В Неделю о Страшном суде Архиепископ Феодор совершил Литургию в Троицком кафедральном соборе

1710 марта, в Неделю мясопустную, о Страшном Суде, Архиепископ Петропавловский и Камчатский Феодор совершил Божественную литургию в кафедральном соборе Петропавловска-Камчатского во имя Святой Живоначальной Троицы. Его Высокопреосвященству сослужили: настоятель собора протоиерей Алексий Апатов, клирик собора иерей Георгий Малый.
Песнопения Литургии исполнил хор Кафедрального собора под управлением регента Ирины Викторовны Тымчук.
По окончании сугубой ектеньи были вознесены молитвы о Святой Руси и молитвы от землетрясений.
В завершении Литургии Архиепископ Феодор обратился к собравшимся с архипастырским словом.
«Сегодня Святая Церковь предлагает нам в назидание Евангельское чтение, по смыслу которого и назван сегодняшний день — Неделя о Страшном суде. Такие фундаментальные истины, которые далеко не новы для нас, и в Церкви они вспоминаются чаще, нежели один раз в год. Сегодня утром мы читали в Утренних молитвах: «Внезапно Судия приидет…» и вчера многие читали молитвы ко Святому Причащению : «Яко на Страшном  судилище Твоем…» — каждый день нам Церковь об этом напоминает.
А сегодня достаточно подробно, насколько можно передать нашими земными человеческими образами, Господь передает события, которые будут на закате человеческой цивилизации. Мир не вечен, говорит Церковь. Будет воскресение мертвых, будет Страшный суд, на котором каждый предстанет, как говорит преподобный Ефрем Сирин, в возрасте Христа, только праведные просветятся, а грешники будут в темных телесах. И говорится: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую» (Мф. 25:32).
Господь использует такой образ, потому что жители Палестины занимались сельским хозяйством и животноводством, и нам тоже всё это понятно. Когда пасет днем пастух стадо, в нем и коровки, и овечки, и козы, а когда вечером собирает их, тогда уже в хлев загоняет — всех порознь. Почему Господь использует именно этот образ? Внешне эти животные несколько похожи: размером похожи, длинношерстные они, парнокопытные, но они весьма различны по нраву. Коза упряма, бодлива, а овечка — даже в Новом Завете написано: «яко овча на заколение ведеся, яко агнец пред стригущего безгласен» (Деян. 8:32), — помните, об этом пророк Исайя говорит, — то есть, это символ беззлобия, терпения, кротости, послушания. Такой Господь приводит образ, чтобы показать, что ни внешность, ни положение, ни образованность, ничто наше земное не будет иметь значение, а только внутренние качества человека.
И скажет Господь праведникам: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф.25:34).
Самое интересное, что праведники, оказавшиеся с правой стороны, удивятся: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». (Мф.25:37-40).»
То есть, они себя праведниками совершенно не считают, о чем это говорит? О духе смирения и кротости, который в них присутствует. Поэтому  Царствие Небесное невозможно заслужить, Царствию Небесному можно только соответствовать духом. Говорят Святые отцы, что  Господь разделит людей на полки, и будет полк святителей, мучеников, исповедников… в зависимости от того, как человек потрудился здесь, молился, получит он славу там, в Божественном свете. Которые много потрудились, например, св. Иоанн Богослов, святитель Николай, прп. Сергий и многие другие, будут стоять в сиянии Пресвятой Троицы и зрить Единого Бога, те, кто меньше потрудился, будут удостоены лицезреть Христа Воскресшего. В житии Андрея Юродивого говорится, что он при жизни был восхищен на третье небо и видел на Престоле Христа Спасителя, окруженного Ангелами и сонмом угодников Божиих, и апостол Павел был восхищен на третье небо, а те, кто еще меньше потрудился, будут в лике помилованных. Дай Бог с Вами оказаться в этом лике помилованных.
Возникает вопрос: а когда наступит Страшный суд? Это, братья и сестры, зависит от нас. Были некогда цветущие города, среди которых Содом и Гоморра, но жители их занимались страшным грехом, и Господь послал Ангела, чтобы истребить их, чтобы не учили разврату людей… потому что не нашлось там и десяти праведников, которые могли Богу молиться. Эти Евангельские повествования напоминают нам о скоротечности нашего бытия, о Страшном суде… и если будут праведники, будут люди, которые ищут богоугождения, будут так жить, чтобы наша земля приносила плод, чтобы кто-то Богу угождал в семейной жизни, кто-то шел в монастыри, кто-то наполнял храмы, становился на путь священства, такой мир Богу нужен. Поэтому нужно, чтобы было больше праведных, добрых, смиренных, трудолюбивых, людей. Пока будут молитвенники за весь мир, мир будет стоять.Тогда Господь все эти события, которые упоминались, отодвинет на неизвестное время, тогда наши дети и мы увидим благоденствие и мир, спокойствие и радость.»
Накануне вечером Архиепископ Феодор совершил Всенощное бдение в Кафедральном соборе Петропавловска-Камчатского. Его Высокопреосвященству сослужили клирики собора. На утрене был пропет 136-й псалом: «На реках Вавилонских…». После чтения святого Евангелия Глава Епархии совершил помазание верующих освященным елеем.12 13 15 20 23 01 11