9-10 февраля в Петропавловске-Камчатском, в ДДТ «Юность» состоялась межрегиональная научно-практическая конференция «Духовная и нравственная безопасность как фактор гармоничного развития детей и молодежи в Камчатском крае».
Конференция организована Министерством образования и науки Камчатского края, камчатским институтом повышения квалификации педагогических кадров, КамГУ им. В. Беринга, КГТУ, Петропавловской и Камчатской епархией.
Участники конференции отметили, что главными угрозами безопасного развития подрастающего поколения являются: засилье продукции массовой культуры, ориентированной на духовные потребности маргинальных слоев; противоправные посягательства на объекты культуры; попытки пересмотра взглядов на историю России, ее роль и место в мировой истории; пропаганда образа жизни, в основе которого — вседозволенность и насилие, расовая, национальная и религиозная нетерпимость.
Владыка Артемий выступил на конференции с докладом «Традиции и новации духовно-нравственного воспитания молодежи». Предлагаем его вниманию читателей сайта «Православная Камчатка».
Духовно-нравственное состояние довольно точно можно соотнести с историческими периодами: древняя и средневековая Русь – церковный период, 18й – 19й век – государственный период, далее особым образом выделяется советский период и затем новейшие концепции воспитания.
Но прежде всего, чтобы глубже понять основу духовно-нравственного воспитания хотелось бы коснуться самой духовной сущности человека.
В славянском языке «ЧеловЪкЪ» согласно исследования профессора Некрасова образовалось из слова «селовек» или «словека», т.е. существо словесное, или – по определению Хомякова «чел» — думать, «вик» — живущий. Мысле-живущее т.е., способное мыслить — это главная отличительная особенность человека от прочих существ. Именно в способности мыслить и заключается образ Божий в человеке, а подобие в свободно приобретаемых Богоподобных нравственных качествах. Согласно святоотеческому учению, природа человека состоит из трех частей: -дух; душа; и тело.
Дух- это та сила, которую Бог вдохнул в лице человека, вместе с тем внутренним нравственным законом, который мы часто называем – «совесть» и она судит нас порой вне зависимости от нашего желания. Именно дух рождает в нас жажду познания бесконечного, не может насытиться ничем земным и ищет единения с себе подобным, т.е. со своим Творцом.
Дух одухотворяет душу человека и наделяет её способностью мыслить о вещах неземных и возвышенных.
Душа в свою очередь дает жизнь телу, управляет им, используя его как инструмент своей деятельности.
Как мы видим, между этими частями должна присутствовать строгая подчиненность. Тело должно подчиняться душе, душа — духу, а дух по своему природному свойству должен иметь общение с Богом. Только в таком соответствии возможна полная гармония человеческой личности.
Нарушение этой последовательности, в особенности отлучения духа от Бога, влечет за собой превращение человека из духовного существа в существо душевное, или плотское.
Дух, отдалившись от Бога, теряет свою силу и подчиняется душе; душа, не возвышаемая духом, подчиняется телу. Человек всем своим существом погружается в чувственность, становится во многом зависим от влияния физического мира.
Такое состояние человека называется плотским или душевным.
О чём и говорит апостол Павел: «В последние времена люди, будут душевные – не имеющие духа».
Именно в таком состоянии пребывали наши предки — славянские племена до принятия в 988г. крещения.
I
Различные племена, населявшие Русь, поклонялись каждый своим местным идолам, почитали культ умерших предков, поклонялись стихиям видимой природы. Их дух блуждал во мраке идолослужения и не мог сообщить душе никаких высоких нравственных ценностей.
Поэтому наши предки и не отличались высокой нравственностью, а порой проявляли страшную жестокость. Изучая этнографию восточных славян мы видим, что многие племена, живя родовыми общинами, не имели понятия о единобрачии. Дети воспитывались общиной, порой, не зная своих отцов. Немощные старики нередко оставлялись в лесу на съедение зверям. Были и человеческие жертвоприношения жестоким богам. Постоянная межплеменная вражда уносила многие молодые жизни.
Крещение Руси положило начало бытию нашего государства. Оно было выдающимся событием не только в истории Русской церкви, но и в истории нашего народа. Христианство создало духовную основу для единства древне-русского государства. Народ, сидящий во тьме и сени смертной, увидел свет, свет Божественной Истины и Правды. Митрополит Илларион ярко высказался о том, что дало христианство Руси. Оно явилось прозрением: «Тогда, как слепы мы были, блуждая во лжи идольской». Профессор В.О. Ключевский показывает как преобразилось через Номоканон(свод христианских законов) наше гражданское, уголовное, семейное и брачное право, как возвысилась женщина. Христианство перестроило языческую семью на началах христианской нравственности.
Универсальное влияние христианства относится и к области культуры, просвещения, воспитания мировоззрения. «Чем ближе мы возвращаемся к древней Руси, — говорит академик Д.С. Лихачев, — тем яснее для нас, что в древней Руси существовала своеобразная великая культура».
После принятия христианства на жизнь древней Руси оказали влияние византийская литература, естественные научные воззрения и, в первую очередь православное нравственное богословие. Христианство дало стимул развития собственной письменности на Руси. К её числу принадлежит такой выдающийся памятник литературы, как глубоко патриотическое «Слово о законе и благодати» Киевского Митрополита Иллариона и «Поучение» Владимира Мономаха, которое является единственным в древнерусской литературе примером политического и морального наставления созданного не духовным лицом, а государственным деятелем. В это время стала обильно появляться древнерусская письменность, что позволило великому князю Ярославу Мудрому учредить при Софийском Соборе первую на Руси библиотеку. Появился институт «мастеров грамоты». Это были как одиночные учителя, так и целые школы, куда ребенок отдавался для обучения. Обучение традиционно велось кроме букваря по Псалтири и Евангелию. А следовательно, подобное обучение, кроме чисто учебных, обязательно совмещали в себе и духовно-нравственные функции. Т.е. было способом не только обучения, но и воспитания юношей.
Важное значение в создании нравственных идеалов принадлежит литературе исихастов (подвижников духовного благочестия). Их идеи самоотречения, помощи ближним, терпения находящих скорбей, помогали русскому народу переносить лишения, смотреть на мир с любовью и действовать с добротой к людям, отвращаясь насилия. «В условиях таких идеалов, — пишет академик Д.С. Лихачев, — у людей древней Руси была удивительная любовь к миру при одновременном признании этого мира греховным, суетным, «мимотекущим» и «злым». Это изначальное миропонимание, пронизывающее плоть и кровь народа, из поколения в поколение живет в нас в нашей вере, в народной совести.
II
Начиная с 17 века на Руси наблюдается проникновение европейской образованности, формирование нетипичных для древнерусской духовно-нравственной традиции подходов к осмыслению природы человека, целей, путей, способов и средств его воспитания и обучения. Происходит усиление внимания к рациональной познавательной деятельности. Все это закладывает основы для перехода в 18-м веке к «государственному» периоду общественной жизни, когда нравственное влияние Церкви на народ, в особенности на интеллигенцию, ослабевает под сокрушительными ударами царя реформатора Петра Великого. Церковь обезглавлена, лишена своего патриарха. Во главе её ставится послушный царю Синод, управляемый напрямую обер-прокурором, не всегда лояльным к ней. Нарушилась «симфония» власти между церковью и государством, произошел исторический перекос и в духовно нравственном состоянии народа. Московская Русь вступала в новый период- период Императорской Руси, а Церковь в так называемый Синодальный период. Был свергнут сакральный примат авторитета Церкви и заменен приматом авторитета Государства и общей светской культуры.
Как заметил профессор Голубинский, это было «перенесение к нам с Запада, так сказать, еретичества государственного и бытового».
Новизна Петровской реформы лежит в основном даже не в западничестве(этими идеями на Руси увлекались и до него), а в секуляризации- т.е. уменьшения влияния религии в общественных и частных отношениях.
Именно в этом реформа Петра была не просто поворотом, а переворотом. Не получив православного воспитания Пётр с детства формировал в себе психологию революционера, сходную с большевиками. «Он и был большевик на троне. Он устраивал шутовские, кощунственные церковные процессии, очень напоминающие большевистскую антирелигиозную пропаганду»- говорит Бердяев. И именно с Петра начинается великий и подлинный русский раскол! Раскол не столько между правительством и народом(как считали славянофилы) сколько между властью и Церковью.
Образование было разделено на светское и духовное. Основной задачей новосозданной светской школы стало теперь не столько духовно-нравственное воспитание, сколько обеспечение кадрами военных, чиновников, учителей, инженеров. Во главу угла теперь ставятся не нравственные качества, а чисто деловые, профессиональные. В управление допускаются иноземцы, которым чужды культура и сам быт русского народа. В высшем обществе царит европейский образ жизни, и даже сам русский язык считается языком черни. Таким образом, Петр подорвал саму основу государства – его нравственно-религиозный характер.
III
Девятнадцатый век характеризуется периодом поиска путей к национальному идеалу. Возникают и развиваются дискуссии о путях развития русской культуры и образования между западниками и славянофилами. Происходит реформирование всех ступеней образования, начальной, средней и высшей школы. Уже в начале века была принята 4-х ступенчатая система образования, позже соотнесенная с необходимым уровнем образования для сословий: приходские школы(для низшего сословия), уездные училища(для детей купцов и ремесленников), гимназии(для детей дворян и чиновников) и университеты.
К середине века окончательно сложилась система классического образования, где в качестве педагогической платформы воспитания и образования были приняты три принципа: православие, самодержавие и народность. Таким образом, в практическом воплощении системы реализовались в основном идеи славянофилов, направленные на формирование у учащихся гармоничного мировосприятия, основанного на нравственных идеалах православия. Задачи обучения при этом в целом считались подчиненными задачам воспитания и нравственного развития личности. Отдельно хотелось бы указать на педагогическую деятельность в это период К.Д. Ушинского.
К.Д. Ушинский обосновал антропологическую концепцию воспитания, утверждая, что воспитание возможно только с учетом знаний всех наук о человеке. Разработал идею народности воспитания, которую тесно увязывал с религиозно-нравственными устоями православия. Методические основания идей Ушинского это воспитание трудолюбивого и активно мыслящего человека, патриота с твердой волей и характером; опора в воспитании и обучении на русский язык и традиции; равное с мужчинами образование для женщин; недопустимость слепого копирования «иноземных» систем, не соответствующих духу русской народности.
IV
Советский период 1920х-80х годов с гражданской войной, НЭПом, социальным геноцидом, гонением на Церковь, Великой Отечественной войной, и дальнейшим движением нашей страны с её достижениями и провалами был настолько разным, что говорить о чем-то едином трудно.
Образование и воспитание, основанные на системе политического устройства государства(тоталитарный, а позже – авторитарный строй), имеет определенные особенности в различные временные периоды.
Первые послереволюционные годы соединили в себе ориентацию на «трудовую школу». В 20-е годы вводится единая трудовая политехническая школа с идеями «свободного воспитания», основанного на переработке западного опыта.
В 30-е годы «школа труда» превращается в «школу учёбы». Создается устойчивая школьная система с регулярным предметным обучением, единым режимом занятий, стандартными программами и учебниками. Идея сама по себе прогрессивная и эффективная. Однако в условиях Советской безбожной власти в школах вводится жестокая регламентация, в обучение вносятся идеологические схемы пронизывающие практически все предметы. Таким образом, не смотря на то, что целью воспитания декларировалось всестороннее развитие личности, на самом деле готовились послушные исполнители — «кадры социализма». Говорить же о духовности воспитания в нашем свете понимания этого слова просто не приходится, так как общепринятой была государственная идея коммунистического воспитания молодежи.
Из ярких личностей этого периода можно отметить А.С. Макаренко- создателя теории воспитания в трудовом коллективе. Макаренко разработал вопросы строения и организации коллектива, методов коллективного воспитания, взаимоотношений с личностью ребенка, методику организации трудового и эстетического воспитания, формирования сознательной дисциплины, создания воспитательных традиций, которые он рассматривал в единстве с многосторонней жизнедеятельностью детей. Его организационно-педагогические идеи – разновозрастные отряды, советы командиров, общие собрания — были интересны для воспитанников и поэтому эффективны. Как следствие — они были в полной мере восприняты советской педагогической наукой.
V
В постсоветский период рухнули идеи коммунистической морали. Школа практически отказалась от процесса воспитания детей и молодежи, ограничившись лишь подачей «голых» знаний. В 90-е годы государство бездействовало, не находя точки опоры для воспитания своих граждан. Целое поколение молодых людей воспиталось в условиях дикого рынка, где побеждает сильнейший. Практически были попраны все нормы морали.
К счастью (хотя и с большим опозданием ) губительность исчезновения в нашем обществе воспитательного начала из образования и всей культуры осознали на самом высоком государственном уровне, после чего была написана и принята Федеральная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ». Поэтому в последние годы деятельность Министерства образования определяется стремлением к срочному и всемерному восстановлению воспитательного начала в народном образовании на всех уровнях от дошкольного, школьного и до высшего.
В концепции модернизации российского образования отмечалось «Воспитание должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания – это формирование у школьников гражданской ответственности, правового самосознания и духовности». С этой целью и вводится в систему государственных стандартов общего образования целой общеобразовательной отраслью «Духовно-нравственная культура».
Сегодня мы должны четко понимать простую истину: отвлеченных и общеполезных знаний попросту нет. Всякое знание добывается благодаря определенному мировоззрению и несёт на себе отпечаток этого мировоззрения, его образ, и как раз этот заложенный в знании образ бытия и способствует образованию человеческой личности, его души. Знание является духовной пищей для человека, оно питает, воспитывает душу, усваиваясь ею, становясь своим для неё. В этом и заключается глубокая сущность воспитания.
Целью воспитания является выработка у отдельной личности и общества в целом, основанной на мировоззрении данного народа нравственности – своеобразного умения выбирать не просто то, что нравится, но только то из понравившегося, что исходя из накопленного исторического и общественного опыта не губительно, не вредно для жизни как личности так и общества в целом.
Нравственность с её тягой к сохранению и бесконечному продлению человеческой жизни неизбежно связана с вероисповеданием, ибо на основе веры как совершенно особого вида познания можно объяснить целостность и бесконечность бытия. Таким вероисповеданием для русского человека всегда было и будет православие, из глубины веков несущее нам силы для духовного возрождения. И поскольку, единой «теории воспитания 21 века» пока не выработано, но попытки возродить православные традиции в воспитании уже существуют и к ним стоит присмотреться.
VI
За последние два десятилетия в отечественном образовании созданы, апробированы и успешно реализуются следующие программы:
1. Программа «Социокультурные истоки» ,
Авторы:
Игорь Алексеевич Кузьмин, профессор Российской академии естественных наук г. Москва,
Александр Владимирович Камкин, профессор Вологодского государственного педагогического университета, г. Вологда,
Главной стратегической целью программы «Истоки» является преобразование школы в социальный институт, для которого важнейшей функцией становится гармоничное развитие и воспитание гражданина России, способного сохранять и преумножать духовный и социокультурный опыт Отечества.
Программа получила поддержку в 1998г. в Комитете по образованию и науке Государственной Думы.
2. Программа «История религиозной культуры, учебник «Основы Православной культуры»,
Автор программы и учебно-методического комплекса Алла Валентиновна Бородина (г. Москва)
Учебные пособия с 1 по 10 класс. Учебники, методические пособия для учителей, рабочие тетради, наглядные пособия.
3. Программа «Православная культура»
Автор — Людмила Леонидовна Шевченко (г. Москва).
Учебно-методический комплекс с 1 по 8 класс учебники и комплект книг «Добрый мир» с аудиокассетами для дошкольников с 3-х летнего возраста.
4. Программа ОПК
Автор — Ольга Харитонова под редакцией священника Виктора Дорофеева
Учебные пособия + рабочие тетради и методические пособия
5. Курс Основы Религиозных культур и светской этики по модулю ОПК
Автор — дьякон А. Кураев
6. Учебник «ОПК» протоирея Бориса Пивоварова , г. Новосибирск
Рассчитан на детей 4-5 классов, имеющий историко-логическую направленность.
Все эти труды имеют целью помочь обрести как ученикам, так и учителям духовно-нравственный стержень. И очень бы хотелось, чтобы и у нас на краевом уровне этот опыт активно был реализован.
Епископ Петропавловский и Камчатский Артемий