7 апреля, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, архиепископ Петропавловский и Камчатский Феодор совершил Божественную литургию в Морском соборе в честь Архистратига Михаила г. Петропавловск-Камчатский.
Его Высокопреосвященству сослужил иеромонах Рафал (Халитов), духовник Свято-Пантелеимонова мужского монастыря и иеродиаконы Павел (Миронов) и Стефан (Мясоедов). Богослужебные песнопения исполнил хор Морского собора под управлением П.В. Лобеко.
Божественная литургия святителя Иоанна Златоуста была совершена с присущими великопостному периоду особенностями – в соединении с великой вечерней.
По окончании богослужения Глава епархии обратился к собравшимся со словом проповеди.
«Сердечно всех Вас поздравляю с сегодняшним великим двунадесятым праздником Благовещения Пресвятой Пречистой Преблагословенной Славной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Эти все наименования звучат уже на протяжении двух тысяч лет, и рассуждая об этом празднике, святой праведный Иоанн Кронштадтский, когда говорил о Благовещении в известном соборе близ Санкт-Петербурга, «Как же Матерь Божия стала вместилищем Всемогущего, Всеведующего, ничем не ограниченного Бога? Она же человек!» — и тут же наш святой отвечает: «За три добродетели, которые имела Пресвятая Богородица: Смирение, чистоту сердца и пламенную любовь к Богу, чуждую всякой любви земной. Смирение — на всех иконах Богородица изображается слегка склонив голову. Смирение — это чистота сердца. Господь долго искал на земле такого человека, который способен будет послужить Божиему промыслу. В истории рода человеческого были тысячи людей, которые имели воздержание, но так чтобы сохранить ум и сердце чистыми, таких не было. Прп. Силуану Афонскому было открыто,что Матерь Божия никогда не согрешила даже помыслом. За эту чистоту сердца Пресвятая Богородица смогла стать вместилищем Невместимого. Того, кого апостолы не могли видеть, упали чуть ли не замертво, Того, кого пророк Моисей не мог видеть, лицо свое закрывал, Матерь Божия вместила. Прп. Серафим Саровский не мог даже продолжать Литургию — он стоял замерев до конца Литургии, невозможно было понять, что с ним происходит.
Если всмотреться в событие Благовещения — первый Адам был создан из девственной земли, а Новый Адам, так называют Христа, сотворен из пречистых кровей Пресвятой Богородицы. Первое обетование, которое прозвучало: «Семя жены сотрет главу змия…»- эти слова были сказаны о Божией Матери. О ней много было сказано пророчеств в Ветхом Завете — и Лестница Иакова, и Неопалимая купина, и пророк Давид за 500 лет до Рождества Христова говорит: «Предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна преиспещрена. Приведутся Царю девы в след ея, искренние ея приведутся Тебе» (Пс.44). Что это за «ризы»? это слова о Божией Матери, «ризы» — это добродетели. Матерь Божия была украшена добродетелями. Она имела в себе то, что Господь искал. Любовь — это активная сила. Если человек любит Бога, значит, он что-то делает ради Него. Поэтому мы называем Матерь Божию покровительницей монашествующих, потому что вслед за Ней многие пошли путем Богоугождения. «Приведутся Царю девы в след ея» — то есть, за Богородицей идут те, которые желают сохранить чистоту и целомудрие. «…Искренние ея приведутся Тебе» — искренние — это ближние, которые хотят быть под Покровом Божией Матери, которые хотят быть поближе к Ней. У церковно-славянского слова «искренний» есть два смысла: искренний — значит не лукавый и ближний, близкий. Вот нам нужно быть такими искренними.
Матерь Божия явилась первой основательницей молитвы. Молитва — это первая добродетель, связь человека с Богом. Одна из древних русских икон Благовещения «Устюжская», на которой Богородица изображена стоящей пред Архангелом Гавриилом, склонив голову, и Младенец Христос изображается у нее в районе сердца. Она первая носительница умно-сердечной молитвы. У Матери Божией была деятельная молитва. Нужно к молитве прикладывать и добрые дела и хранить совесть по отношению к Богу и ближним. Этому сегодня нас учит праздник Благовещения Пресвятой Богородицы» — отметил Владыка.