А еще у педагога стремление к познанию должно быть живым, активным. Православному учителю, как и любому православному человеку, легче: он чувствует защиту Божью. Понимает человека, понимает, что смысл жизни – в любви. И через это по-другому понимает детей: у него получается быть ласковым, внимательным к сегодняшнему поколению школьников. Ведь если бы не вера – не было бы сил, не было бы ответов – как поступить в той или иной ситуации: поколение-то непростое растет. Многие педагоги не выдерживают, ломаются, уходят…
М. Неверова, сотрудник отдела
образования епархиального управления
«Расскажите о своих учителях», — просили в преддверии праздника корреспонденты одной из камчатских газет жителей Петропавловска. Одна девушка, окончившая школу 2 года назад, словно с вызовом бросила: «Никого не помню! Отучилась и забыла, как страшный сон!» Резанули слова. Подумалось: а каково ее учителям?.. Может, лукавила? Может, бравировала? Ведь «Поколение-то непростое растет. Многие педагоги …уходят».
Хочется крикнуть: не надо! Не уходите! Вас любят. Вас помнят. Годами. Всю жизнь.
Александр Иванович бывший фронтовик. УЧИТЕЛЬ – со всех больших букв. Научить любить и знать историю четырнадцатилетних подростков из середины 90-х, строптивых, модных, о-о-чень современных – дело непростое. А он и не старался. Он просто любил всех ребят: и тех, кто за углом с сигаретой во рту, и тех, кто с успехами на Олимпиадах. Каждого на «Вы» называл.
Стою перед классом: для меня это – новая школа в чужом приволжском городе, первый вызов к доске. Помню, отвечала что-то про суды присяжных, еще, еще, еще…
-Ну и последний вопрос, — сказал Александр Иванович.
Напряглась: последний всегда с заковыркой. И вдруг неожиданно:
-У меня товарищ боевой из ваших мест был. В окопах вместе лежали. Он рассказывал, что на Камчатке место удивительное есть: Долина ГРЕЗЕРОВ называется. Расскажите, пожалуйста…
Милый Александр Иванович, самый лучший учитель истории. Я Вас люблю. Я Вас помню. Есть Долина такая. И на самом деле – «Грезеров». Много кто из камчатцев не был там – только грезит…
Закончилась служба в храме. Люди расходились нехотя: видно, не спешили обратно, в городскую суету, в бытовые проблемы. Кто-то тронул за плечо. Обернулась. Не может быть! Первая учительница! Та, что со школьной линейки, привела нас, шестилетних и курносых, в класс. И начались премудрости: палочки с наклоном, звездочки вместо оценок и на века оставшееся «Жи-Ши».
Обернулась. Не может быть! Первая учительница! Точно такая же, ни капельки не изменилась:
-Вот уж не думала, что здесь встретимся…
И я не думала. Но стало тепло и приятно. Будто близкий человек стал еще ближе. Будто узнал, что близкий человека живет тем же, что и ты…
Милая Антонина Николаевна, самая лучшая первая учительница. Я Вас люблю. Я вас помню. Когда Вам было трудно, первый «а» из далекого 86 года молился по Соглашению за Вашу семью…
-Ягода поспела, цветы расцвели, приезжай! – Быстро-быстро тараторила Вера Васильевна, учитель по математике.
И так – всегда. Не я с букетом в гости, но я – с подарками из гостей: колокольчики-маки, клубника-малина. И пускай встречаемся не часто, но даже часа раз в год хватает:
-Вер Васильнна, перестаньте мне сниться. Вы по ночам проверяете у меня домашнее задание – я так больше не могу! За что мне это? Я ж хорошо тангенсы искала!
Смеется.
-Смотри лучше, вид какой из дома у меня: прямо на мужской монастырь. Вот думаю: люди туда заходят, а сама не знаю: всем ли можно или по-другому как …
Милая Вера Васильевна, самая лучшая учительница по математике. Я Вас люблю. Я вас помню. Если просит душа – идите! В монастырь можно всем – там и службы, и исповедь, и причастие…
«Многие педагоги не выдерживают, ломаются, уходят…», — cказала Марианна Сергеевна. А хочется крикнуть: постойте! Не надо уходить! Вы нам нужны! Вы нужны нашим детям и детям наших детей. Мы вас любим. Мы Вас помним! Мы вас поздравляем с Днем учителя! Ваши ученики – бывшие, настоящие, будущие.
Юлия Ляцкая
Фото: С. Никитиной;
images.yandex.ru