Оно было предвозвещено Пророком Исаией еще за 700 лет до самого события: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему» (Ис. 40, 3). Прославил его Сам Господь, назвав Иоанна Ангелом, и сказал, что из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя. (Мф.11,10-11)
Сами события этого рождества, как предшествующие, так и последующие заставляют сердце замереть в страхе благоговейном и восхищенном.
Не поражаться произошедшему столь давно, но отнюдь не утратившему современного значения невозможно. Тут не только удивительность самого рождения у престарелых родителей, но и вся радуга сомнений и вопросов, столь характерных для человека нынешнего времени при проявлениях Божьего Промысла. Ведь мы знаем, что священник Захария был праведным, и в тоже время, когда ему возвестил Архангел Гавриил, что родится от него Предтеча, Захария не поверил. Не поверил, хотя был полон веры в Бога.
До самого рождения Иоанна Предтечи наказывается его отец немотой. Праведник — наказывается! И хотя близко удивительное избавление от наказания, невольно задумываешься: ежели праведника наказал Господь, то как же он меня, любимого, терпит? Вот тут и становится понятным евангельское восклицание: верую, Господи! Помоги моему неверию. (Мар.9:24)
Вера укрепляется на примерах тех, кто, имея ее, достиг Царствия Небесного. Иоанн Предтеча, которого Сам Господь называл Ангелом, есть идеал праведности, носитель ангельского духа, чистоты и совершенства.
Пустыня стала для него училищем благочестия, и даже в ней он был велик. Предтеча питался только акридами и диким медом, одевался лишь в одежду из верблюжьего волоса, опоясывался кожаным поясом, приготовляя себя к высокому служению. Именно он — Иоанн, есть начало начал монашества.
Святой пророк предвозвестил явление Сына Божия во плоти и удостоился крестить Его во Иордане.
Его слова были настолько сильны, что потрясали многочисленных слушателей до глубины души. Именно с него берет начало миссионерское служение, апостольское благовестие.
Предтеча безбоязненно обращал свое пламенное слово против гордых и надменных нравом фарисеев и саддукеев, называя их порождениями ехидными. Уста праведника не смыкались до самой мученической кончины. Здесь — источник «веры до крови», то есть мученического подвига исповедания Христа.
Традиция прославлять Иоанна Крестителя в дни его рождения и мученической кончины сложилась еще в первых христианских общинах. С III века Праздник Рождества Иоанна Предтечи уже широко отмечался как восточными, так и западными христианами — его называли «светлым торжеством» и «денницей Солнца правды». В начале IV века праздник был введен в христианский календарь.
Покаяние и вера в Христа Спасителя – это два необходимых условия достижения Царства Небесного. Слезы покаяния — это благодатный дождь, который омывает всякую нечистоту душевную, и делающий способной душу к восприятию Божественной благодати.
Поэтому призыв Предтечи к покаянию, призыв к исправлению, очищению от грехов действенен и для нас.
Святой Иоанн Предтеча и ныне взывает, как некогда взывал к израильскому народу: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». (Мф. 3:2)
Постараемся всегда носить в своих сердцах подвиги и светлый образ святого Предтечи Господня, и будем молить его, чтобы он и в нас, как некогда в народе иудейском, уготовал путь Спасителю.
Святой Иоанне Пророче, моли Бога о нас!
По материалам сайта «Православие и мир»