Великий пост предваряет особый день – Прощеное воскресенье. Прощеное воскресенье – последнее воскресенье накануне Великого поста.
Называется так потому, что в этот день на вечерней службе совершается Чин прощения, на котором Архиерей по окончании вечерни с земным поклоном испрашивает прощения у своего клира и прихожан, и те отвечают ему также земным поклоном. После чего все, по одному, подходят к настоятелю и испрашивают у него прощение.
Обычай испрашивать прощения накануне Великого поста восходит к глубокой церковной древности, когда подвижники уходили на весь пост из городов и монастырей в пустыню и, не зная, все ли они вернутся к Пасхе из этого трудного подвига, прощались и примирялись друг с другом.
В воскресение вечером, 26 февраля, в Кафедральном соборе г. Петропавловска-Камчатского Его Высокопреосвященство архиепископ Артемий, в сослужении викария епископа Вилючинского Феодора, клириков Камчатского края и соборного духовенства, совершил вечернее богослужение с установленным чином прощения. Первая часть службы совершалась в светлых облачениях. После пения великого прокимна и закрытия Царских врат духовенство переоблачилось в великопостные черные ризы.
После отпуста вечерни Архиепископ Артемий обратился к верующим с Архипастырским словом:
Возлюбленные братья и сестры, вот и пришло время начала Великого поста. Это время, когда мы должны заглянуть в свое сердце, опуститься в тайники нашей души, о которых может и не хотели бы вспоминать, ибо обличают нас грехи наши. «От тайных моих очисти мя», — так мы поём в наших песнопениях. Мы просим, чтобы Господь избавил нас от греховных мыслей, от тайных влечений и соблазнов, которые диавол сеет вокруг нас. Первый человек Адам был безгрешен, но не устоял перед соблазном быть подобным Богу. Святое Писание и Святые Отцы говорят, что корень всех грехов есть гордыня. Именно гордыней отпал Архангел Денница от правды Божией. Он не согрешил ни плотью, он не согрешал ни делами каким-то мирскими, но он согрешил величайшей гордостью, ибо возомнил себя равным Богу. Вместе с ним одна треть ангелов отпала от правды Божией. Эти духи создали область противоположную Божественной – ад. И любимое творение Божие – человек, также не устоял в правде Божией, потерял благодать Божию, потерял первородство. И теперь вся тварь и вся природа стенает, ибо человек находится во враждебной среде. Мы должны строить себе дома, носить тёплую одежду и сопротивляться даже неживой природе, не говоря о диких зверях, которые могут растерзать человека. Какой же выход? Выход один. Это покаяние и примирение с Богом, с Творцом всего видимого и не видимого. Прежде всего, мы должны иметь 2 твёрдую и крепкую веру в Отца Небесного и в Сына Единосущного, который послан был и воплотился, принял от Пречистых кровей Пресвятой Богородицы плоть, во всём подобную нам кроме греха. Для того чтобы человечество могло восстановиться в первом его достоинстве. Господь пришел на землю во плоти, чтобы призвать всех к покаянию. Но что такое покаяние? Это не просто устами сказать друг-другу о своих делах неправедных. Покаяние это изменение всей жизни, изменение мыслей и чувств. Для этого нужна помощь Божия. Мы должны через изучение Святого Писания и заповедей Божиих осознать, что мы все грешны, что каждый находящийся здесь, каким он бы не считал себя добродетельным человеком, понимал что он грешен. Пророк Давид в псалмах писал «Во гресех роди мя мати моя». Мы рождаемся поврежденными первородным грехом. В купели крещения мы очищаемся, но поврежденное естество влечет нас ко греху. Сопротивление греху должно быть в наших сердцах на протяжении всей жизни. Наша воля должна быть направлена на выполнение заповедей Божиих. Святые отцы говорят, что покаяние примеряет нас с Богом.
Был совершен чин прощения, во время которого Архипастыри, духовенство и миряне испросили прощения друг у друга.
Фото С.Н. Лигостаевой
Информационный отдел епархии.