Миссионерская деятельность белгородцев продолжается. Служение иеромонаха Иннокентия (Деньщикова) в пгт. Оссора

Вопрос об очередной моей миссионерской командировке обсуждался еще два года назад, когда митрополит Иоанн подбирал кандидатуру миссионера для  Якутского поселка Тикси. В тот год я избежал своего миссионерского жребия по причине поступления в Докторантуру. 2015 преподнес мне неожиданный подарок, о котором я даже и не помышлял. Мне уже доводилось побывать с миссией на Магадане, в Кызыле, а в Чечне и Монголии неоднократно, но никогда не предполагал я, что когда-нибудь увижу вулканы, заснеженную тундру Камчатки и познакомлюсь с замечательными людьми, которые живут в этой заповеданной и самой восточной окраине нашей Родины. Как известно, условия обитания во многом способствуют формированию в человеке особых черт характера и поведения, разгадать и постичь которые и предстоит мне, исполняя пастырские обязанности миссионера на краю загадочного камчатского полуострова в живописном поселении под названием Оссора, что в переводе с корякского означает «дом горбуши».

В этом для себя я нахожу нечто промыслительное, поскольку на Камчатке начиная с июля 1824 г. проповедовал мой небесный покровитель апостол Сибири и Аляски митрополит Иннокентий (Вениаминов). Прейдя на эту благодатную землю, Великий Миссионер знакомится с бытом, верой, языком коренных народов и переводит для них молитвы. В частности работая над переводом «Отче наш» он не нашел в языке северных народов понятие слова «хлеб» и заменяет его на «рыбу», ведь именно рыба на севере является насущным хлебом. Получается что пос. Оссора – «Дом Хлеба», а новое место моего миссионерского служения – Северный Вифлеем. О своей жизни на новом месте я делаю записи в виде небольших заметок миссионерского дневника, которые и предлагаю для ознакомления читателям «Нашей Камчатки».

 Тундра

27 марта я направился в 1-ое оленеводческое звено ООО «СХ «Дружба» находящееся в 197 км от Оссоры. Холод, снег и шелест полозьев деревянных нарт сопутствовали все девять часов моего продолжительного путешествия. Честно говоря несколько раз, прежде чем наш снегоход прибыл к месту назначения я порывался выпрыгнуть из саней в силу того что моя душа от трясучей поездки давно уже покоилась на просторах бескрайнего моря заснеженной тундры. Знакомство с оленеводами меня обрадовало. В их лице я увидел приветливых и гостеприимных хозяев. Они охотно идут на контакт, слушают внимательно, в рассуждениях весьма обстоятельны, но всегда придерживаются своего. За месяц до меня у них уже побывали «миссионеры». Они радушно поблагодарили Иеговистов за красочную литературу, которая как оказалась, однако очень пригодна для растопки печи. Руководитель же Камчатского отделения «Церкви Полного Евангелия г-н Папроцкий привозил в тундру даже гражданина Америки, который впрочем, оказался простым украинцем. Но их рассказы, пестрившие русофобскими идеями и обещаниями подарить два снегохода, не впечатлили тундровиков. Как говорится: «А олени лучше»!

Весьма трогательным нахожу крещение пожилого оленевода Нинвит Юрия Михайловича. Когда его жена Любовь Илинечна узнала, что и ее младший сын пожелал стать христианином не смогла сдержать слезы. Она мне рассказала, что в далеком 1954 г., когда ей было всего четыре годика, к ним в тундру приезжали православные миссионеры. Она помнит, как ее крестили и причащали Святых Христовых Таин. Таким людям не нужно много рассказывать, достаточно одного раза прочувствовать что бы понять где благодать и правда Божия. Ее муж недавно перенес на ногах тяжелую простуду: «Он же у меня помирать собрался. Смотрю, лежит и руки на груди уже сложил». «Этой осенью заболел сильно, в тундре был, лекарств никаких и помощи тоже ждать было не от кого, – улыбаясь рассказывает Юрий Михайлович, – я всегда с собой иконку ношу. Я иконку на лоб положил и уснул, а когда утром проснулся, то был совершенно здоров».

Здесь я крестил девять человек, из них трое детей. Востребованы были и такие таинства как соборование, исповедь и причастие. По просьбе гостеприимных хозяев я освятил стадо оленей и все постройки звена. Освящая ярангу, сшитую из оленьих шкур и вымощенную вербой, ветки которой украшенные пушистыми почками напомнили мне о моих настоятельских обязанностях, а это означало, что пора возвращаться в Оссору, ведь через день Церковь Христова празднует Вербное Воскресенье.

 Школа

Особого внимания заслуживает школа Оссоры. Знакомство с учителями и учащимися произошло в ходе подготовки и проведения родительского собрания по преподаванию в 4-м классе ОРКСЭ, где я делал презентацию модуля «Основы Православной Культуры». В связи с этим возникло не мало! вопросов у родителей и преподавателей, которым на протяжении четырех лет со стороны краевого департамента образования активно навязывался модуль «Основы Светской Этики» не отвечающий традициям и культуре народов России и даже противоречащий им. С целью разъяснения среди учителей всей серьезности данного вопроса, а так же для информировании широких слоев районной общественности в области противодействия сектантству, мною были совершены поездки и проведены встречи с учителями и родителями учащихся школ пос. Карага, пос. Ивашка, пос. Тымлат. По моей инициативе совместно с администрацией Карагинского района при поддержке главы районной администрации Алешкина Н.А.  14 мая проведена научно-образовательная конференция, приуроченная к 1000-летию преставления равноапостольного Князя Владимира – «Святой князь Владимир. Цивилизованный выбор Руси». Итогом работы конференции стало принятие резолюции, в которой её участники призвали все государственные, общественные, религиозные организации Камчатского края к сотрудничеству и изучению наследия святого князя Владимира и предложили начать активную работу по подготовке преподавания в муниципальных общеобразовательных учреждениях предмета Основы Православной культуры. Изучить опыт преподавания, программы «Социокультурные истоки» (автор И.А. Кузьмин, профессор, член-корр. РАЕН, г. Москва) в Белгородской области и Елизовском муниципальном районе Камчатского края и рассмотреть возможность преподавания данного курса в муниципальных общеобразовательных учреждениях данной образовательной программы. Подробнее с материалами конференции можно ознакомиться на официальном сайте Петропавловской и Камчатской епархии «Православная Камчатка» (http://pravkamchatka.ru/news/v-pgt-ossora-sostoyalas-konferenciya-knyaz-vladimir-civilizacionnyj-vybor-rusi.html).

7 мая я вновь посетил школу с поздравлением наступающего праздника Победы и начал свою речь с торжественного пасхального приветствия «Христос Воскресе»! В ответ все дети хором ответили «Воистину Воскресе»! Вместе с Валерием Петровичем Слотиным, а ныне диаконом Валерием мы вручили пасхальные подарки и пригласили всех желающих записаться в приходскую воскресную школу.

22 мая по приглашению руководителя управления образования Карагинского района Рубановой Т. А. я принял участие в последнем «Школьном звонке», обратился со словами благословения к выпускникам. Многие отметили, что впервые за всю 76-летнюю историю школы впервые на выпуске присутствовал священник и впервые не упоминали нечистую силу и безбожного напутствия «Ни пуха, ни пира».

23 мая в районной библиотеке с участием учителей школы прошел вечер памяти писателя Валентина Распутина, большинство произведений которого были написаны в советское время, но буквально все они пропитаны проповедью христианского образа жизни персонажей его бессмертных произведений. О проведении литературного вечера и некролог писателя были опубликованы в районной газете «Карагинские Васти».

Незадолго до окончания занятий я зашел в школу что бы отдать учебное пособие по РКСЭ классной руководительнице 4-го класса Власенко Анастасии Алексеевне. Которая несмотря на разгром с моей стороны ее предмета «Основы Светской Этики» на конференции 14 мая, встретила меня с особой теплотой и радушием: «Скажите, а когда будет введена образовательная программа «Истоки»? Почему священники сами не преподают в школах предмет «Основы Православной Культуры», нам, как учителям самим было бы интересно на таких уроках по присутствовать»?! Мне было приятно видеть оживление со стороны учителей Оссорской школы в вопросе духовного образования, как радуется земледелец первым зеленым побегам трудов его сеяния. Дети, обступившие нас, то же не оказались безучастными в разговоре: «А вы ставите оценки в воскресной школе? А можно нам прийти в Церковь? А вы к нам еще прейдете»? «Приглашайте, и я прейду к вам обязательно»! – ответил я и поспешил по делам прихода, который за несколько месяцев моего пребывания в Оссоре стал для меня родным!

 Приход

Знакомство с прихожанами началось со встречи с Валерием Петровичем Слотиным, который меня встретил в Аэропорту пос. Оссоры. Меня разместили в отдельной квартире, которую с радостью предоставила одна жительница поселка, любезно попросив в замен, лишь оплату коммунальных услуг. И началась обыденная размеренная приходская жизнь, наполненная и радостями, и скорбями и служением Божественной литургии, которая всегда придает силы, вселяет надежду и укрепляет веру всякого христианина. Исполняя благословение Владыки Артемия в течении трех недель почти каждый день я занимался подготовкой Валерия Петровича к диаконскому служению. Разучивали с ним схемы каждения, диаконские диалоги и ектении. Но он и сам к этому времени во многом преуспел по части знания богослужения и чтения на церковно-словянском языке. И в этой связи с ним было легко и приятно иметь дело.

Первым ярким событием первого месяца пребывания в северном поселке на берегу Берингова моря стал финиш гонки на собачьих упряжках «Беренгия». 25 марта весь поселок встречал, как героев своих земляков-каюров. Встречали и мы батьюшку-каюра отца Владислава. Который, на протяжении всей гонки с п. Эссо вез на груди икону Святителя Иннокентия (Вениаминова) с частицей его Святых мощей! Делая остановки в населенных пунктах Верхнее-Хайрюзово, Усть-Хайрюзово, Ковран, Седанка, Тигиль, Воямполка, Полана, Лесная, Карага встречался с православными, беседовал с людьми «чающих Христова утешения», многих крестил подражая миссионерскому подвигу Святителя Иннокентия, который более 150 лет тому назад точно также проповедовал народам Камчатки передвигаясь по заснеженному полуострову на собачьих упряжках. В Оссоре мы вместе с ним отслужили молебен Свт. Иннокентию Московскому с благодарением Богу о благополучном завершении его миссионерского путешествия. Инициативу о. Владислава, на мой взгляд, необходимо развивать с привлечением СМИ, общественности и властей. Чем давно и активно занимаются сектанты. К примеру, чета Симашкиных принадлежащие к т. н. «Церкви Полного Евангелия», которые во время гонки успешно пропагандируют свой деструктивный культ.

11 апреля я посетил пос. Тымлат, который находится в 40 км/ от райцентра. Отслужив литургию Великой субботы и освятив собравшимся в храме прихожанам куличи и яйца, я поздравил их с наступающим праздником Пасхи, отметив при этом, что именно здесь на самом восточном рубеже России этот Великий для каждого верующего Праздник наступит раньше всех. Вернувшись назад, пришлось много потрудиться по подготовке Пасхального богослужения и праздничного детского концерта. К ночной службе мы успели смонтировать временную звонницу и повесить колокола. Пасхальная ночь была исполнена торжественным звоном, благовествующим о Воскресении Христовом, что для Оссоры было впервые. Утром воскресного дня со старостой прихода Валентиной Петровной Прусовой мы посетили пос. Карага, где поздравив, селян с Пасхой Христовой, я освятил праздничное брашно. А в 13:00 начался праздничный концерт «Пасхальное Многоголосье» в районном ДК, посвященный Дню Святой Пасхи. Перед самим концертом прошла церемония награждения школьников принявших участие в конкурсе рисунка «Пасха Красная». Все пятьдесят участников получили праздничные наборы со сладостями. Концерт был проведен сектором по организации культуры и досуга населения районной администрации под девизом: «От каждого по таланту прославляя Воскресшего Христа». На концерте выступили детские национальные ансамбли, танцевальные коллективы, школьники читали стихи, пели и играли на различных музыкальных инструментах. Среди выступающих были и адепты «Церкви полного Евангелия», многие из них служащие различных государственных поселковых организаций, в том числе и работники Дома Культуры. По моему настоянию они выступили без оглашения названия их религиозной организации и исполнили две песни о Воскресении Христа. После концерта состоялось освящение куличей и яиц. Организовано чаепитие и игровая программа. Всю неделю люди шли в храм поставить свечи и позвонить в колокола.

На Фоминой неделе пришлось поработать и для своих и для тех, кто еще «вне стана». До того, как обойти  с Пасхальным поздравлением больных и престарелых прихожан нашего храма я отслужив литургию решил сходить на собрание к сектантам т.н. «Церкви Полного Евангелия». Их собрание было в разгаре и сопровождалось зажигательными песнями под гитару. После со многими происходило, что то невообразимое – одни плакали, другие смеялись, третьи стояли на коленях. Но самое страшное среди них были и подростки, психика которых подвергалась явному разрушительному влиянию общего психоза. Честно говоря, я и сам, если бы в это время не читал Иисусову Молитву и в месте со всеми закрыл глаза, непременно начал пританцовывать в такт с окружающими под оглушительный ритм исполняемых песнопений. Но вот пение закончилось, меня пригласили зайти в зал и предложили присесть. И тут началась оживленная беседа. Мне задавали вопросы о почитании икон и святых и я как мог аргументированно им отвечал, ссылаясь на конкретные Евангельские цитаты, которое они знали на достаточно хорошем уровне. Передо мной сидело тридцать человек читающих ежедневно Священное Писание. Целых тридцать потенциально православных христиан и прихожан нашего храма! В оживленной дискуссии видимо я так увлекся рассказами из Общецерковной Истории, Священного Придания и личного пастырского опыта, что вызвал недовольство у старших из них, которые мне уже указывали на время и дверь. Но большинство собравшихся меня поддержали: «Коля, перестань болтать ерунду дай человека послушать»! И эти слова вселили надежду на то, что не все потерянно и давало моральное право еще раз прийти к ним, что бы заронив зерно Правды в их заблудшие души хотя бы некоторых уловить для Царствия Божьего.

Наличие на территории прихода сектантской активности говорит о том, что деятельность православной общины стоит не на достаточно высоком уровне. Православие должно заполнять все общественное пространство, ее миссия должна проникать во все слои гражданского общества, где Церковь не имеет еще своего присутствия. По этой причине мною была организована социальная служба «Милосердие» с привлечением активных прихожан для оказания благотворительной помощи малоимущим и прихожанам церковной общины, которые по состоянию здоровья уже не могут самостоятельно прейти в храм, а так же для духовного окормления и оказания необходимой помощи находящихся на излечении в туберкулезном диспансере и районной больнице. При храме организована певческая группа для прихожан желающих петь во время богослужения. Группа собирается на спевки два раза в неделю для разучивания богослужебных песнопений. На сегодняшний день весь храм уже поет «Господи помилуй» и «Подай Господи» на ектениях, «Отче наш», «Символ веры» и «Херувимскую песнь». В Воскресной школе занимаются пока пятеро учащихся младших классов Оссорской школы, с каждым занятием дети приводят с собою своих друзей. Во время занятий мы с ними читаем Священное Писание и разучиваем молитвы, дети поют и учатся звонить в колокола, последнее вызывает у них особый интерес.

Самым впечатляющим событием в Оссоре безусловно стало празднование 70-летия со дня Великой Победы. К этому празднику трудами нашего прихода и благодетельной помощи местного мецената Шрейнер Александра Владимировича был заказан и размещен на видном месте праздничный баннер с поздравлением в Великой Отечественной Войне. После торжественного митинга у стелы Победы в нашем храме была отслужена панихида и весь день звонили колокола.

         На этом заканчиваются записи в моем миссионерском дневнике, но не заканчивается история миссии в Оссоре. С новыми записями дневника можно ознакомиться на официальном сайте Петропавловской и Камчатской епархии в блоге «Миссионеров пгт. Оссора» (http://blogs.pravkamchatka.ru/ossora/).

Информационный отдел епархии.