкви. В евангелии есть эпизод, вы помните: собрались первосвященники еврейские и постановили «убить Христа». И один из них говорит: «Оставьте этого человека». Мудрый (по преданиям, это был якобы Никодим, который втайне приходил ко Христу и был его последователем). Почему? «Потому что если это не от Бога, это разрушится само». И начал приводить примеры, когда всё распадалось…

«Но если он от Бога, то ничто не сможет остановить Его последователей!»

И вот смотрите! 2000 лет церкви: её гнали, языческая империя уничтожала её в течение трёх веков, — не смогла уничтожить. Наоборот, видя исповедание, видя, что самым дорогим – жизнью, — эти люди ради Христа, ради Бога  готовы пожертвовать, чтобы  только остаться со Христом, — массово шли в христианство. И за три века христианство практически овладело душами всех народов, населяющих тогда римскую империю. Князь Константин принял христианство  уже как официальную религию,  потому что она победила! И заметьте,  не чужой кровью, а своей кровью, кровью исповедников, кровью мучеников. И вот видя это дерзновение, такую преданность, любовь, люди массово шли в христианство.

И Россия, понеся свои испытания,  в какой-то степени и очистилась в массовых гонениях. Хотя  приобрела, новых  исповедников и мучеников, которые ходатайствуют перед Богом за Россию. И у нас всё-таки вера сейчас, слава Богу, хранится. И в своей первозданной чистоте.

А взять запад? Они уже отступили от христианства! Заметьте, у них не было гонений, у них не было революций, ничего! Те ценности, которые они нам сейчас предлагают,  в корне отличаются от христианских ценностей! Об этом уже и руководитель нашей страны говорит. Понятие греха размывается, убирается. Есть жизнь  по естеству, есть ниже естества, а есть против естества!

Так вот сейчас то, что запад культивирует, — однополые браки и тому подобное — это против естества, а это уже есть открытый сатанизм.

Вера Ступникова: Возникает вопрос: как эти псевдоценности отодвинуть от России? Сделать так, чтобы живущие в своём доме – в России – их не восприняли?  Они же насаждаются, целенаправленно и методично, для нас их готовят, как  лакомство, украшая и даже приукрашивая. Человек зрелый устоит, а неокрепший ум воспримет!

Владыка АРТЕМИЙ: Скажу. Одно время, когда немцы бомбили Лондон и устраивали газовые атаки, все запасались противогазами… И, естественно, по сигналу тревоги убегали в  убежища.  А один инженер никуда не уходил. Он придумал такую вещь: в каждой комнатке своей небольшой квартиры поставил по кислородному баллону. И когда объявлялась газовая атака, он  чуть-чуть приоткрывал  вентиль на баллонах. Что создавалось? Избыточное давление. И воздух, который здесь, внутри, не давал войти снаружи тому, отравленному воздуху: выпихивал его потихонечку. И потом, когда проходила атака, ветер развеивал смертельные газы и звучал отбой, инженер закрывал вентили на баллонах. И у него в квартире оставался чистый воздух, не отравленный.

Так вот, примените это на духовный план,  действуйте так, начиная с детского сада! А  квартирка – это душа каждого ребенка нашего! Ведь есть прекрасные программы! «Истоки», например. Это не религиозный предмет. Это как раз-таки базовый наш культурологический,  историологический даже предмет. Он разработан, я вам скажу, от дошкольников до старшеклассников, до 11 класса, и даже в вузах есть.

Даже если это взять и внедрять массово на Камчатке, —  мы и создадим как раз  чистый воздух, в каждого заложено будет знание, и он уже сможет распознать добро и зло.

Вера Ступникова: Вы говорите о пошаговом восстановлении того, что мы разрушили в нашем саду за предыдущие 20 лет. Но! КТО должен расчищать эти авгиевы конюшни?

Владыка АРТЕМИЙ: Мы сами!

Вера Ступникова: Кто «мы»? Как убедить живущего с тобой рядом человека, что он не должен быть равнодушным, что он должен заниматься самообразованием, читать, фильмы смотреть. Опять, — какие книги? Какие фильмы? Где? Кто их ему будет советовать и показывать?

Владыка АРТЕМИЙ: Вы же сами и отвечаете на свой вопрос: книги, картины, выставки, фильмы – кто за это у нас отвечает в крае? Министерство культуры, Министерство образования.

Если это отрасль здравоохранения, —  мы выступаем за то, чтобы не было абортов. Лучше пусть рожают! Лучше давайте мы создадим попечительские советы или при женских монастырях, при церквях, приюты  пусть рожают! У нас нехватка населения в России. Простая статистика, — она может быть, немного изменилась, но год назад в день(!) в России убивали 14 тысяч нерождённых младенцев. И это же государство! Мы налоги платим, на то, чтобы убивать наших детей. То есть, мы в этом участвуем все. Понимаете? Грех! Совершаем все вместе…

В Афганской войне погибло примерно 19 тысяч человек за 10 лет! Но они отстаивали там государство, выполняли воинский долг, а у нас в день 14 тысяч детей убивают!

А в православии есть такие, например, праздники, как «Зачатие Иоанна крестителя». Это о чем говорит? О том, что в момент зачатия уже рождена бессмертная душа, о которой Господь говорит, что она дороже всей вселенной. И представьте, сколько душ убивается этих бесценных в нашем народе, может быть Ломоносовых, Пушкиных Суворовых! И вот это зло нужно искоренить! И каждое министерство пусть занимается своим делом!

Вера Ступникова: Да не в министерствах дело-то! Я спрашиваю, как  каждого сподвигнуть  принять участие  в возрождении сада.

Владыка АРТЕМИЙ: Вы задаете глобальные вопросы. Я почему говорю о министерствах? Потому что  мы с ними работаем! Мы с ними договоры заключили, — наши священники там бывают, и доносят христианские ценности до каждого. Но в своей области – в каждой — работать-то  должны специалисты! Мы даём базу. Понимаете? Тех ценностей христианских, которые действуют в любой сфере деятельности  человека. Почему например, некоторые либералы наши  говорят, что идёт сращивание церкви и государства? Что значит, идёт сращивание?

Церковь – это не абстракция какая-то, не просто здание. Церковь – это люди! Я уже говорил об этом – церковь – это богочеловеческий организм!  И если наши люди, христиане, служат на подводных лодках и хотят видеть там священника и архипастыря, почему я не должен туда идти? Люди ходят в храм, исповедуются и причащаются, они врачи, –  почему я не должен туда идти? Или они педагоги? Эти люди на своих местах как специалисты, вооруженные, —  внутренне вооруженные, —  христианскими ценностями, они и должны проводить это в жизнь. Вот именно это я имел в виду, а не спихнуть на кого-то работу.

Вера Ступникова: Что для вас есть православие и Русская культура? И как  может русская православная культура уживаться с культурами других стран и народностей?

Владыка АРТЕМИЙ: В чём отличие, например,  распространения и расширения российского государства, как империи, от той же Америки? Америка сама признаёт, что это некий котёл, где все переплавляются под единую мультикультуру. Вот они её изобрели, свои вот эти ценности и всех там переплавляют, а теперь и всему миру навязывают.

Теперь смотрите развитие Российской Империи: ведь никакого котла не было!

Никого никто не переплавил! Заметьте! Но православие входило даже в быт. К примеру в Российской Империи не было запрещено многожёнство для мусульман. Но у нас в России это не было распространено. Вроде и не запрещалось, но культура базовая, православная, была подведена под все народы.

У нас смягчались нравы воинствующих народов, язычников. Не сразу! Сначала даже и восстания  какие-то были, и здесь, на Камчатке, казаков жгли местные племена… Были случаи, да. Но! Потом, постепенно, не уничтожая культуры малых народов, заметьте, не переплавляя, смягчались их нравы. К примеру, шаманов не уничтожали, не убивали их никогда! Но появление с казаками-первопроходцами первых миссионеров-священников, которые доносили слово Божие, доносили эту религию любви, я бы так сказал, порой ценой собственной жизни, привело к тому, что и на Дальнем Востоке православие стало основой жизни.

Не сразу! Опять-таки, не сразу, язычество тоже сильно в народе сидит. Даже в нашем народе! И всякие приметы  перемешаны с праздниками православными… До сих пор! О чем говорить-то?! Мы  приняли православие  1000 лет назад, а  местные народы Камчатки – 300 лет назад. Но, еще раз подчеркну: никто их не «переплавил», культуру никто не уничтожил!

У меня была интересная встреча с молодёжной организацией коренных народов Камчатки «Дружба северян». Молодые люди задают мне вопросы: а как нам-то быть? Мы вроде и понимаем, что кутху несерьёзно поклоняться, вороне… Как же нам отказаться от своих обычаев?

Я говорю, не надо отказываться от своей культуры! Православие никого не причёсывает под одну гребенку. Если взять грузинскую православную церковь: у них свои национальные песни, свои танцы, и свои национальные обряды на свадьбах и на других праздниках.

В России свои, в Белоруссии — свои,  в Греции – свои! Но базовые моральные принципы входят в душу каждого народа. И, опять-таки, теперь именно возвращаясь к совести: совесть подскажет – да, это хорошо! И поэтому эти принципы принимаются! Ибо совесть – Голос Божий, заложенный в человеке.

И если человек не в мире со своей совестью, он не в мире с Богом и если каждый раз её переступает, и переступает уже так, что уже и наступил ей, наверное, на горло, чтоб она не пищала, вот такой человек  может быть против православия, потому что православие его обличает, обличает неправедные его поступки и дела. Вот такой человек, который уже сознательно встал на путь служения страстям, может быть против православия. И сказать нам то, что нам сейчас предлагается Западом: «человек самодостаточен и свободен». Да не бывает такого! Нам нужно тепло солнца, нам нужен кислород, нам все нужно. Самодостачен один только Бог! А человек должен быть ограничен, во благо всего общества. Недаром же говорят, что свобода одного  заканчивается там, где начинается свобода другого. И в заповедях Божиих дано нам это самоограничение на благо всех.

Вера Ступникова: Владыка, вот вы говорите, что человек должен быть ограничен во благо других. Вы слышите голоса, которые вам возражают: «С какой такой стати?!»

Владыка АРТЕМИЙ: Я всегда говорю, как  человек военный, свобода – это высшая степень самодисциплины. Когда в тебя уже заложена самодисциплина в моральном плане, в ответственности за ближних, за  государство, — наступает свобода. Но, как священник, я вернусь всё-таки к  Евангелию. Когда мы говорим о свободе, Господь дает нам ответ на это! Он говорит: «Познайте Истину, и Истина сделает вас свободными!» Вот если мы познаем Истину… А Понтий Пилат, помните, спрашивал: «Что есть Истина?» А Господь и говорил своим ученикам: «Я есть Истина, Путь и Воскресение». Познайте Христа – и Христос сделает вас свободными.

Вера Ступникова: Вы, владыка, ставите задачи неподъёмные! Я понимаю, что сейчас за этим столом собрались люди одного мировоззрения, у нас нет против сказанного вами возражений, но у ваших оппонентов их наберётся немало. И тогда вопрос к Артуру Изосимовичу:  вы же партийный работник бывший? Как вы пришли к православию? Как это сочеталось, каков был путь  от  крупного партийного работника к человеку воцерковлённому,  самодисциплинированному и жертвенному  до такой степени, что сейчас никто не может и примера-то привести, когда Артур Белашов думал о себе, а не о других.

Ирина Витер: Он всегда таким был! Независимо от должности – партийной или нет.

Аартур Белашов: Владыка, вы тут о совести начали разговор. Еще можно добавить, ангел-хранитель у каждого, — он, наверное,  и есть тоже совесть. Но не в этом дело…

Нужно быть просто совестливым человеком, честным до предела. Когда я работал в шахте проходчиком, машинистом электровоза, забойщиком потом после флота, отслужил пять лет на флоте, когда было нужно, четыре куба там хватанул,  и на полгода просто  выпал, и так далее…

Нужно быть ещё просто патриотом  своей Родины, а есть у тебя партбилет или нет, — это не так важно.

Меня принимала в партию шахта, шахта №19. И когда  я вышел на сцену и там сидит 270 человек , и мне начали вопросы задавать. «А вот при фашистах ты что делал в Майкопе?» Я говорю: «Мне было три года. Голодал вместе с сёстрами и с матерью». Поэтому я до  председательства в райисполкоме не знал, и не думал, и не искал ни Бога, ни веры, был занят работой выше крыши, как говорится, и времени у меня было если только в кино сходить изредка, да ещё книжки читал – богатая библиотека была.

…кто везет, на того и наваливаю, так у нас говорится?

Всё Я как высшую партийную школу закончил, на  меня как навалили в морском порту, потом в райкоме заворг, потом второй председатель райисполкома…

Приехал в отпуск в Херсон к сестре старшей Надежде, там несколько дней побыли и собрались уезжать. И тут мы уже к машине вышли, она кричит «Стой!». Я думал, мы пирожки забыли. И тут она выходит с Библией, и сама страшно волнуется, её просто трясет. Она говорит: «Артур, я должна тебе сказать, что ты крещён в младенчестве, имя тебе  Николай,  и я вот тебе вручаю (слово — вручаю!) Библию». Я потрясенный, конечно, стою. Я Библию взял, спасибо сказал, поставил её в библиотеку огромнейшую свою, и к ней ни разу не прикасался.

Иногда натыкался, что вот она стоит, но она, очевидно, работала там над моим домом, моей квартирой… Но не искал, правда, Бога и после этого

И у меня начался постепенно духовный откат от партии с появлением ГКЧП. Если бы всю правду сказали тогда, наверное, масса коммунистов не оттолкнулась от самой партии. А они все втихаря сделали…

Утром в 6 часов  выступил по радио Назарбаев, казахстанский первый секретарь: «Это распоряжение ЦК КПСС! Поддержать ГКЧП!». Но это же опять виселицы, опять тюрьмы – начинается всё снова…  И я взял партбилет и отнёс  его в горком партии: «Я ни от чего не отрекаюсь, но партия, которую вы сейчас формируете,  мне не нужна».

Я  был уже на общественной работе, и  тут, когда пошел этот слом государства, идеологии, всего абсолютно, и когда началась охота за пирогом социалистическим, когда все рванули сюда или туда, мне-то рвать уже было некуда, я уже определился: фонд компенсации в пользу народов Севера (1989 г. создания). Не было никакого патриотизма, 25 партий всевозможных, — и они все растаскивали Россию, никто ничего не укреплял…

И только и держались за счет православия тогда, русской православной церкви. Она объединяла народ. Больше никто!

Ирина Витер: Послушаешь Артура Изосимовича, —  какой все-таки крепкий русский человек!

И это на Дальнем Востоке, где основа… не такая европейская.

Арутр Белашов: И тогда родилась идея со «Скрижалями». Мы должны были притащить сюда подвиги тех, кто здесь умер, погиб, отдал себя этой Камчатке, России в том числе.

Вера Ступникова: То есть, на волне безвременья родилась идея скреп!

Ирина Витер: Как в годы войны!

Арутр Белашов: Причём, когда я начал формировать список из 400 примерно имён, первым пошёл, конечно, Пётр Великий, который сформировал первую камчатскую экспедицию, потом Атласов, который присоединил Камчатку к России. И вот среди первых портретов – святитель Иннокентий. Вы знаете, я натыкаюсь в собственной библиотеке на книгу о нём, — как начал читать! Епископ, который оставил свой след в истории, в лингвистике, в науке! Вот что наше всё! И это один из первых портретов, который я заказал художнику  В. Санакоеву. И тут же возникает идея  учредить премию имени святителя Иннокентия!

Вера Ступникова: Вы к тому времени Библию уже прочли?

Артур Белашов: Нет. Библия стояла, терпела, ждала…

Вера Ступникова: Тогда откуда это в вас появилось?

Владыка АРТЕМИЙ: Человек крещёный! Печать Духа Святого, полученная в Крещении! Она, как и совесть, помимо человеческой воли действует, хотя и в связи. Но она помогает человеку. Дух святой не вторгается в свободу воли человека. Вот почему Господь и не хочет видеть нас биороботами, запрограммированными на добро, потому что некоторые атеисты говорят «Куда Бог  смотрит: и войны, и убийства попускает».

Я всегда говорю «Бог нас терпит!». Если по строгому Закону Божию судить нас, нас наверное, надо было бы всех уже уничтожить.

Есть такое понятие экономИя в богословии, — снисхождение божественной любви к нам, к нашей немощи… Поэтому Бог нас терпит. И не принуждает, а как бы привлекает своею любовью: будьте хорошими, будьте святы, яко и Отец ваш свят. Понимаете, как действует внутри божественная благодать? Она нас привлекает. Господь говорит: «Стою и тихо стучу в ваше сердце. И награда за доброе дело – это состояние души человеческой. Бог так благодарит душу. То есть: покоем,  миром в душе. Это то, чего сейчас  не хватает. Мы настолько засуетились в жизни! Богатство-то не приносит счастья! Вот как вы счастье понимаете?

Артур Белашов: Свобода!

Ирина Витер: Делать то, что тебе нравится!

Владыка АРТЕМИЙ:  А я бы сказал, что русский язык очень богатый, и в самом понятии самого слова «счастье» заложена и суть этого слова. С-частью. С частью чего ты живёшь? Если ты живёшь с частью земного богатства, то, как говорится в Евангелии, ржа и тля его ест. И если «Мерседес» — это твоё счастье, и он разбился, — всё твоё счастье кончилось, и у тебя инфаркт! А если ты живёшь с частью Бога, с частью Царства Небесного, о котором Господь говорит Не ищи его инде! Оно внутри вас есть! И зарабатывается оно добрыми делами. Это путь к стяжанию Царства небесного, — служение ближнему.

Вера Ступникова: Полюбить Бога легко – он абстрактный. Полюбить ближнего практически  невозможно!

Владыка АРТЕМИЙ: Вторая половина десяти заповедей говорит об отношении человека к человеку! Вот это есть две основные скрижали! Учителя спрашивают: «какая заповедь самая важная?» А Христос что ответил? Первая заповедь: возлюби Господа Бога своего всем сердцем своим, всей крепостью твоей, всей душею твоею, всем разумением твоим. А вторая, которая не меньше первой: возлюби ближнего своего как самого себя! И поэтому Иоанн Богослов, в послании своём, отвечая на ваш вопрос, говорит:

«Если ты говоришь, что ты Бога любишь, которого не видишь,  а ближнего ненавидишь, которого видишь, то ты лжец!» Понимаете? То есть, ты Бога, значит, не любишь! Потому что надо в каждом человеке: в язычнике, в мусульманине, даже в преступнике видеть Христа и отделять грех от самого человека. Да, грех мы должны осудить, — то есть, само действие. Ты неправильно поступаешь! Но сказать, что ты негодяй, такой-сякой, потому что ты это делаешь, -мы не должны. Вот эта разница в чём? Видеть зерно божественное в каждом человеке, который присутствует, даже в некрещеном человеке. И действие, которое он производит. Это разные вещи. А как? Ходите в храм!

Вера Ступникова: У вас на все один ответ – ходите в храм!

Владыка АРТЕМИЙ: Нет, это не один ответ! Вот вы приходите, например, к олимпийскому чемпиону. Он победил, он лучший на планете! К нему приходит корреспондент и спрашивает: «Как вы стали лучшим?». А он вам отвечает: «Идите в спортзал!». И вы говорите: «У! Один ответ у всех! А вот сделать так, чтоб раз – и стал!» Не бывает так! Нужно трудиться! А трудиться, — значит, быть в церкви, которая, я уже говорил, есть богочеловеческий организм. У церкви и учение есть, как молоко матери. И таинства, где мы свою душу соединяем с Христом. Это целый комплекс!

Это вот айсберг, что мы видим храм красивый, наш камчатский, откуда ни заедешь – видно  со всех сторон. Но это айсберг! А вот то что внутри: учение церкви, таинство церкви. Вот вы зайдите туда, хоть немножко прикоснитесь! И тогда, — даже Господь говорит — Дух Святой всему научит. Уже не я буду вас учить. Тогда идёт преображение человеческой личности. Без церкви, как богочеловеческого организма, ,невозможно развитие христианина, невозможно преображение души! Поэтому ходите в храм!

Вера Ступникова: Прошу вас спуститься на землю всех! Журнал читают не только люди  воцерковлённые… Посему, прошу ответить на вопрос: как воспитать патриотов? Примерно в 14 лет человек уже помнит себя хорошо и может осознавать свои поступки. Как в этом возрасте   направить его действия на добро?

Владыка АРТЕМИЙ:  Я с вами в корне не согласен! В 14 лет девочки уже рожают! А вы говорите до 14 лет отпустить и только потом озаботиться их воспитанием?

Вера Ступникова: Да они глупыши ещё!

Владыка АРТЕМИЙ: Да они и будут глупыши, если мы не будем их оберегать от всяких гадостей, они и вырастут такими терниями и колючками.

Помните притчу, когда родители спросили старца, когда им надо начинать воспитывать ребенка? Он поинтересовался, сколько ему лет. «Три года!» — был ответ. «Вы опоздали на три года!»

Читайте, в житиях святых все сказано! Мама преподобного Сергия Радонежского носила во чреве ребенка и очень сильно себя оберегала духовно, как и другие «непраздные» женщины, то есть, вынашивающие чадо. От увеселений всяческих, от страстей… Сейчас это осталось частично, но тогда это было строго. Это же заложено всё не только в биологии: мать питает даже страстями дитя, которого она носит в утробе. И то, чем она занимается в этот период, воспринимает уже ребенок в утробе воспаленную страстями кровь матери. Уже заражается! И поэтому мать не должна никого осуждать, ругаться, приходить в ярость. Вот когда надо начинать ребенка воспитывать! Не в 14 лет! – во чреве.

А взять преподобного Сергия Радонежского? Он сосцы матери не брал по средам и пятницам. Это о чем говорит? Избранник Божий.

Вера Ступникова: Ну это уже сказки!

Владыка АРТЕМИЙ: Это для вас сказки. Но это Жития Святых. И это преподобный, который своими мощами почивает в Троице-Сергиевой Лавре. И мы знаем, что он объединил все княжества враждующие. Практически его подвиг и труд то, что он стяжал такую Благодать Святого Духа: хватило объединить всю Русь! Мы-то стяжаем маленькими шажками…  А он уже от утробы матери был избранник. И чем раньше человек начинает стяжать благодать эту, тем больше он послужит своему отечеству и своим ближним вокруг себя…

Вера Ступникова: Вы говорите о матери, которая себя блюдёт, а я говорю о современной матери, воспитание которой упущено, и нашей церковью, в том числе! Она курит, — и это самое малое. Она пьет, сквернословит, шатается по вечеринкам.. Что делать-то?

Ирина Витер: И если продолжить вопрос Веры, — они не хотят идти в церковь, признавать, что поступают неправедно, каяться и очищаться не хотят!

Вера Ступникова: Есть же иной путь, кроме церкви?

Ирина Витер: Наверное, есть. Долго-долго рассказывать, говорить, убеждать.

Артур Белашов: Это уже терпеть надо, оно неисправимо!

Вера Ступникова: Но оно будет рапространяться!

Владыка АРТЕМИЙ: Да, чтобы к нам прийти, надо некую внутреннюю подготовку иметь.  Мы говорим о начале пути, но к этому началу надо подойти. Но для этого нужна работа государства! Я всегда говорил, одна церковь ничего не сделает, если не будет работы государства!  Во всех структурах, опять-таки, во всех министерствах! Должны быть обучающие программы, что и пытается сделать сейчас Патриарх, — я же говорю, у нас со всеми структурами заключены договоры о сотрудничестве. Чтобы на принципах морали христианской были созданы соответствующие программы: и культурная, чтобы у нас со сцены не нецензурщина лилась, а чтобы это было достойно, чтобы даже в культуре была мораль и нравственность, и воспитание, чтобы это было и в литературе, и в кинематографе. Не насилие и убийство! А христианская мораль!

Вот это и есть комплексный подход! Ко всем.

И почему я говорю, когда Россия расширялась, присоединяла земли, она туда приносила и МОРАЛЬ! Которая не уничтожала, не поглощала те же языческие народы, но давала общую мораль! И даже это стимулировалось, поощрялось государством! Люди, которые приходили в православие. наделялись какими-то льготами, их брали, например, в учителя. То есть, это тоже стимул! От налогов освобождались целые регионы, если они принимали православие. И в этой связи почему и была симфония власти духовной и власти светской. Если мы будем браться только за одно весло, то будем кружить на месте. Поэтому тут усилие государства должно быть!

А вообще, если расставить точки, как говорится над «и», у России другого пути, кроме православия, нет. Посмотрите, как на нас ополчился весь мир. Нам предлагают пойти по европейскому пути, — сатанизма и содомии. У России свой путь, православный, где и веротерпимость, и  принятие людей любой национальности, и высокие моральные принципы. А на обочине атеизма отсидеться уже не получиться.

Информационный отдел епархии.