Как вырастить настоящих людей

Накануне летних каникул наш корреспондент встретился с педагогом Лицея № 46 г. Петропавловска-Камчатского  Ниной Васильевной Мягких, которая рассказала о жизни лицеистов и поделилась своими  мыслями о будущем процессе образования школьников:

Чем ваш лицей отличается от общеобразовательных школ, кто может поступить в него, и что кроется за необычным званием —  лицеист?

В лицее учатся школьники 7-11 классов, направление обучения техническое, по усиленной программе связанной с математикой, черчением, физикой, информатикой и изучением английского языка.  В начале мая в лицее проводится дни открытых дверей: в это время к нам  приходят дети и их родители. Мы рассказываем  о нашем лицее, его традициях, достижениях, об учебных  программах и посвящаем их  в особенности обучения. Желающие обучаться  в нашем лицее оставляют свои заявления  для поступления. Набор в 7 класс осуществляется на основе табеля успеваемости, портфолио и наличия свободных мест. Такое ограничение связано с  учебной площадью лицея.

Если рассуждать о стремлении и желании получать знания, то  сегодняшние дети особым рвением в их приобретении не горят. Большое количество времени они тратят по сути дела на бесполезные занятия: их занимают телефоны, компьютеры, виртуальное общение. У сегодняшних  школьников нет голубого  осмысления того, для чего нужно учиться. Да и наши лицеисты частенько не особенно задумываются над тем, зачем  он пришёл учиться именно в лицей. Приходят дети, которые не реализовали себя в общеобразовательной школе. Почему  этого не произошло? Желания у детей большие, а реализовать себя либо не хотят, либо не могут. А родители хотели бы, чтобы их дети смогли воплотить то, что не смогли сделать сами! И поэтому приводят детей в лицей.  Не все дети остаются в лицее, часть уходит, потому что учеба – это труд, системный и ответственный. Но есть и другая категория учеников: они знают,  что для них важно, что они должны  делать в жизни, как поставить  жизненные цели, какие  задачи предстоит решить.  Таких детей немного, но они есть,  и нас это радует. И они  — это зона особого нашего внимания.

Воспитательному процессу в колледже уделяется особое внимание. Я социальный педагог. В лицее всего восемь классов и мы имеем возможность обучать около 200 человек. Конечно, по сравнению с обычной школой это немного. Поэтому воспитательный процесс должен строиться не по шаблону, мы делаем определённые акценты на групповое, индивидуальное воспитание. Что важно  в воспитательном процессе с точки зрения нашего коллектива? Он  зиждется, можно сказать, на трёх китах: патриотизм, духовно-нравственное воспитание и привитие лицеистам навыков здорового образа жизни.

Какими методами происходит обучение лицеистов, и используете ли Вы как  социальный воспитатель и православный человек духовно-нравственные ориентиры?

Как православной человек, я всегда привношу в процесс воспитания ориентиры духовности, которые  основываются на корнях православия.  При этом нам важно развить в лицеистах самостоятельность мышления.  Мир многообразен и предлагает подросткам различные аксиомы.  И мировоззренческий выбор подростка должен быть осмыслен и проверен исторической действительностью. Есть конъюнктурные, сиюминутные идеалы, а есть проверенные исторической действительностью.

Традиционное лицейское мероприятие «Посвящение в лицеисты». Дети должны знать, куда они приходят, что от них здесь будут требовать, каким образцам следовать.

Также стало доброй традицией проведение в лицее дебатных слушаний по важным мировоззренческим проблемам. Тематика такова:  «Почему нельзя переписывать уроки истории,  или истории в сослагательном наклонении не бывает», «Что значит быть патриотом?», «Культурно-исторические коды и их влияние на морально-нравственное состояние общества», «Роль лицейского образования в формировании идентификации» (Осознание себя как человека, живущего в России, гражданина), «Что является национальным достоянием России?», « Культурно-исторические коды и их влияние на морально-нравственное состояние общества», «Хочется, чтобы мы все были чуткими к слову. Будем чуткими к слову — научимся быть чуткими к человеку. Или не так?», «роль женщины-матери в современном мире», «Поговорим о семье…или можно ли выйти замуж по любви?».

Мы с ребятами рассматриваем поставленные вопросы под разными углами зрения: светская модель, православная, западная (либеральная).

В апреле состоялись дебатные слушания «Что значит быть патриотом?»

И  обсуждался  вопрос  жизненных установок  с  трёх позиций: православная модель предлагает цель жизни — святость и подражание идеальным образам; светская точка зрения:  цель жизни  — успех; либеральная западная модель говорит   о вседозволенности:  идеалов нет, человек сам определяет для себя, что есть добро, и что есть зло.

Во время таких слушаний детям никто не навязывает решить вопрос тем или иным образом, но при размышлении ребята приходят к выбору, который они осознали.

Если цель жизни — святость, то  она меня приводит к духовному  развитию и нравственным устоям; успех  как цель жизни в идеале позволяет стать профессионалом, у которого главная задача – успеть сделать в жизни успех. Если я выбираю  сам ставить метку добро-зло, то в истории много печальных примеров дурного  исхода.

В лицее у нас созданы волонтёрские команды. Каждый год в течение 6 лет собираем индивидуальные подарки для детей из областной больницы туберкулезного отделения. Мы  заранее выясняем пол, возраст детей и в создании новогодних  подарков участвуют не только лицеисты, но и их родители. И дети понимают, что они сделали доброе дело, когда становится легче на душе и мягче становиться сердце ребёнка.

Сотрудничаем с  краевой библиотекой.  Любовь Валентиновна ………. – православный человек, и ее опыт  построения бесед с детьми поистине уникален. Красивая живая русская речь библиотекаря раскрывает сердца ребят, основы духовности и нравственности – главное в ее общении с детьми, на какие бы темы не велись беседы.  К сожалению, приходится  очень осторожно касаться в общении с подростками вопросов православия, потому что дети реагируют на это по-разному. Ведь чаще всего в семьях православная этика начинается с крещения ребенка и заканчивается  панихидой по усопшему. Потеряна культура православной жизни, литература 19-20 веков  выхолащивала  православие, а отсутствие духовно-нравственной литературной среды порождало других героев,«базаровых», для которых  слова «бороться и искать…» заменили «Отче наш». Поэтому, беседуя на православные темы, не всегда  открыто, приходится разъяснять им духовно-нравственные устои, на которых  зиждется наша человеческая жизнь, но о которых семья ребенка не сочла нужным говорить. Так центральные понятия добра и зла православная этика диктует: добро – исполнение Заповедей Божиих; зло – их нарушение; совесть – нравственный закон. Все предельно четко и ясно.

Беседуем с подростками  об упрямом и упорном человеке. Какая ассоциация рождается со словом упрямый?   Осёл. Осла заставляют идти прямо или в сторону, он идет либо  в одну сторону, либо стоит. А у каждого осла есть хозяин.  В одном человек  и хозяин, и упрямый и осёл. Кому ты позволяешь собой руководить? Ослу! А упорный человек – это тот, кто однажды сказал: «Дайте мне рычаг, и я переверну весь мир!» А рычаг тот  — это нравственная основа в человеке, которого не повернёшь, не перевернёшь, как ветер поворачивает  флюгер, такой будет чётко знать своё направление и идти по своему пути.

Классные часы «Как воспитывали русского дворянина?» И когда говорим об этом, то дети понимают, что не удовлетворение собственных потребностей было важно для дворянина, а честь и служение Отечеству.

 Большой ли в лицее педагогический коллектив, и какие взаимоотношения складываются между педагогами?

Всего 15 человек, это люди разных поколений, и самое замечательное то, что мы живём как одна семья. И у нас нет внутренних раздоров. Конечно, могут, быть несовпадения каких-либо позиций или точка зрения на решение профессиональных проблем, но мы их можем разрешить на педсовете или   совещаниях. Но когда мы выходим к детям,  мы по-прежнему остаёмся сплочённым коллективом, не тая друг против друга никаких обид. В воспитательном процессе очень важно выстраивать правильную парадигму взаимоотношений между учителем и учеником, Раньше она была вертикальная: учитель — учит, а ученик —  учится. А сегодня учитель и ученик на одной плоскости:  учитель учится у ученика, а ученик учится у учителя. И это опасно, потому что это горизонталь определяет весьма декларативные права каждого в складывающемся учебном процессе. Поэтому в последнее время авторитет учительский в школе, увы! падает!

Есть ли  специальные программы православного воспитания и приемлемы ли они в процессе обучения?

 Как православный человек,  регулярно смотрю каналы «Спас «и «Радость моя». Есть замечательная программа «Консервативный клуб», ведёт его Борис Костенко. В его программе участвуют умные, грамотные люди, русские по своему духу и чёткой и жёсткой позицией на православную жизнь в нашем Отечестве. Слушая таких людей, начинаешь размышлять и сам меняешься. Из этой программы я для себя записываю какие-то моменты, тезисы, важные мысли и, переосмыслив всё сказанное, использую в своей работе.

В этом году мы объединили усилия ФСКН, ДПЦ епархии и  некоторых школ города и создали программу «Я выбираю жизнь!» Были приглашены ученики старших классов со всего города. В Духовно-просветительском центре собралось 450 человек, зал не мог всех вместить и дети сидели прямо возле сцены. Но то, что говорилось о том, как важно сохранить в себе жизнь и как страшно, когда ты эту жизнь разрушаешь, употребляя наркотики, прозвучало мощным рефреном всей встречи.  Православная модель, православное видение жизни — стало главным в разговоре со школьниками.

У нас был хороший опыт с о. Иоанном (Заяц), насельником мужского монастыря, он посещал наш лицей, беседовал с ребятами на классных часах, говорил о Заповедях Божиих, раскрывая для них основные проблемы  жизни.   Это было весомо, доходчиво, и чисто. Батюшка умеет  прекрасным русским языком показать  смысл жизни в свете православных ценностей.

Проводится ли  работа с родителями, и в какой форме это происходит?

Мы понимаем, что все детские проблемы приходят из семьи. Но у родителя часто нет времени серьёзно поговорить о своём чаде с учителем. Так же, как мы все мним себя врачами, так же мы все и педагоги! В последнее время наметилась тенденция, можно сказать точечных разговоров, когда не получается серьёзного и большого. Например, проводим анкетирование и смотрим по результатам, что у нас не так, где звенит колокольчик. И тогда выходим на открытую площадку разговоров  с родителями.

Приглашаем специалистов из Центра коррекции и реабилитации: решаем проблему, связанную с компьютерами, и все понимают, что это не просто страсть, это порок! И как любой порок разрушает человеческую личность, а ребёнка тем более. И специалист из этого Центра напрямую разговаривает с родителями. Классные руководители тоже имеют возможность поговорить с родителями. Заранее мы беседуем с учениками, задавая им вопросы, и весь разговор записываем на камеру. Соответственно это вопросы, связанные с семейными отношениями, но все это делается очень деликатно и осторожно. Показывая эту запись родителям, ставим перед собой цель: объединить ребёнка с семьёй, направить их навстречу друг другу. Показать родителю, что их  цель — изменить ребёнка совпадает с его намерением ребёнка изменяться самому, показать, как ребёнок любит родителей. Но важно, чтобы  родители поняли: для достижения взаимопонимания необходимо и отцу, и матери «прилепиться» к дитю  плечом своим, активно показывая его сильные стороны, и стать ребенку нравственной  опорой.

Это поможет взращивать  в ребёнке положительные начала, и тогда выращенное  положительное заглушит все отрицательные побеги в ребёнке. Мы помогаем родителям раскрыть свои объятия  своим детей!

Почему Вы стали педагогом, да ещё и социальным воспитателем?

Мой выбор состоялся  с работы пионервожатой в Киргизии в г. Бишкеке. Там же окончила филологический факультет в Университете и получила образование филолога, преподавателя русского языка и литературы. Окончив университет, я уехала  в сельскую местность — с. Комсомол, Иссык-Кульской области, и там, проработав полгода учителем, потом зам директора по воспитательной работе,  зам директора по учебной работе,   стала директором школы. Да, я сделала карьеру за два с половиной года: от простого учителя, до директора школы. Я тогда себе очень нравилась и восхищалась своими успехами. А когда вернулась в Бишкек, то мне предложили работу зам директора, а позже и директора большой городской школы.

Камчатка поманила меня тогда, когда в Киргизии всё пошло наперекосяк. Здесь работала директором школы № 7, но когда в Киргизии стало потише, а русский язык вновь стал востребован, мы  вернулись, потому что у мужа там жили родители. В Бишкеке я проработала заведующей районо три года. Но накануне оранжевой революции, понимая всю сложнейшую обстановку в республике, мы снова вернулись на Камчатку.

 Работы у меня здесь не было, и я стала работать учителем русского языка и литературы.  Привыкнув к перегрузкам на работе, поняла, что  не «вырабатываюсь». Вспомнив, что в 17 лет очень хотела заниматься самбо, я в 50 лет начала заниматься тай-цзы, разновидностью  восточного единоборства. 8 лет занятий не только укрепили  физическое здоровье, но и позволили обрести внутреннее спокойствие.

А 6 лет назад пришла в  лицей. В этом здании в Великую Отечественную войну был госпиталь.  А 25 лет назад был открыт лицей, когда наш директор Углицких Тамара Ивановна выиграла грант — проект лицея. И конечно, имея в лицее до 200 подростков, мы вкладываем в них особый настрой, патриотические начинания, умение осмыслить и анализировать     происходящее. Стремимся вырастить мыслящих людей, обладающих крепкой нравственной основой и настоящих патриотов своего Отечества.

 Ваш путь в храм и к вере  был сложным?

 Не было у меня  ни верующей бабушки, ни верующей мамы, меня позвала в храм моя душа! Первое посещение храма в 17 лет на крещение ребёнка, но храм мне показался неуютным. А став взрослой, по каким путям только не бродила: и эзотерику изучала, и рерихов…

 На меня оказал большое влияние владыка Игнатий (нынешний митрополит Аргентинский и Южноамериканский). Как директор  школы,   приглашала владыку Игнатия  к нам беседовать с детьми и учителями.

Будучи учителем литературы, видела, как из литературных произведений в советское время было исключено православное видение мира. А ведь все произведения школьные были написаны православными писателями. И владыка Игнатий познакомил меня с учебниками, которые этот пробел в наших знаниях о русской литературе, раскрывал. Я посещала группу психологов, с которыми Владыка  работал в течение 6 лет. И он нас так крепко наставил, что с православного пути нам уже не сбиться.

С мужем прожили 43 года и вырастили двух девочек, познакомились до его служения в армии. Из армии я его ждала, и мы поженились . Конечно, как православные люди, мы венчаны. У старшей дочери шесть высших образований, у неё стремление постоянно что-то совершенствовать в  своём развитии. Вторая дочь получила тоже высшее образование. Обе дочери подарили нам  по  внуку, мальчишки родились с разницей в три месяца. И мы очень гордимся своими детьми и очень любим своих внуков.

Каким  Вы видите дальнейшее развитие воспитательного процесса в лицее, средней школе?

Наш президент сказал: «Если нация утрачивает жизненные ориентиры, то ей внешний враг не нужен, всё и так развалится само по себе!»

Поэтому наш путь — это возвращение к православным историческим корням. Другого пути у нас нет. Эти нравственные и духовные ориентиры – это вера! И ничто другое. Вера наша – православная!  Наши корни глубинные – православие, и мы не должны их окончательно утратить,  ведь этим  жили наши прадеды, деды. Сегодняшняя задача наша в том, чтобы дать детям возможность выжить в этом мире. На нас смотрит весь мир, как мы поведём себя! В  нас видят источник православной силы и христианского добра. И если мир это видит, то значит, это у нашего народа есть, и это мы должны крепить. Возвращение к духовным корням нашим – одна из главных задач в воспитательной работе. Я мечтаю о том, чтобы из начальной школы «Основы православной культуры» пришли и в среднее звено.

 Моя боль и опасения связаны с Ювенальной юстицией, которая явно не стоит на страже интересов детей, она стремиться разрушать устои традиционной семьи. Конечно, мы теперь стали более внимательными и открытыми к проблемам семьи.  Важно, чтобы сердце твоё видело, и чтобы мы не были безразличными к детским проблемам.

К сожалению, дети сегодня мало читают. И начинать процесс вовлечения надо с родителей . Надо бы возродить совместной обсуждение прочитанных книг, найти общие точки соприкосновения. Образованный человек сегодня  не тот, кто получил образование и стал профессионалом своего дела, а тот, в чьем интеллектуальном запасе имеется культурный код россиянина: знание истории, культуры своей страны, чувство сопричастности и единения с нашими предками и понимание исторического долга, который надо отработать новому поколению.

Учитель не должен тиражировать самого себя в учениках – он обязан тиражировать, преумножать духовно-нравственные установки культурного кода россиянина. При соцопросе старшие подростки однозначно отдают предпочтение духовным ценностям (для ребят это осознание себя, нравственные ориентиры, понимание, поддержка близких, семейные ценности, искренность, верность, доброта, щедрость, любовь,  нравственная чистота).

Духовное скудоумие поразило наше Отечество. Эгоцентрическое мировоззрение XXI  века –  кризисное явление. Кризис – болезнь, после которой или умирают или выздоравливают. Инженерные технологии на уровне ДНК, биотехнологии, замена человеческих органов — так ученые проецируют продление жизни человечества. В таком мире жить не просто. Но как же тягостна станет такая жизнь для человека, если она не заполнена милосердием, состраданием, любовью…Одиссей, желая познакомиться с Сиреной, но зная об опасностях сего предприятия, привязал себя к мачте корабля. Это был прием обеспечения собственной безопасности. И мы сегодня должны научить ребят правилам безопасного пользования информацией, чтобы ребенок смог обезопасить свой внутренний мир от разрушения. Угрозы и вызовы интернет – среды просто могучи.

Сейчас в обществе обсуждают вопросы, связанные с понятием  «трансгуманизм». Сюда включены такие понятия, как  расширение возможностей человека, положительное отношение к технологиям, стремление к самоизучению. Мироздание устроено духовным образом. Хочется надеяться, что мы научим подростков слышать малейшие движения своей души,  заповеди Христа станут основной шкалой ценностей. Наш ум должен стать добрым, веет ветер перемен. «Не в силе Бог, а в правде…», — и каждой клеточкой нашего тела мы впитываем эту Правду!

 Беседовала Нина Доронина

фото из архива лицея