В Неделю по Богоявлении Глава епархии совершил Литургию в Морском соборе

IMG_20250126_091132_17726 января, в  Неделю 31-ю по Пятидесятнице, по Богоявлении, архиепископ Петропавловский и Камчатский Феодор совершил Божественную литургию в Морском соборе Архистратига Михаила на территории Свято-Пантелеимонова мужского монастыря. Его Высокопреосвященству сослужил иеромонах Рафаил (Халитов), духовник монастыря.

Богослужебные песнопения исполнил хор Морского собора под управлением П.В. Лобеко.

По окончании богослужения Архиепископ Феодор обратился к собравшимся со словом проповеди.

«Сегодняшний день на языке богослужебного устава называется Неделя по Богоявлении. Настолько велик и славен праздник Крещения Господня, что Церковь празднует его восемь дней. Восемь дней звучат песнопения «Во Иoрдане крещающуся Тебе, Господи…». Если кто из Вас когда-либо заглядывал в церковный календарь, то заметил, что крупным шрифтом написано: Праздник Святого Богоявления, Крещение Господне, и только один святой упоминается в этот день — святитель Феофан Затворник, епископ Вышенский.  И на этой неделе он поминался. Мы почитаем его как учителя молитвы. Сейчас служба закончится, мы выйдем из храма, и встретим знакомых, и расскажем, что мы в храме молились. Святитель Феофан спускает нас с неба на землю, он говорит, что если человек взял молитвослов и стал перед иконой, это не значит, что он молится, это только прелюдия молитвы. Если ты в храме находишься и слушаешь молитвы, это еще не молитва, это только условия для молитвы. Молитва — это когда в сердце человека есть чувство благоговения к Богу, чувство покаянное, желание принять волю Божию, чувство сокрушения. Невозможно молиться с пустым сердцем. Святитель Феофан говорит, что когда мы молимся, нужно заключать ум в слова молитвы, вдумываться в то, что мы  произносим, чтобы чувство любви и преданности Богу сопровождало нашу молитву. Для этого нужно сконцентрироваться, собраться с мыслями.

Сегодня мы празднуем Святое Богоявление. До четвертого века эти два праздника — Рождество Христово и Богоявление праздновались вместе. В поместных Церквях эти праздники разделили, лишь в Армянской Церкви по сей день эти праздники совместно отмечаются. Между ними образовались дни, которые мы называем Святки — двенадцать дней в нашем календаре, а в жизни Иисуса Христа это заняло тридцать лет. Наша земля от момента творения мира ждала более 2,5 тысяч лет пришествия в мир Христа Спасителя. Почему ждала? Потому что, чтобы Христос воплотился, должна была появиться та, через кого Он воплотится на землю, которая будет чужда греха. И когда появилась на земле Матерь Божия, тогда человечество получило обетование. Вокруг Христа Спасителя были люди особые. Если взять Иосифа Обручника — удивительный старец, который беседовал с Ангелом, получал от него известия, и это нисколько ему не повредило духовно. Сегодня мы вспоминаем Иоанна Предтечу. В Евангельском повествовании сегодня звучал отрывок из третьей главы Евангелия от Матфея, и говорилось об Иоанне Предтече и о том, что Христос стал преемником его проповеди. Иоанн Предтеча проповедовал в пустыне. Его проповедь была особенной. Пророки говорили о пришествии в мир Мессии, а также пророчествовали об Иоанне Предтече, настолько он был великим пророком, что Исайя говорил о нем «Глас вопиющего в пустыне», Малахия называл его Ангел Господень. Настолько он был велик, что даже Христос говорил о нем, что среди рожденного женами нет больше Иоанна Предтечи (Лк. 7:28). Он призывал людей креститься — в смысле — крещение через погружение в воду, а перед этим он проповедовал, что нужно покаяться. И тем людям, которые к нему приходили, он не говорил ласковых слов. «Сотворите плод достойный покаяния» (Мф.3:8), — говорил он. Если обидел человека — сделай ему добро, родителей не почитал — принеси им пользу, несправедливо поступил — исправляйся по-настоящему. Наша жизнь должна стать настоящим покаянием. Люди слушали Иоанна Предтечу и шли к нему, потому что в его словах была правда, его устами говорил Сам Господь. И когда его спрашивали люди как им жить, он направлял их мысли на милосердие. Можешь милостыню творить средствами — помогай, не можешь — помогай руками, умом временем, ищи, где ты можешь быть полезен.

Есть притча о неверном домоправителе у Евангелиста Луки, она сложная для понимания, когда домоправитель стал призывать должников хозяина и уменьшать им долги. Если буквально понимать — это безнравственно, обман хозяина. На самом деле, здесь переносный смысл, речь идет о том, что имение все наше, оно не наше, оно Божие — время, возможности, таланты. И когда Господь призовет, что мы сможем сказать? И тогда мы призываем этих людей, которые в нашем понимании люди страждущие, нуждающиеся, и творим им милостыню. Собственно к милости и призывал Иоанн Предтеча. И сегодняшнее Евангелие говорит о том, что Христос, когда Иоанн уже был в темнице, начал произносить проповедь покаяния.

Хочется сказать, чтобы мы, как говорит святитель Феофан Затворник, имели свой опыт молитвы, чтобы мы приносили труды, достойные покаяния. Собираясь вместе в храме, мы почувствуем силу соборной молитвы. У многих наших воинов уже есть такой опыт, обретенный на полях сражений. Сейчас время, когда нужно молиться, нужно помогать» — отметил Владыка.IMG_20250126_091830_359 IMG_20250126_091855_325 IMG_20250126_092853_479 IMG_20250126_095648_824 IMG_20250126_095849_825 IMG_20250126_103434_269 IMG_20250126_104933_445 IMG_20250126_110746_085IMG_20250126_084853_297