Иерей Виталий Малаханов: В епархиальном управлении я несу послушание руководителя Отдела религиозного образования и катехизации и по роду своих служебных обязанностей — посещаю родительские собрания в 3-х классах школ Камчатского края, на которых осуществляется выбор модулей курса Основы религиозных культур и светской этики (ОРКиСЭ). Вопросами выбора курса я занимаюсь с 2014 года лет, и только в текущем году, участвовал в более чем 20-ти собраниях в 4-х муниципалитетах (Петропавловск-Камчатский, Елизово, Вилючинск, Мильково). Вместе с тем, по благословлению архиепископа Артемия, я являюсь членом Рабочей группы при губернаторе Камчатского края по преподаванию курса ОРКиСЭ. Обращаю Ваше внимание, что предмет выбора модулей курса сегодня настолько важен для государства, что на самом высоком уровне несколько раз в год обсуждаются вопросы преподавания курса на Камчатке. К примеру, такой группы по физике, математике и даже истории нет – а по ОРКиСЭ – есть! И в третьих, я – родитель, мой сын Даниил сейчас в 5-м классе, и два года назад наша семья прошла через этот выбор, мы участвовали в собрании, обсуждали модули на семейном совете, заполняли заявление.
Таким образом, в проблематику курса епархиальный ОРОиК погружен уже в течение 3-х лет. В 2016 году 17-ть представителей епархии приняли участие в около 50-ти собраниях в 8-ми муниципалитетах Камчатского края. Это стало возможным, благодаря тому, что Министерство образования Камчатского края организовало не синхронное, а последовательное проведение собраний по районам Камчатки. Для нас это очень важно: не смотря на то, что в собраниях учувствовало много священников, львиную долю собраний, около 35-ти, пришлось провести мне и диакону Сергию Пустенькому. Приятно отметить, что в этом году выбор модулей проходит с соблюдением Регламента. Нарушения, которые мы, к сожалению, фиксируем, уже стали редким исключение, а не нормой, как это было в 2014 и 2015 году. Так же, радостно отметить, что выступление представителя конфессии с интересом слушают не только родители, но и учителя. И всегда слово священника, приносит добрые плоды: от 30 до 60% присутствующих родителей выбирают для своего ребенка модуль Основы православной культуры.
Удивил и порадовал Вилючинск. Можно сказать, что в этом году мы впервые развернуто учувствовали во всех собраниях. За всю историю преподавания курса (а это около 250-ти учеников в течении 4-х лет) только 5-ть учащихся здесь изучали модуль ОПК. В этом году Основы православной культуры стали самым популярным модулем курса! 43% родителей выбрали для своего ребенка модуль ОПК (это предварительные данные, они могут быть откорректированы, но тенденция очевидна). Почему ранее все родители поголовно и безапелляционно выбирали только альтернативный, внетеосный модуль? Каким образом проводилось родительское собрание без представителей конфессий? Пусть останется на совести администрации городского отдела образования. Радует, что родители теперь имеют возможность личного персонального выбора. Это стало возможным благодаря вниманию и контролю со стороны руководства Камчатского края, Министерства образования, представителей командующего эскадрой подводных лодок. С привлечением внимания общественности к вопросам выбора нарушения Регламента стали невозможными, или эпизодическими, как в Вилючинске, так и в целом по Камчатке.
В 2014 году из 14-ти районов Камчатского края в 9-ти – ОПК не преподавалась .В 2015-м году таких районов было 5-ть. В этом году только в 2-х северных районах Камчатки детям не преподают ОПК. За три года с 2014 года по 2016-й процент выбора ОПК увеличился с 12 до 33%. В абсолютных значениях, только в этом году количество детей, изучающих ОПК, практически удвоилось: 2015г.- 683 ученика; 2016г (предварительные данные) -1121. За этими сухими цифрами – более тысячи камчатских семей, которые получат возможность приобщить своих детей к тысячелетней истории христианской культуры. Положительную роль в информировании родителей о курсе ОРКиСЭ и модуле ОПК сыграл видеофильм, снятый информационным отделом епархии. В этом проекте приняли участие политики, представители законодательной и исполнительной власти, историки, военные. Именно благодаря видеоролику, даже в удаленных северных школах, куда физически не могли добраться представители епархии, родители получили информацию в курсе и модуле ОПК.
О курсе ОРКиСЭ:Федеральный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) – обязательный предмет в 4-х классах (1 час в неделю). Курс состоит из 6-ти модулей: конфессиональные Основы православной, исламской, буддисткой, иудейской культуры и внетеосные модули: Светская этика и Основы мировых религиозных культур. Выбор модуля родителям/законными представителями проводится в течение 4-й четверти 3-го класса (февраль-март).
Во все времена, при любых исторических и политических формациях человек ассоциировал себя со своей семьей, отечеством, культурой. Убеждения родителей переходили их детям и так из поколения в поколение, из рода в род, человек рождался, возрастал, становился носителем и хранителем убеждений своих предков. А убеждения, в том числе, или в первую очередь религиозные, рождали поступки.
Социологи посчитали: практически все люди на планете Земля имеют религиозные убеждения. Но они различны: значимая часть населения – это носители христианской культуры (около 34%), далее следуют представители исламской, индуиской, буддисткой, иудейской культуры. Есть люди, которые знают, что Бог есть, но не принадлежат ни к какой конфессии, или вообще не верят в Бога. Их порядка 10%.
(По данным Britanic Book of the year 20014. Данные исследовательской службы «Среда» Журнал «Вокруг света» 2016 год.)
Однако, опасения социологов вызывает то, что в России ситуация несколько меняется:
Православная культура самая распространённая в России (около 50% всех опрошенных). Есть среди россиян носители исламской, буддисткой, иудейской культуры. Но опасении ученых вызывал тот факт, что с каждым годом все большее количество россиян на вопрос «во что ты веришь?», отвечают :«я знаю, что Бог есть, но не принадлежу ник какой конфессии». Эту группу людей социологи называют «No name», то есть те люди, которые потеряли свое имя. Когда то это имя было «христианин» или «буддист», «мусульманин» и т.д., но что-то случилось в семье, что дети не восприняли и потеряли культуру своих передков. В нашей народной традиции такие люди называются «иванами, не помнящими родства».
По данным опроса Агентства по внутренней политике Камчатского края о своих религиозных убеждениях «верю, но не принадлежу ни какой конфессии» — говорят 38% опрошенных респондентов.
По сути, мы теряем свою национальную, культурную и религиозную идентичность, всё дальше отходим от истоков, которые питали наших предков. Мы забываем нравственные традиции и ценности, которые были присущи предыдущим поколениям.
Это и стало основным мотивом рождения воспитательного курса, на котором учащиеся по выбору своих родителей, приобщаются к традиционной для них культуре. Структура курса отображает все социальные группы, все традиционные и закрепленные в законодательстве РФ религиозные конфессии: православие, ислам, буддизм, иудаизм.
Мы становимся свидетелями зарождения новой религии «No name» — нравственного релятивизма.
Релятивизм – признание того, что в нашем мире нет ничего абсолютного. Все относительно. Принципы истолкования нравственности лежат в основе этнических теорий относительностей.
Что бы помочь россиянам сохранить традиционные семейные устои и ценности, национальную, культурную и религиозную идентичность, государственная школа берет на себя не простую задачу: научить детей убеждениям их родителей.
Регламент курса ОРКиСЭ основывается на 87 –й статье Федерального закона об образовании от 29.12.2012 № 273-ФЗ:
««…получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), или альтернативные им учебные предметы, курсы, дисциплины (модули)».
Преимущественное право сделать выбор, какую именно религиозную культуру изучать детям, имеют только родители или законные представители (статья 44 Федерального закона об образовании).
Итак, федеральный обязательный курс ОРКиСЭ – попытка школы помочь семье не превратится в «No name». Наша страна многонациональна и многоконфессиональна, поэтому модулей 6-ть. Школьные психологи утверждают, что 4-й класс это подростковый период, когда ребенок социализируется, уходит из семьи, меньше обещается с родителями, а проводит времени в группах по интересах, в том числе различных музыкальных субкультурах, заводит акаунты в социальных сетях. Классные руководители 3-х классов в Петропавловске-Камчатском говорят о том, что практически все ученики имеют акаут в Wapp, создают там, в том числе закрытые группы и взрослые уже теряют контроль – кто, что там постит? какие фразы, изображения? И т.д.
И в этот переходной возраст очень важно не упустить ребенка, передать ему мировоззрение, ценности религиозных культур, традиционных для семьи ученика.
Родители имеют возможность выбора. Создатели курса позаботились о каждой семье, о каждом родителе: если Вы этнически и религиозно, семейными и нравственными традициями принадлежите к христианскому миру, Вы и Ваши дети крещены Церкви, то для Вас написан учебник по Основам православной культуры, если вы рождены в иудейской, исламской, буддийской культуре, выбирайте свой конфессиональный модуль. Если у родителей нет никаких религиозных убеждений, они придерживаются атеистических или либеральных взглядов, и хотят, чтобы таковыми выросли их дети — для таких есть два внетеосных (или как они называются в Законе об образовании, альтернативных) модуля: «Светская этика» и «Основы всех мировых религиозных культур», написанный от 3-го лица, с точки зрения человека не разделяющего религиозные убеждения.
О выборе модулей курса в Камчатском крае.
На официальном сайте Министерства образования и науки Камчатского края, в марте 2014 года был размещен опрос для родителей о процедуре выбора модулей:
Только 53% родителей заявили о том, что они выбирали модуль персональным письменным заявлением. Остальные опрошенные, практически половина (47%), говорят, что попросту, выбор у них украли: либо какой преподавать модуль решила администрация школы, не спросив родителей, либо модуль выбрали большинством голосов на собрании.
В 2016году ситуация изменилась: родители, за редким исключением, имеют право выбора с соблюдением Регламента.
Что бы определиться с выбором конфессионального модуля, в частности ОПК, наиболее наглядно будет сравнить содержание конфессиональный и внетеосных модулей с задачами курса.
«Светская этика» формируется элитой (политической, культурной, интеллектуальной, экономической), стоящей во главе общества в определенный исторический период, соответственно, при смене элиты — подвержена изменению
Примеры: -этика философов ( Сократ, Кант и т.д.)
— «этика» национал-патриотов фашисткой Германии;
— «кодекс строителя коммунизма»;
— Современная нам «Светская Этика» транслируется в Россию элитами пост-христианской Европы, через законодательные акты Европарламента.
Здесь уместна цитата Президент РФ В.В. Путина:
«Мы видим, как (в Европе)…отрицается…традиционная идентичность — национальная, культурная, религиозная или даже правовая. Проводится политика, ставящая на один уровень многодетную семью и однополое партнерство, веру в Бога и веру в сатану. Без ценностей, заложенных в христианстве и других мировых религиях…люди неизбежно утратят человеческое достоинство»
Второй альтернативный модуль «ОМРК», по мнению школьных психологов наиболее сложный для восприятия младшим подростком. В этом возрасте ребенок должен оберется на позицию учителя, но в рамках модуля и учебника, этого не происходит.
За 30-ть уроков ученик не способен сопоставить информацию о религиозных практиках разных культур (использовать сравнительный анализ), применительно к себе и опыту своих родителей; Поверхностное повествование о религиях превращает их в некие «сказки», «предписания», эпосы и былины, а подростка в потенциальную жертву тоталитарных сект («Noname»).
Константин Дмитриевич Ушинский писал:
«Многое можем и должно занять в опыте иностранной педагогики, но не должны забывать, что для младенца только тогда не вредна чужая пища, когда он вскормленный молоком матери уже приобрел достаточно сил, чтобы переварить эту чуждую пищу».
Великий русский педагог, авторитет которого непререкаем как в царской так и в советской школе, используя очень красивый образ, молоко матери, призывает научить ребенка родной культуре, и только после этого говорить о других традициях.
Любой конфессиональный модуль курса, в частности ОПК, возвращает ребенка к истокам семейных традиций, знакомит его с образом жизни, принятым в его семье, главными ценностями христианской культуры. Этика христианства основана не на человеческих рассуждениях, как это мы видим в альтернативных модулях, мораль которых диаметрально изменяется во времени. Этика христианства незыблемо стоит на заповедях Божиих, которые неизменны тысячелетиями и не зависят от смены элит (политической, культурной, интеллектуальной).
Каждый из нас является носителем именно христианской этики. Мы заключаем браки именно в христианском их понимании: неразрушимый союз любви мужчины и женщины. Только в учебнике ОПК, в отличии от внетеосных модулей, при изучении темы «Семья», говорится о верности, терпении, рождении детей (урок № 27 Семья- маленький ковчег, призванный ограждать детей от беды. Венец, как и кольцо, не имеет конца. Рождение ребенка наполняют жизнь светом, радостью, смыслом).
Более того, каждый из нас, взрослых ждет от ребенка поступков глубоко христианских: учитель ждет от ученика внимания и уважения; папы и мамы – послушания и заботы в старости.
Мы верим, что наши дети через 10-15 лет вступят именно в христианский брак – неразрушимый союз любви мужчины и женщины, а не в пробный, гостевой или гражданский.
В наше время о христианской культуре в школе не говорили. Была другая идеология и знания о нашей вере, о христианской нравственности, мы получили от бабушек. Сегодня государство заботится о сохранении традиционных для России религиозных культур. Вспомните, что ваша семья – это не только мама и папа, но еще и деды, прадеды, которые воспитывались в православной традиции.
ВСПОМНИТЕ ВАШИ СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ и воспитайте своих детей в христианской этике, в православной культуре.
Изучение основ православной культуры в школе сегодня это помощь и поддержка семьи в воспитании детей на основе исторических и культурных ценностей и традиций русского и других народов России, для которых Православие — традиционная религия. В современных условиях изучение основ православной культуры не тождественно изучению Закона Божьего в дореволюционной русской школе, оно не предусматривает вовлечение учащегося в религиозную практику, участие в богослужениях, «обучение религии». Если говорить языком методистов модуля, ребенок возвращается в первоначальный контекст культурные и исторических ценностей.
Для этого используются различные образы и педагогический инструментарий.
Ребенок прикасается к Православию не как вероучению (это и не возможно за 30-ть уроков), а как нравственной, культурной традиции его семьи. Ребенок будет задавать много вопросов, интересоваться своими предками. Такое общение сближает поколения не только родственными узами, но и общими убеждениями, нравственными традициями. На это и направлены задачи всего курса.
О нравственных идеалах на уроках православной культуры рассказывают на примерах конкретных исторических личностей, например Сергий Радонежский, русский богатырь Илья Муромец, благоверный князь Александр Невский — великий воин и князь, прекрасный семьянин, у него было 8-мь детей и младший, Даниил Московский, прославившийся добрым нравом и организаторскими способностями, так же прославлен в лике святых. Школьники познакомятся с символическим языком православной художественной культуры, искусством иконы, фрески. Дополнительные занятия по модулю могут составить экскурсии в храмы, посещение музеев, концертов духовной музыки, встречи с представителями православного духовенства.
Вот так, объединив усилия семьи, Церкви и школы мы сможем не только наполнить ум ребенка суммой знаний, но и воспитать в нем нравственный стержень, который берет основание в семейной религиозной и культурной традиции.
И только так, по слову Аристотеля, мы сможем двигаться в будущее: “…Если мы идем вперед в области знания, а не нравственности, то мы идем не вперед, а назад…
Архиепископ Артемий: Основы православной культуры – светский предмет, разработанный и сертифицированный Министерством образования Российской федерации. Он имеет своей целью, более глубоко, дать ребенку понятие о своей культуре, о своей истории и нравственности. Он воспитывает уважение и почитание родителей и старших. А так же более углубленно дает возможность разобраться ребенку между добрыми и плохими поступками.
Председатель Законодательного собрания Камчатского края Раенко В.Ф.: Курс об основах православия учитывает все тонкости и нюансы нашей национальной культуры, исторические и духовные ценности. Долгие века Россия развивалась под сенью Русской православной церкви. Поэтому, знать и понимать историю отечества, объективно судить о тех или иных исторических событиях, можно лишь имея хорошее представление об основах православия.
Старший научный сотрудник краевой библиотеки им. С.П. Крашенинникова Витер И.В.: На Камчатке есть несколько фигур священно служителей, которых знают во всем мире: святитель Иннокентий Вениаминов, первый епископ Камчатский, Алеутский и Курильский, это благочинный камчатских приходов Прокопий Громов, который продолжил традицию несения грамоты и перевода на языки коренных народов основных Богослужебных книг, это митрополит Нестор Анисимов, который прославился как миссионер, принесший очень много добного и светлого в жизнь коренных жителей. Поэтому преподавание этой духовности – необходимо.
Заместитель председателя Законодательного собрания Камчатского края Маклов К.Г.: более двух тысяч лет длится история христианства, более тысячи лет – православное христианство. Это все наши истоки и наши корни. Дети должны жить в том обществе, питаться теми историческими корнями, на которых жили наши предки. Это будет самый правильный выбор. У нас многолетняя история, мы- православные, Надо на этой основе, на этом фундаменте – жить.
Заместитель председателя Законодательного собрания Камчатского края Броневич В.Т.: Я родилась и выросла на Камчатке и для меня история Камчатки, история освоения Камчатки – это есть история Православия. У народов Камчатки появились возможности познавать этот мир с другой стороны, со стороны духовности — и мой народ это принял.
Информационный отдел епархии.