В дни Крещенских праздников епископ Артемий совершил праздничные богослужения в Кафедральном соборе св. Живоначальной Троицы

Праздник Крещения Господня — один из самых почитаемых древних праздников христианской Церкви. В этот день воспоминается Евангельское событие, когда Иисус Христос пришел на реку Иордан и принял крещение от Иоанна Предтечи. После крещения на Христа в виде голубя сошел Святой Дух и Бог Отец, через голос засвидетельствовал всем людям, что Христос есть Сын Божий и обещанный миру Мессия, Который спасет его от греха.

По древней традиции, в память Крещения Господня по завершении литургии совершается Великое освящение воды, которое происходит два раза в год: 18 и 19 января. В эти дни тысячи людей приходят в православные храмы, чтобы почерпнуть святой воды и принести ее в свои дома. «Великая агиасма» — так называется освященная в эти дни вода — является великой святыней, которая благоговейно хранится христианами в течение всего года до нового освящения.

19 января, в  Крещенский сочельник и в праздник Крещения Господня, епископ Петропавловский и Камчатский Артемий совершил праздничные богослужения и чин великого освящения воды в кафедральном соборе Святой Живоначальной Троицы.

Его Преосвященству сослужило соборное духовенство. Радовало, что службу посетили множество верующих, а в течении всего Праздника нескончаемым потоком люди шли за святой водой.

По окончании богослужения Владыка Артемий обратился к собравшимся со словом Архипастырской проповеди.

Дорогие братия и сестры поздравляю вас с праздником Крещения Господня. Все мы с вами недавно встречали прекрасный радостный праздник Рождества Христова.  По домостроению Божиему, ради  нашего с вами спасения Господь пришел в мир и воплотился от Пресвятой Богородицы.  До  30 лет Господь жил в полном повиновении и послушании у родителей. Какой пример через это Господь подал современной молодежи: быть в полном повиновении у родителей. Через послушание родителям Господь подает детям свое благословение. 

И вот когда Спасителю исполнилось 30 лет,  по повелению Божию вышел на проповедь последний  ветхозаветный пророк, предтеча Спасителя —  Иоанн Креститель.  О нем говорил пророк «Глас вопиющего в пустыни: Покайтесь ибо приблизилось Царство Небесное».  Иоанн Креститель всех призывал к покаянию. Во время крещения он удерживал человека до тех пор, пока он не откроет все грехи, и только после этого отпускал их, омывая в Иордане.

И вот на Иордан к Иоанну приходит Спаситель и просит крестить Его. Господь просит  крещения от раба, показывая нам путь смирения,  ибо смирением только созиждется плод духовный. Тогда Иоанн в трепете воскликнул «Господи, мне надлежит от тебя креститься». На что Господь сказал, «Оставь ныне, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду».  Господь своим примером показал путь послушания. Господь своим духом, своей святостью освятил воды Иорданские.

Вода — подобие благодати Божией. Ученые исследуя крещенскую воду, говорят, что структура молекул этой воды прекрасна. Эта вода имеет целебные свойства.

В Таинстве Крещения человек получает новое рождение, мы оставляем ветхого человека, то наследство, которое приняли от Адама. Ибо Господь — новый Адам, он обновил всё естество человека, Он взял грехи мира, Он пострадал,  и искупил нас честною своею кровию.  В Крещении мы становимся новой  тварью.  Отныне человеку уготовано вечное спасение.  Нам же  нужно идти путем Христовым, любить Бога, любить ближних. Любить Бога, значит творить заповеди Его. Любить ближнего, значит во всем уступать ему, почитать ближнего больше нежели себя, ибо в каждом из нас живет Христос.

 Господь даровал нам эту великую благодать.  Господь промыслом своим устроил наше спасение. Будем же благодарны Богу, благодарны Его Пречистой Матери и всем святым, которые донесли до нас веру православную, отстояли её и в чистоте передали нам. Будем хранить веру православную. Братья и сестры, поздравляем вас с этим великим праздником. Помощи вам Божией и покров Пресвятой Богородицы да будет со всеми вами.

Праздник Крещения также называется праздником Богоявления – так как в этот день Бог явил Себя явственно миру в Трех Лицах Своего Божества: Бог Сын – Иисус Христос принимал крещение в Иордане, Дух Святой снизошел на Него в виде голубя, Бог Отец засвидетельствовал Иисуса Христа голосом с неба.

Когда приблизилось время общественного служения Спасителя, Бог повелел пророку Иоанну Предтече, жившему в пустыне, выступить со всенародной проповедью покаяния. Откликнувшихся на этот призыв он крестил в реке Иордан «крещением покаяния для прощения грехов» (Евангелие от Луки: 3 глава, 3 стих). Это не было еще благодатное христианское крещение, а лишь символическое погружение в воду, в знак начала новой праведной жизни.

Среди прочего народа к Предтече пришел и Иисус Христос, чтобы креститься. Иоанн, как пророк, почувствовал Божественное величие Спасителя и отказывался крестить Его. В ответ на это Господь кротко ответил: «Так надлежит нам исполнить всякую правду» (Евангелие от Матфея: 3 глава, 15 стих). Своим погружением в воды Иордана Христос показал всем людям необходимость исполнения Божественных установлений, в том числе и крещения. «И се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него» (Матф. 3:16). Этим особым знамением, а также голосом Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Матф. 3:17), – людям было явлено Божественное естество Иисуса Христа и его мессианское достоинство.

Богоявлению предшествует день строгого поста – крещенский сочельник (18 января). По окончании Литургии совершается чин Великого освящения воды. Еще раз чин Великого водоосвящения повторяется в сам день праздника по окончании Литургии. Там где есть источники и водоемы, водоосвящение совершается под открытым небом. Духовенство и верующие из близлежащего храма торжественным крестным ходом идут к месту освящения, которое называется «иордань». Купание в освященной воде, в «иордани», является не обязанностью, а лишь благочестивой традицией. Погружаться в «иордань» можно лишь с благоговением и молитвой.

 Что необходимо знать о святой воде

Святая Церковь словом Божиим, молитвой и священнодействиями освящает не только самого человека, но и все то, чем человек пользуется: воду, воздух, землю; различные предметы и вещи, необходимые для нашего существования и благополучия. Одно из величественнейших священнодействий – это освящение воды – стихии, без которой невозможно существование нашей жизни.

Вода, освященная в крещенский сочельник и в сам праздник Богоявления, обладает одинаковыми чудодейственными свойствами и называется ВЕЛИКОЙ АГИАСМОЙ, то есть великой святыней. Церковь освящает воду для того, чтобы возвратить ей первозданную чистоту, низвести на нее благодать Божию и благословение Небесное, к освящению и исцелению души и тела каждого, кто с благоговением пользуется этой святыней, к прогнанию козней всех видимых и невидимых врагов и ко всякому благу для людей. Святой водой окропляются жилища и рабочие места, одежда и продукты питания. Крещенскую воду принято употреблять натощак после прочтения утренних молитв с особым благоговением.

Хранить святую воду необходимо в чистом месте и в чистой закрытой посуде, как и подобает великой святыне.

Употребляя великую агиасму, важно помнить, что для получения благодатных даров от Бога необходима вера и исполнение заповедей, как учит нас Священное Писание: «С избытком даст тебе Господь Бог твой успех во всяком деле рук твоих,… если будешь слушать гласа Господа Бога твоего, соблюдая  заповеди Его и постановления,…  и если обратишься к Господу Богу твоему всем сердцем твоим и всею душою твоею» (Книга Второзаконие 30 глава, 9-10 стихи).

Информационный отдел епархии.