Страшнейшее оружие — необдуманное слово и намерение обидеть

Председатель отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви (ОРОиК), митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий ответил на вопросы посетителей сайта Синодального информационного отдела.

Как относится Русская Православная Церковь к оружию, как то: к изобретению, производству, торговле?

Геннадий, г. Калининград

Согласно христианскому вероучению – оружие, как и любой другой неодушевленный предмет, само по себе не подлежит нравственной оценке. Все зависит от того, в чьи руки оно попадает и как используется. Применять оружие против людей — большое зло, но применять оружие ради спасения людей от преступников — может быть немалым благом. Об этом свидетельствует в Евангелии пророк и предтеча Господень Иоанн Креститель, на вопрос пришедших к нему воинов: «А нам что делать?», не предложил воинам сложить оружие и перестать выполнять свой воинский долг, а советовал никого не обижать, не клеветать и довольствоваться своим жалованием (Лк. 3,14). Святые апостолы прямо и решительно утверждают, что воины, предназначены Богом для того, чтобы силой оружия ограждать спокойствие и безопасность людей от их врагов, защищать семью, Родину, святыни. В этом случае оружие выполняет роль гарантии мира и спокойствия. Мысли людей, настроенных на разрушение, жажду власти, стремление навязать, поработить, делают оружие инструментом убийства. Не нужно, наверное, говорить о том, что это нарушение заповеди и преступление перед Богом и людьми. Суть не в оружии, а в намерениях и поступках людей. Даже слово, незначительное действие, сказанное или сделанное в разрушительном ключе, может стать страшнейшим оружием.

Скажите, несет ли вред принятие электронных удостоверений, которые сейчас с огромной скоростью ввели во всем мире, а теперь и в России с Грецией собираются вводить? Я читала, что Паисий Святогорец в своем послании о знамениях времен предупреждал об этом, и что это будет опасно.

Кристина, г. Москва

Ни электронные удостоверения, ни паспорта, ни какие иные документы не могут принести вреда человеку, искренне верящему в Бога и любящего Его творения. Не ищите Сатану во всем, что Вас окружает, — лучше ищите Бога. Господь дал нам все для того, чтобы мы могли быть счастливыми, стремились познать Его и имели возможность исправлять свои прегрешения и радоваться всему, что Он нам дал. Вместо этого мы с трепетом ожидаем дьявола и во всем его ищем. Неужели пластиковая карта, которая является всего лишь носителем информации, может встать между Богом и стремящимся к Нему человеком?

Не стоит воспринимать творения любого духовного писателя, как учение Церкви. Скорее это ориентир на определенный положительный опыт, поучение. Паисий Святогорец, действительно, негативно относился к некоторым «веяниям времени», но это его частное мнение, к тому же, произвольно толкуемое в определенном контексте.

Ваше Высокопреосвященство, Вам, как Председателю отдела религиозного образования и катехизации, наверняка, близка проблема ЕГЭ. Сейчас даже для поступления в семинарию требуются результаты ЕГЭ. Поэтому у меня вопрос: каково Ваше отношение к единому государственному экзамену?

Данила Колесников, г. Санкт-Петербург

Все нужно делать с умом. ЕГЭ – испытание для выпускников. Но оно не вполне объективно отражает способности, уровень эрудированности, опыта и багажа знаний, которыми обладает тот или иной ученик. Невозможно тестом выяснить, насколько человек развит. Думаю, дорога, по которой пошло Министерство образования и науки РФ только началась. Впереди еще много открытий, исправлений, переосмыслений. На мой взгляд, необходимо оставить частички «человечности» при сдаче экзаменов.

ЕГЭ – это, прежде всего, экзамен на выявление специальных сформировавшихся знаний у учеников, достигших определенной квалификационной ступени в своем обучении. И именно поэтому я очень надеюсь, что ОПК никогда не войдет в ЕГЭ как предмет. Что же касается духовных училищ, семинарий, академий и православных вузов, то, разумеется, кроме ЕГЭ там проводятся обязательные собеседования на предмет выявления уровня знаний православной догматики, катехизиса, истории Церкви.

 

Батюшка, родители меня не крестили и в церковь не водили. В возрасте 23 лет я приняла крещение у «Свидетелей Иеговы», но через пару месяцев перестала посещать встречи этой организации и полностью ушла от общения с ними. Моя дочь в прошлом году в возрасте 18 лет самостоятельно изъявила желание и крестилась в Православной Церкви. Я уверена, что Православная Церковь – истинная Апостольская Церковь. Но сомневаюсь, нужно ли мне креститься вновь, не будет ли это повторно? То есть, является ли действительным мое крещение или нет для Господа? Батюшка, помолитесь за меня и ответьте, пожалуйста.

Елена, г. Орск Оренбургской области

Действо, которое «Свидетели Иеговы» называют «крещением», по сути является публичным заявлением о том, что новый член становится полноценным служителем Иеговы и Его видимой теократической организации. Естественно ни о покаянии и прощения грехов во имя Иисуса Христа, ни, тем более, Крещения во имя Пресвятой Троицы здесь речи не идет. Естественно Церковь не признает истинности этого действия. Поэтому согласно церковным канонам Вам необходимо пройти подготовительные (огласительные) беседы и принять Таинство крещения в Православной Церкви.

Здравствуйте, владыка Меркурий! У меня есть знакомые, которые учились в духовных семинариях в разных городах. Один закончил, другой бросил. Оба независимо друг от друга говорят, что тяжело выносить «изнанку» церковной жизни. Это их гордыня, или на самом деле все так плохо?

Ксения

Семинария – это начало духовного подвига, требующего от поступившего в нее семинариста постоянных трудов жертвенности и самоотдачи. Для кого-то это оказывается призванием, благословением на пастырское служение людям, а для кого-то – неудобоносимой ношей. Условия духовной жизни таковы, что новоначальный непременно сталкивается с испытанием. И чем дальше человек идет по выбранному духовному пути, тем активнее ополчаются против него силы этого мира, поскольку они злы и противятся правильному выбору человека. И, конечно, есть люди, которые не выдерживают, оставляют выбранное направление: не будем их осуждать. Возможно, они послужат Богу и Церкви в какой-то другой области, в чем-то, к чему они более всего приспособлены.

 

Мне 38 лет. Я никогда не исповедовалась и не причащалась. В этом году выдержала Великий пост и постные дни недели. Как правильно приготовиться ко Причащению, и как часто рекомендуется причащаться?

Наталья, г. Одесса

Время Великого поста для каждого православного христианина – это серьезное испытание души и тела, целью которого является духовный рост и приготовление к Пасхе. Связь Великого поста и Пасхи неразрывна. На Пасху мы празднуем Воскресение Христово. Пасха – это гораздо большее, чем один из праздников. Новая Жизнь, которая почти две тысячи лет назад воссияла из гроба, была дана всем верующим в Христа. Однако старую жизнь, жизнь греха, не так-то легко побороть и изменить. Даже апостолы, когда слушали своего Учителя, спросили: «Как это возможно?» На самом деле, нелегко отказаться от мелкого идеала жизни, состоящего из ежедневных забот, изысканий средств для обеспеченного существования, удовольствий, всего, что так далеко от цели – совершенства: «…будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» (Мф 5,48). Христос в Евангелии говорит нам: идите узким путем, путем борьбы и страдания, потому что это единственный путь к настоящему счастью. Мы живем так, как будто Христос никогда не приходил, как будто Христос не воскрес из мертвых. Иногда мы сознаем различные наши грехи и каемся в них, но мы не отдаемся той Новой Жизни, которую Христос открыл и даровал нам. Пост – это рука помощи, протянутая нам Церковью, школа покаяния, приготовляющая нас ко встрече Пасхи, к конечному переходу в Новую Жизнь во Христе и соединение с Ним в Таинстве Евхаристии. О необходимости причащения говорит Сам Спаситель: Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.» (Ин, 6:53,56). Благодаря причастию Тела и Крови Господа Иисуса Христа у христианина есть возможность уже здесь, на земле, быть в непосредственном общении с Богом. Причащаясь, христиане становятся членами Тела Христова, которое и есть Церковь.

Сами себя отлучают от Церкви люди, которые будучи здоровыми, долгое время не приходили на общую молитву в храм и не причащались. Согласно древним церковным правилам, не являются членами Церкви те, кто не приступал к Таинствам более трёх недель. К причастию благочестивые христиане приступают после исповеди священнику и Таинства Покаяния. Сокрушение о соделанном, ненависть ко греху, решимость больше его не повторять, горячая молитва к Богу о прощении – вот ступени покаяния. Завершением этого духовного труда является исповедь, когда кающийся открывает свои душевные раны – грехи – перед священником, как перед врачом и свидетелем данным от Бога. (Мф. 18,18; Ин.20, 21-23).

Прочитайте дома покаянные каноны Господу Иисусу Христу, Богородице и Ангелу Хранителю из православного молитвослова.

 

Владыка,  благословите. Можно молиться перед неосвященной иконой? Обязательно ли освящение иконы?

р.б. Алексий, г. Гомель

На протяжении многих веков специального чина освящения икон не существовало. Икона создавалась в Церкви, была неразрывна с Церковью и признавалась святой своим соответствием иконописному канону, то есть своду правил, согласно которым определяется подлинность священного изображения.

Современный чин освящения икон возник в эпоху оскудения православного иконописания, во время заимствований из светской и западной живописи, которые привносились в православную икону, так что для подтверждения святости изображаемого такие иконы стали освящать. Собственно данный чин можно понимать, как свидетельство Церкви о подлинности иконы.

Таким образом, в настоящее время в Церкви принята традиция, согласно которой икона после написания освящается в храме. Читаются особые молитвы, и образ окропляется святой водой. Однако важно учесть, что если освящение любого другого предмета есть сообщение ему благодатной силы Духа Святого, что подразумевает непричастность предмета к благодати до освящения, то в отношении иконы ситуация иная. Икона свята потому, что изображает Господа, Пресвятую Богородицу, святых, к которым мы и обращаемся в молитве. К иконе до освящения необходимо относиться так же благоговейно и почтительно, как и после. Можно молиться перед ней. Но и освятить нужно.

С полным текстом интервью  вы можете ознакомиться на официальном сайте Синоидального информационного отдела Русской Православной Церкви

(http://sinfo-mp.ru/interviews/2012/06/zadajte-vopros-mitropolitu-merkuriyu.html)

 

 


 

 

Метки: ,