В школе нас учили, что «знание- сила». И в этом, действительно, есть правда. Однако этой силой можно распорядится как во благо так и во вред обществу и прежде всего самому себе. И как прекрасно когда учитель, который дает ученику важную полезную информацию с помощью, которой школьник войдет во взрослый мир еще и научит его закону нравственному. Учитель и ученик – слова однокоренные. Не только в светской школе, учебный процесс построен таким образом, что в идеале, ученик становится зеркалом, в котором с присущей только ему индивидуальностью, преломляются и транслируются далее во времени посылы учителя. Как важно самому гореть чистым ярким огнем веры, добра, нравственности, чтобы передать тепло этого огня своим ученикам.
В епархиальном управлении Епископ Петропавловский и Камчатский Артемий провел встречу с учителями Петропавловского и Елизовского районов. За каждой из собравшихся за этим столом учителем стоят десятки, сотни детских душ. И как важно было преподавателям, в основном духовно-нравственных дисциплин, обсудить с Владыкой проблемы их волнующие, узнать позицию Церкви на события, происходящие сейчас в обществе: на Камчатке, России, Европе. Что называется на злобу дня. Сегодня термин «клириколизация» звучит как то отпугивающее, вызывая настороженность и не понимание. А применялся ли такой термин нашими предками в XVIII или XXVII веке или еще ранее?! Тогда не существовало границ между клиром и обществом. Все наши предки ассоциировали себя с православной традицией. Даже более близкая к нам по времени, перепись 30-годов, после гонений и репрессий, показала, что более 70% процентов населения в графе «вероисповедание» написали «православный»!
Владыка говорил с учителями о том, как нивелируется понятие греха в современном мире, приводил примеры из современного медиа- пространства, когда противоестественные грехи, которые называются в Церкви смертными преподают нам как допустимую норму поведения в обществе. Эта дискуссия напомнила мне встречу Министра культуры Владимира Мединского с участниками конференции «Вера и Слово» (организатор Синодальный информационный отдел): Владимира Ростиславовича спросили, влияет ли его православное мировоззрение на принятие решений, которые возникает в повседневной профессиональной деятельности? И ответ был утвердительным. А как иначе! Это не плод «клирикализации» как нечто навязанного извне, а результат воспитания, образования и выбора человека, сформированного в православной традиции. «Владыка, нас самих нужно образовывать! (имеется в виду образование религиозное, духовно- нравственное)»- говорили на встрече учителя. «Чтобы рассказать ребенку о Боге, вере, православной традиции учителю, во-первых, самому нужно иметь свой личный духовный опыт Богообщения. Нужно быть человеком нравственным, воцерковленным»- обратился епископ Артемий к педагогам — «Церковь- это мы с Вами, повышая свой уровень духовного образования, участвуя в жизни Церкви, читая литературу как например, «Цветник духовный», мы накапливаем драгоценный багаж, которым щедро поделимся с нашими воспитанниками».
Слайд шоу презентации о жизни епархии с комментариями нашего владыки были очень интересны учителям. Освящен нижний храм Собора, по будням — ежедневно, а в выходные — ранняя и поздняя литургия. Это тоже было новостью для многих учителей, еще только начинающих личный путь воцерковления. В этом и заключается миссия подобных встреч: разрушить стереотипы, вызвать интерес, дать информацию. Наметь совместные планы.
После беседы за чашкой чая Владыка провел для всех гостей экскурсию по Собору: епархиальное управление, нижний храм, трапезная, крестильная комната с купелью. Надеюсь, с помощью Божией два часа проведенные коллегами из петропавловских школ принесут свои плоды, как и для них самих так и для учеником. А результат- совместная плодотворная работа. Из ближайших мероприятий: школа № 10, 19 октября, викторина посвященная Преподобному Сергию Радонежскому и экскурсии школьников в Кафедральный Собор.
В заключении встречи Владыка призвал учителей активнее проявлять инициативу и творчество в деле духовно-нравственного воспитания детей и по мере сил способствовать увеличению выбора модуля ОПК в Камчатских школах.
Иерей Виталий Малаханов
Руководитель отдела образования и катехизации