Учители вселенной

Днем памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла завершается пост, названный их именем. В православном богослужебном году это единственный продолжительный пост, посвященный святым.

За что же апостолы Петр и Павел получили в Церкви такое признание? Ответ, в общем-то, очевиден. Именно их трудами, а также трудами их сподвижников -апостолов, Святая Церковь уже на протяжении их полной трудов и опасностей жизни распространилась до пределов известного тогда цивилизованного мира, ойкумены, и, по сути, стала тем, что мы знаем – спасительным ковчегом, построенным мудрыми зодчими. Именно апостолы потрудились больше всех, и именно их трудами Господь воплощал Свое обетование  – создать Церковь, которую не одолеют врата ада, Церковь, огражденную иерархией, утвержденную таинствами, полную Божией благодати. Так что почитание апостолов в Церкви не удивительно. Кто эти два великих мужа, названные первоверховными апостолами, кто эти проповедники Слова Божия и миссионеры, на тысячелетия во многом определившие судьбы мира?

Петр – рыбак, сын рыбака. Это самая простая и тяжелая работа, обычно не оставляющая времени для религиозно-философских дум и глубокомысленных размышлений о жизни. Рыбак – это даже не пастырь, который тоже ведет простую жизнь, но на котором лежит ответственность за овец. Рыбаки – другие. Они не заботятся о стаде, зато люди этой профессии хорошо знают, что без воли Божией ничего не бывает. Благословит Бог – будет улов, а иначе… Иначе будешь голодать. Удивительно, что первым из пастырей Церкви Христовой оказывается человек с принципиально иной, чем у пастыря, пастуха, психологией – психологией рыбака.

И все же каждому пастырю, каждому священнослужителю стоит помнить, какими словами призвал Христос Петра и его брата. Призвал прямо от промысла, оторвал от сетей. Господь сказал: Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков (Мф. 4, 19). Рыбаки послушались, бросили сети и последовали за Христом. Столь удивительный пример послушания и веры нечасто можно встретить даже среди святых. Многие из них раздумывали, прежде чем обратиться, кто-то даже противился благовестию, а Петр и брат его Андрей в простоте сердца не промедлили и последовали за Господом.

Петр остался порывистым, решительным человеком на всю жизнь. Он мог поддаться малодушию и отказаться от Христа перед стражниками, он же и плакался горько и каялся от всего сердца так, что до самой кончины глаза его были красны от каждодневных слез. Он воскрешал мертвых, он же наказывал святотатцев, так что они падали бездыханными, а еще он проповедовал перед толпами и за раз обращал по пять тысяч человек ко Христу. Даже тень его исцеляла, а больные носили его пояс, чтобы совершенно выздороветь.

Говорят, что, прожив жизнь, заняв епископскую кафедру Рима, столицы империи, под конец жизни Петр имел возможность еще раз сделать выбор: пострадать с Христом или смалодушничать. В одно из часто воздвигаемых в то время на христиан гонений он тайно уходил из Рима и внезапно в ночи увидел перед собой фигуру своего любимого Учителя и Господа, идущего в город. «Куда Ты, Господи?» – спросил Петр. «В Рим, чтобы вновь быть распятым», – ответил Христос. Видение исчезло, а апостол вернулся в город. Он не захотел еще раз покинуть страдающего Спасителя… По преданию, Петр был распят вниз головой по собственной просьбе: он считал себя недостойным умереть на кресте в том же положении, что и Господь.

Апостол Павел совсем другой, чем Петр. Он отнюдь не рыбак-простец. В Деяниях святых апостолов (Деян. 22, 3) Родной город Павла Тарс был одним из центров эллинистической образованности, уступавшим в этом отношении лишь Александрии и Афинам. От отца он унаследовал римское гражданство, что было редкостью в провинциях и говорило о весьма высоком общественном положении семьи. В свою очередь, обучение у знаменитого Гамалиила давало больше, чем знание – Павел стал своим в элите иудейского общества. Как истинный фарисей, он стал гонителем христиан.

Обращение его совсем не похоже на петрово. Кто знает, что было бы с Павлом, не явись ему Сам Христос, не ослепни он после видения и не стань он вновь зрячим, приняв крещение.

Павел был нужен Церкви, и Господь из гонителя сделал его Своим апостолом. Продолжительные, протяженные и чрезвычайно плодотворные миссионерские путешествия Павла стали основой для обращения в новую религию языческого мира. То, что не могли сделать провинциальные рыбаки, получилось у римского гражданина, обладавшего иммунитетом против преследований местной верхушки и не стеснявшегося пользоваться своими гражданскими правами вплоть до требования суда самого императора.

Павел не входил в число двенадцати учеников Спасителя, не ходил за Ним по городам и весям Палестины, уши его не слышали проповеди Господа, а глаза не лицезрели Его смиренного облика. В личном общении он не мог сравниться с Петром, и тысячи обращенных, впечатленных речью пламенного оратора – это не про него. Зато он мастерски владел даром письменного слова. 14 павловых посланий дали новообращенным из язычников, среди которых он проповедовал, базу для их христианской жизни.

Павел, как и Петр, погиб мученически. Как римского гражданина его не могли распять, а предали смерти «почетным» способом – отрубили голову.

Почти во всех своих главных человеческих качествах апостолы Петр и Павел разные. И все же, при всей их разности, есть в апостолах Петре и Павле важнейшее общее достоинство, главная христианская добродетель – любовь. Схиархимандрит Иоанн (Маслов) советовал своим духовным детям брать пример с апостолов Петра и Павла именно в этом, напоминая, что сердце истинного христианина должно гореть искренней любовью к Богу и людям, гореть «той любовью апостола Петра, которую он засвидетельствовал пред Христом: Господи, Ты вся веси: Ты веси, яко люблю Тя – на троекратное вопрошание: Симоне Ионин, любиши ли Мя? (Ин. 21, 15-17). И той любовью к людям, о которой говорит апостол Павел: Ходите в любви, якоже и Христос возлюбил есть нас и предаде Себя за ны (Еф. 5, 2). Плодами этой любви, по учению апостола Павла, являются совершенное незлобие, правдивость (Кол. 3, 8-9), нестяжательность, целомудрие в слове и деле (Еф. 5, 3) и особенно всепрощение».

Такие разные при жизни, после смерти первоверховные апостолы соединены в церковном почитании. Даже иконы их по-отдельности найти трудно, а вот изображенных вместе – можно встретить очень часто. Так разными путями ведет Господь людей к Себе, обращает недостатки в достоинства, прощает грехи, придает силы, преображет их, делая способными на подвиг ради Царствия Своего.

Протоиерей Михаил Дудко

Интернет-версия православного женского журнала «Славянка»

Метки: ,