2 февраля, в Неделю 32-ю по Пятидесятнице, прп. Евфимия Великого и прав. Феодора Томского, архиепископ Петропавловский и Камчатский Феодор совершил Божественную литургию в Камчатском Морском соборе. Его Высокопреосвященству сослужил иеромонах Серафим (Ефимушкин), настоятель храма Рождества Христова п. Тигиль.
Богослужебные песнопения исполнил хор Морского собора под управлением П. В. Лобеко. За богослужением была вознесена молитва о Святой Руси, совершаемая в храмах по благословению Святейшего Патриарха Кирилла.
По окончании Литургии Владыка обратился к собравшимся с архипастырским словом.
«Сегодня за Божественной литургией прозвучало Евангелие первой подготовительной седмицы, — впереди уже забрезжил свет Святой Четыредесятницы, — это Евангелие о Закхее. Смысл этого Евангельского чтения перекликается с историей тех святых угодников Божиих, которые изображены на иконах перед нами. Закхей, как сказано, принес плод покаяния: «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк.19:8).
Сегодня память праведного Феодора Томского совпала с воскресным днем. Он почитается как праведник. А вчера на Всенощном бдении звучали паремии Евфимию Великому, которые совпадают и подходят Феодору Томскому. Паремии преподобнические. Преподобный — значит монах. Монахи это те люди, которые вместе с исполнением всех заповедей Божиих, которые обязательны для всех христиан, добровольно берут на себя обеты как дар Богу, и несут на себе этот Крест. Феодор Томский, который явил свою святость в последние годы своей жизни, когда подвизался в сибирских лесах, в Томской губернии, в Томске. Он самопроизвольно взял на себя Крест странничества. Есть много сопоставлений и доказательств, что Феодор Томский или Феодор Кузьмич, как его называли в народе, и император Александр Первый, побивший Наполеона, это одно и то же лицо. И чтобы изгладить, замолить, испросить прощения своих грехов, он инсценирует свою смерть в Таганроге и отправляется в безвестность. Его благословил на этот подвиг свт. Филарет Московский. Такой подвиг покаяния. Евфимий Великий и Феодор Томский приносили труды покаяния, каждый о своем молился. Кто нам мешает приносить труды покаяния? Вот мы собрались на Божественную литургию. Это лучшие часы этой седмицы. Если мы хоть два часа принесем Богу от воскресного дня, а кто может, еще и от субботнего, — это лучшее время нашей жизни, когда мы перед Богом стоим и просим у Бога помощи себе, родным, Отечеству нашему.
Говоря о Феодоре Томском, самое яркое свидетельство того, что это император Александр, то, что гробница императора пустая. Визуально портрет и рост, манера говорить, все совпадает. Те люди, которые общались с Феодором Кузьмичем, удивлялись тому, что он рассказывал подробности придворной жизни Петербурга. Больше всего он любил вспоминать военные походы. Он говорил о том, что когда французы подходили к Москве, Александр Первый припал к мощам преподобного Сергия в Лавре и долго со слезами молился. Потом почувствовал в душе голос: «Александр, вставай, иди, дай волю Кутузову, и с Божией помощью французы будут изгнаны из Москвы, и как фараон в Чермном море, так и французы погрязнут в реке Березовой». Когда историки сверяли почерк Александра Первого и Феодора Кузьмича, определили, что это почерк одного и того же человека. За свою строгую жизнь, строгий пост, тайную молитву, Господь дал ему дар исцеления, прозорливости. Когда он находился на смертном одре, купец Хромов спросил его: «правда ли, что Вы и Император Благословенный — одно и то же лицо?». Старец ответил:»Дивны дела Твои, Господи». То есть, нет на земле ничего тайного, что не стало бы явным… Вот такие плоды покаяния, такой великий дух. В наше время нужно особо молиться Александру Невскому, Дмитрию Донскому, князю Владимиру… Если святые помогают нам, то мы скоро победим. Нужно молиться и Феодору Томскому о нашем Отечестве, чтобы Господь даровал нам мир и победу нашему воинству» — отметил Владыка.
Затем Владыку Феодора поздравил с днем Тезоименитства иеромонах Серафим. Все присутствующие пожелали Архипастырю многая и благая лета.
«