Не нужна мне, Господи, жизнь твоя?..

Десятое сентября — Всемирный день предотвращения самоубийств. О тяжком преступлении против Божьей воли, лишении себя жизни, о возможных причинах такого поступка рассуждает священник Игорь Ткаченко.

Суицидальная Россия. Черные цифры.
В России каждый год кончают с собой около 60 тысяч человек.
Никто ни фиксирует случаи неудачных попыток самоубийства, число которых по разным оценкам в 10-20 раз больше, чем законченных самоубийств.
Российские мужчины заканчивают жизнь самоубийством в шесть раз чаще, чем женщины. Женщины оказываются более устойчивы к стрессу при всех тяготах женской жизни.
Наибольшее число самоубийств среди мужчин наблюдаются в возрастной группе 45-54 года. Значительными факторами суицидального поведения среди россиян, по мнению специалистов, являются злоупотребление алкоголем и депрессивные расстройства.
По абсолютному количеству самоубийств после мужчин на втором месте стоят подростки.
По статистике, по абсолютному количеству подростковых самоубийств среди детей в возрасте от 15 до 19 лет Россия занимает первое место в мире — 2 тысячи 500 несовершеннолетних в год. Второе место у США — 1 тысяч 800 детей-самоубийц в год.
Исследования опровергли утверждение, что все самоубийцы — душевнобольные. Выяснилось, что количество душевнобольных среди самоубийц не превышает их числа среди тех, кто умирает своей смертью. То есть суицид в общем случае никак не связан с психическим расстройством.

Депрессия – это когда грехи вопиют…
Почему этот ужас происходит с нашим народом? Да, можно сказать: низкий уровень жизни, кризис, стресс … Но в истории нашей страны были годы и куда более трудные, бесспорно. Почему сегодня так много людей, которые не хотят больше жить, которые не могут справиться со своими проблемами?
Я думаю, нельзя все сваливать на тяжелые условия жизни. Даже ученые развенчали миф о том, что люди кончают с жизнью из-за низкого уровня жизни и социального статуса. Статистика показывает: когда общество вынуждено решать проблему физического выживания в условиях кризиса, количество самоубийств резко сокращается.
Проблема спрятана глубже, в человеческой душе. Человек обманывается, выбирает неправильные ориентиры в жизни, строит свой дом на земле из песка. А душа ведь по природе христианка, она всегда тянется к Источнику Вечного Света.
На ум приходят слова из Псалтири: «Рече безумен в сердце своем: несть Бог» (Пс. 52:1).
Считается, что болезнь самоубийц — депрессия. До 70% депрессивных больных обнаруживают суицидальные тенденции и примерно 15% из них совершают самоубийства. Поэтому проблема самоубийств — это проблема депрессий.
Депрессия — самый часто встречающийся синдром душевных расстройств. Состояния уныния, безрадостности, тоски, увы, так свойственны нашим современникам. Сегодня многие считают, что депрессия — болезнь цивилизации, с ее требованиями к жизни, к человеку. Науке многое известно о причинах возникновения депрессивных расстройств, но в среде ученых не принято говорить о грехе. А причиной многих форм болезненного уныния является именно он. Об этом говорят святые отцы, об этом свидетельствует весь аскетический опыт Православия.
Безудержный рост неврозов в наше время порождён не только стрессами и научно-техническим прогрессом с его информационными перегрузками (на что неоднократно указывали исследователи), но, прежде всего, «прогрессом» общечеловеческого грехопадения. Ибо во все времена истории человечества были войны, различные природные бедствия, экономические кризисы. Почему же проблема неврозов стала столь острой лишь в последние времена? Причина одна — в нарастающем безверии, в потере человечеством духовного фундамента, а с ним и истинного смысла жизни.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил, что современные люди утратили смысл жизни и предаются развлечениям.
Депрессия — это своего рода сигнал души о неблагополучии, бедственном ее положении. Это не плач о грехах. Это грехи вопиют, нераскаянность мучит душу. И демоны нашептывают в ухо: «Все плохо, надеяться не на что, все равно помирать, так лучше сейчас…» При невротической форме депрессивных расстройств связь их с морально-нравственным состоянием человека определяется самая непосредственная. Мучается человек от печали, тоски, страдает, душа его томится.
Истинная причина депрессивных расстройств, как правило, в совершаемых пред тем грехах и беззакониях. Святые отцы считали, что в основе всех душевных страданий лежит гордыня человеческая и другие страсти.
Святая Библия представляет нам только двух самоубийц — израильского царя Саула и Иуду Искариота.
Когда Саул впал в состояние терзания душевного, подобное помешательству, тогда же прибег он к преступлению — волшебству, тогда же он впал в злобу на людей и отчаяние. Не помешательство, а неверие, греховное своеволие в жизни, отчаяние стали причиной самоубийства Саула — раненый в войне с филистимлянами и, не желая попасться живым в руки врагов, он пал на свой меч. «Так умер Саул за свое беззаконие, которое он сделал пред Господам, за то, что не соблюл слова Господня и обратился к волшебнице с вопросом, а не взыскал Господа. За то Он[и] умертвил его» (1 Паралипоменон 10, 13-14). Вот приговор, справедливый относительно всех самоубийц прежних и будущих: они налагают на себя руки по причине своих беззаконий, потому что забывают Господа, не ищут Его ни в мыслях своих, ни в жизни.
Таков же Иуда Искариот. «Сатана вошел в сердце Иуды, один из вас (учеников Господа) диавол», — так говорится в Евангелии об Иуде. Господь был предан Иудой из-за корыстолюбия, но для нас важно другое. Иуда, увидев, что его предательство привело к осуждению Христа на смерть, пошел к первосвященникам, швырнул им деньги и с раскаянием до отчаяния в своем поступке, повесился на дереве. «И когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его»(Деяния апостолов 1, 18).
Нет греха, которого бы Господь не простил человеку, кроме греха нераскаянного. Будем же стремиться к Тому, Кто всегда дает нам надежду, Кто помогает обрести смысл нашей временной жизни, и Кто всегда готов прийти к нам на помощь. Господь всегда ждет нас, cвоих блудных детей, с распростертыми объятьями. Если мысли о самоубийстве приходят к вам — гоните их, молитесь. Самая краткая молитва, которую нетрудно запомнить: «Господи, помилуй».

Как поминать самоубийц?
Церковные каноны запрещают «приношение и молитву» за самоубийц (Тимофея 14), как сознательно отторгших себя от общения с Богом. Справедливость этого правила подтверждается духовным опытом подвижников, которые, дерзая молиться за самоубийц, испытывали непреодолимую тяжесть и бесовские искушения.
Указанное правило святого Тимофея Александрийского было направлено против отпадших членов Церкви. Однако в настоящее время большая часть покончивших с собой это люди крещеные, но не получившие ни церковного воспитания, ни церковного окормления. Они прерывают свою жизнь не вследствие сознательного противостояния Богу и Церкви, а будучи «вне ума», хотя это не зафиксировано медицинскими свидетельствами. Священнику, который не знал умершего в его жизни, невозможно решить, как относиться к такой смерти, а родственники и близкие самоубийцы, встречая отказ священника совершить отпевание, еще далее отходят от Церкви, не получая утешения.
В связи с этим Священный Синод Русской Православной Церкви благословляет, в целях духовного окормления паствы и единообразия пастырской практики предлагает, не совершая отпевания самоубийц и «приношения» о них, то есть поминовения в храме, преподавать близким и родственникам таких умерших следующие утешительные молитвы: Чин молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго. Текст чинопоследования утвержден решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 июля 2011 года.
Кроме совершения предложенного чина родственники и близкие могут взять на себя, с благословения священника, келейное чтение молитвы преподобного старца Льва Оптинского. Более же всего таким умершим помогает раздача милостыни за них и благочестивая жизнь их родных и близких.

МОЛИТВА ПРЕПОДОБНОГО ЛЬВА ОПТИНСКОГО О РОДИТЕЛЕ, УМЕРШЕМ БЕЗ ПОКАЯНИЯ
Взыщи, Господи, погибшую душу (имя), аще возможно есть, помилуй! Неисследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет святая воля Твоя.

О. Игорь Ткаченко

 

Метки: