24 мая — Вознесение Господне

Вознесение Господне — один из величайших праздников Православной Церкви, который вошел в годовой праздничный круг в первые века христианства. Так, уже Апостольские Постановление предписывают совершать его в сороковой день по Пасхе (книга 5, гл. 18). Особенно важны в этом отношении свидетельства св. Иоанна Златоуста и блаж. Августина. Первый называет этот праздник важнейшим и великим и относит его к разряду праздников, которые подобно Пасхе и Пятидесятнице, несомненно, установлены апостолами. Последний, упоминая о повсеместном чествовании праздника по преданию, прямо усвояет ему апостольское установлене.

Мы помним, как об этом событии повествуется в Новом Завете. Согласно книге Деяний святых апостолов (Деян. 1: 2–11) Иисус после своего Воскресения в продолжение сорока дней являлся своим ученикам и говорил им о Царствии Божьем, а затем собрал апостолов в Иерусалиме и повелел им не расходиться, сказав, что через несколько дней после этого они будут крещены Духом Святым. В сороковой день после Пасхи, поднявшись с ними на гору Елеон и преподав им свое благословение, Сын Божий стал возноситься на небо. Но очень важно помнить, что при этом Христос, оставляя учеников на земле, обещал послать им Утешителя — Духа Святого, который, в Пятидесятницу сойдя на апостолов, положил начало основанию Христианской Церкви. Последние годы жизни Христа прошли перед глазами учеников, они были свидетелями Его крестного страдания и смерти, они удостоверились в истинности Его Воскресения. Но даже после Его Воскресения они не могли понять, в чем был смысл всего происходившего. И в один из дней, когда Господь вновь явился им, — они спросили: «Не в это ли время, Господи, восстановляешь Ты Царство Израилю?» (Деян. 1:6).

Ученики все еще жили надеждой на то, что Иисус станет земным властителем, царем Израильским. И только когда, на сороковой день по Воскресении Своем, Господь, придя с ними в Вифанию и благословив их, стал возноситься на небо, они, наконец, поняли, что речь идет вообще не о восстановлении земного царства, а о том, что Господь призывает их, а вместе с ними и всех нас, в Свое Небесное Царство. Речь идет о том, что Господь открывает новый путь, по которому никто из людей никогда еще не восходил.

Господь вознесся на небо для того, чтобы приготовить его к принятию всех истинных Своих последователей. «Иду уготовать место вам,- говорил Он апостолам, а в их лице и всем нам,- и аще уготовлю место вам, паки прииду, и поиму вы к Себе: да идеже есмь Аз, и вы будете» (Ин. 14, 2-3).

Вознесение Господне на небо имеет ближайшее отношение к нашему спасению, к личному спасению каждого из нас. Для осуществления этого высокого призвания верный помощник нам Сам Господь. Телом уходя из земного мира, Он не слагает с Себя попечения о Своей Церкви. Он обещал апостолам: «И се Аз с вами… во вся дни, до скончания века…» (Мф. 28, 20).

Вознесение явилось завершением земной жизни Христа, а Второе пришествие будет завершением цикла земного бытия человечества. Вознесение Господне имеет для нас и нравственное значение. Мы должны помнить, что принадлежим не только земле, но и небу, не только времени, но и вечности, не только материи, но и духу. И, живя на земле, стараться мыслями и сердцем подниматься над всем низменным и греховным.

Повествуя о Вознесении Христа, евангелист Марк ввел в текст образ-символ: Иисус Христос сел по правую сторону Бога-Отца. Бог вневременен и внепространственен. Что значит это иносказание, эта антропоморфическая метафора? Когда император избирал себе соправителя или его сын-наследник достигал совершеннолетия, то совершался особый ритуал — интронизация. Во дворцовом зале ставили рядом два трона. На одном сидел император, а к другому подводили соправителя, и он садился по правую руку от императора. Это означало их одинаковое достоинство и единую власть. Этот образ-символ еще более подчеркивает аксиологическое значение Вознесения.

В лице Богочеловека Христа Спасителя все человечество получило возможность бесконечного духовного восхождения. Господь наш был от начала на небесах и сошел на землю, дабы спасти погибающий род человеческий. Сошел Он на землю по любви к нам. И, завершив великое свое земное служение, Он опять возвращается к своему Отцу — туда, где пребывал и раньше. Целью воплощения Сына Божия было возвестить миру Божественную истину, направить людей на путь покаяния и спасения, даровать людям избавление от вечной смерти. И вот, совершив дело спасения человеческого рода, примирив Бога с людьми, Господь возносится на небо. Интересно об этом писал архимандрит Иоанн (Крестьянкин): „Праздник Вознесения сочетает в себе радость встречи и радость разлуки. После искупительных страданий Учителя смерть разлучила апостолов с Ним. В скорби находились они. Но, как мы знаем, после славного Воскресения Своего Господь много раз в течение сорока дней (от Пасхи до Вознесения) являлся им, беседовал с ними, наставлял их. Каждая такая встреча учеников со своим Божественным Учителем, несомненно, была радостью для них. Но вот наступила последняя встреча. Последняя беседа Учителя с учениками. И за ней последовала разлука на долгие, долгие времена. До самого Его второго пришествия на землю. Надо бы печалиться… А апостолы и ближайшие ученики Христовы, еще маленькая Церковь, которая уже создалась на земле, находятся в радости“. Поэтому и евангелист Лука повествует нам, что по Вознесении апостолы с радостью вернулись в Иерусалим (Лк. 24, 52). К этой радости они были подготовлены Самим Господом.

 

Тропарь праздника.

Вознесся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником, обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, избавитель мира.

 

Источник: pravoslavie.ru

Метки: