
Богослужебные песнопения исполнил хор кафедрального собора под управлением Ирины Викторовны Тымчук.
По окончании Литургии Высокопреосвященнейший Владыка совершил великую вечерню праздника Пятидесятницы с чтением коленопреклонных молитв, затем обратился к присутствующим со словом проповеди.
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Дорогие отцы, братья и сестры, сегодня эти слова мы произносим по особому, эти слова звучат на протяжении тысячи лет с амвона православных храмов, эти слова, которыми мы начинаем каждый Божий день с утренних молитв, эти слова, которыми мы начинаем каждое благое дело, — имеют особую силу… силу Божию, могут творить чудеса, потому что это призывание Бога в помощь. Бога, о котором святитель Григорий Палама говорит, что Он непостижим, но нам нужно мыслить о Нем как о Едином Боге, который троичен в лицах: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святый. В жизнь Святой Троицы нам проникнуть невозможно, даже прикоснуться невозможно».Далее Владыка рассказал случай из жизни Блаженного Августина, который писал книгу о Святой Троице и собрал всю информацию, которая была ему доступна. В один из дней он пришел на берег моря и увидел как ребенок черпает ложкой море и пытается злить его в лунку на песке. Святой Августин сказал ему, что море вычерпать невозможно, на что отрок ответил ему: «Также невозможно и тебе вместить тайну Святой Троицы и запечатлеть ее в своей книге».«В сегодняшний день, — продолжил Владыка, — мы празднуем нисхождение благодати Духа Пресвятого на святых апостолов. По преданию сто двадцать человек собралось в Сионской горнице. Среди них была Матерь Божия. Произошло схождение Благодатного огня. Затем, после проповеди апостола Петра еще три тысячи присоединилось верующих к Церкви Христовой, затем еще пять тысяч. Это число людей, рожденных заново, составили единую Церковь. Мы с Вами счастливы тем, что принадлежим, а кто-то служит в этой Святой Церкви. И каждый из нас тоже запечатлен благодатью Духа Пресвятого, над каждым из нас священнослужитель произносил: «печать дара Духа Святого». Кто-то спросит, почему мы не видим явных проявлений действия Святого Духа в повседневной жизни? Мы их видим, просто не придаем этому значения. Каждый верующий начинает день, если не причащается, с принятия святой воды и просфоры. Святая Крещенская вода не теряет физических свойств в течение года и более. Разве это не видимое действие благодати Духа Пресвятого? Все мы знаем схождение Благодатного огня в канун праздника Пасхи Христовой. Этот праздник каждый год празднуется в разные воскресенья, и только по молитве православного Патриарха происходит это видимое действие Духа Пресвятого — схождение Благодатного оня. Святые мощи перед которыми мы молимся, стали сосудами благодати Святого Духа, и сейчас мы прикасаемся к этим святым останкам, имеем возможность почерпнуть благодать. Есть нетленные святые мощи. Бывают и внутренние проявления благодати. Дух любит чистоту. Если мы блюдем чистоту ума и сердца, тогда и мы можем быть причастниками благодати… Часто за нечистые помыслы мы отгоняем от себя эту благодать. Святой Дух часто изображается в виде птицы, неловкое движение — и она тут же улетает. Дверью через которую в сердце входит благодать Святого Духа, святые отцы называют покаяние. Покаяние — это первый признак действия в душе человека благодати Духа Пресвятого. Покаяние — это пробуждение, оживление души. Основным способом стяжания благодати Святого Духа является смирение. Самым ярким примером этого является Матерь Божия, которая имела величайшее смирение. Мы совершаем добрые дела, и часто бываем окрадены различными страстями. Надо хранить в себе чистоту и благодать Святого Духа» — отметил Владыка.