Служить у престола Божия – смысл всей моей жизни. Беседа с иереем Константином Литвиновым

Наш20170412_161330 - копияа беседа с иереем Константином Литвиновым, настоятелем храма свт. Василя Великого п. Озерновский, состоялась во время его пребывания в Петропавловске-Камчатском. Здесь ему предстояло исполнить много послушаний: он должен был потрудиться Свято-Троицком и Морском соборах; совершить молебен в храме при онкологической больнице; исповедать и причастить больных в  краевой больнице; отслужить Литургии в Авачинском храме Казанской Божией Матери и в наркологическом отделении с иеромонахом Иоанном (Зайцем).

 Отец Константин был рукоположен владыкой Артемием во иереи в 2012 году на праздник Сошествия Святого Духа. 10 августа он был назначен настоятелем храма свт. Василия Великого. Тогда храма как такового не было, был заложен только фундамент. О своей шестилетней службе иерей Константин рассказал нашей газете.

Как я принимал приход

Службу я начинал в старой квартире, которая даже не была освящена, но для проведения Литургии в этом храме был антиминс, без которого Божественная Литургия не совершается.  Сейчас это помещение занимает Молодёжно-православное объединение «Русич» и клуб «Сапсан».

IMG_9107-2Когда я прилетел в п. Озерновский, меня встретил в аэропорту батюшка Сергий Прудников. По промыслу Божию, мы вместе с ним учились в семинарии Троицко-Сергиевой Лавры.  У меня на последних курсах было послушание дежурного в Успенском соборе, а он был в то время старшим над всеми дежурными. И случилось так, что на Камчатке он передаёт мне свой приход, на котором отслужил три года. И самое удивительное то, что о. Сергия Прудникова крестил в г. Брянске дед моей жены Ангелины протоиерей Александр.

 Встретил он меня в аэропорту в с. Запорожье и с сумками повёл по всему посёлку, рассказывая по дороге про каждого жителя посёлка. Когда мы пришли в храм, прихожане устроили для нас трапезу. Мы вместе отслужили две Литургии. Службы были в летний период, поэтому кроме нескольких старушек на службе никто не присутствовал.

Главное, что о. Сергий повёл меня знакомить с директорами заводов Сергеем Анатольевичем Барабановым и  с Игорем Владимировичем Редькиным, возглавляющим завод «Витязь».

Во время беседы Сергей Анатольевич просил о. Сергия достроить храм, который он только начал возводить в селе.

Поступил со мной о. Сергий очень мудро: он как бы передал меня с рук на руки руководителям посёлка и просил помогать во всех делах. Сергей Владимирович Павленко, глава администрации посёлка, встретил нас по-доброму. А вот на строительной площадке  я увидел только лежащие брёвна, восемь венцов храма и огромную работу, которую мне предстояло проделать. Со вниманием я выслушивал назидания отца Сергия по поводу строительства.

В августе я  уже приступил к служению в качестве настоятеля храма свт. Василия Великого. Тогда я приехал уже со всей семьёй — с матушкой Ангелиной и дочкой Ниной. Когда мы прилетели и зашли в квартиру, где предстояло жить, матушка очень обрадовалась. Для неё начиналась новая самостоятельная жизнь.

В этом году наша дочка  Нина уже пойдёт в школу. Школа у нас великолепная, построена по губернаторской программе, и Владыка Артемий приезжал её освящать. Я тоже часто бываю в школе, стараюсь встречаться с директором, которая приглашает для беседы с учителями. За чаем в душевной обстановке мы решаем все вопросы: и о классных часах, и о беседах со школьниками, и о церковных праздниках.

Начало служения: «И легло мне на сердце…»

3Когда я вспоминаю начало своего служения в посёлке, то сразу в памяти всплывает та пустота, которая вокруг меня образовалась. Она была мне непонятна. Летом людей на службах не было: все круглосуточно работали на рыбе. И только несколько бабушек смотрели на меня радостными глазами, когда я общался с ними после службы.

Чтобы как-то общаться с людьми, я положил для себя совершать прогулки по посёлку. И тут для меня началась радость. Люди стали подходить ко мне, задавать вопросы, происходили небольшие беседы, складывались какие-то отношения. И я стал понимать, что у людей всё-таки существует потребность в священнослужителе.

Наставляя меня, о. Сергий дал мне хороший совет: «Что бы не происходило, как бы трудно тебе не было, ты всегда улыбайся людям!»

И на самом деле, когда я встречался с людьми, я всё-время улыбался, а когда прошло время, стал понимать, что приветливая и радостная улыбка перекрывает всё: и огорчения, и заботы, и недобрые отношения!

И легло мне на сердце, что нужно мне отпеть на кладбище погребённых и нераскаянных людей. Народ, конечно, со мной не ходил, но это мне не мешало два раза в неделю с кадилом отправляться на погост и  совершать литию по умершим. Конечно, людей в посёлке это несколько озадачивало, но меня это не смущало, и  я  продолжал свою миссию. И такое моё служение дало плоды, потому что люди, живущие рядом с погостом, обратили на меня внимание. Со временем они начали заводить беседы. Я и сам всегда искал духовную поддержку, которую тоже черпал во время подобных служб.

Вся моя священническая жизнь в Озерновском – это непрестанное движение. Если бы я сидел в стенах храма без движения, я бы впал в грех уныния.

Недавно я ездил к знакомому священнику под Ярославль, который  счастлив от своего священнического служения. У него несколько храмов. Но в школе с детьми не беседует, детские садики не посещает, с приходом не очень тесно общается. Службу отслужил, причастил, требы исполнил — и всё. А общения с каждой живой душой нет!! Я задумался — у меня какое-то иное служение. Я хожу сам к пастве, потому что пастве идти в храм сложно, для этого должно пройти какое-то время. И этим своим непрестанным движением я как-то стал прирастать к поселку.

В молитвах своих я всегда обращался к свт. Василию Великому, своему духовному помощнику. И молитвы ему ночью читаю, и акафист свт. Николаю Чудотворцу из рук не выпускаю. И мне эти святые помогают на моём поприще.

20170425_120729 - копияМне с кладбища всегда виден морской простор, в котором трудятся рыбаки на судах; я и крестил море, и корабли; всегда читал молитву о путешествующих и труждающихся на рыбном промысле. И заводы видны, где люди трудятся в поте лица своего, молился и за них. От этих служб и молитв я получал высокое духовное удовлетворение, они насыщали меня и давали радость на весь день.

А позже меня прихожане предупредили, что там ходят медведи и мне нужно быть осторожным.

И я полагаю, что меня посёлок принял. Но это не моя заслуга и не заслуга жителей, это — Великий Промысел Божий.  Я молодой священник и всегда сомневался,  хватит ли мне ума и опыта расположить к себе людей, стать для них нужным?

Строительство храма - осуществление «Программы 20». 

Храм возведён посреди посёлка и защищён с двух сторон от западных и восточных ветров домами. А ветра и снежные бури на юге Камчатки сильные. Строили храм приезжие люди, а это создавало трудности. Тогда включалась во все дела староста общины Таисия Фурманова. Она немало усилий приложила к тому, чтобы решать многие вопросы. Заключение всех договоров, доставка материалов, брёвен, колоколов и купола с материка заняло много времени и при этом возникали всякие серьёзные нестыковки. Даже сама бригада, не выполнив своих обязательств, оставила недостроенный храм и уехала. Но милостью Божией и стараниями секретаря епархии о. Матфея  (Копылова) (ныне архиепископ Анадырский) приехала бригада из 6 человек, опытных строителей. Они-то и довели стройку до конца: сделали клирос, лестницу на второй этаж, на первом этаже и алтаре полы положили, обшили цоколь, вагонкой обшили небо и потолки и  устранили все строительные огрехи предыдущей бригады. А кровлю на храм положили так, что она до сих пор не протекает.

Когда ставили купол с крестом, меня не было в посёлке. Тогда произошло настоящее Божие чудо. Началась сильная пурга. Прихожане, собравшись с иконами, начали молиться. Тогда пурга стала отступать. Если молитва ослабевала, пурга обрушивалась с новой силой. И вот, когда купол воздвигли, всё прекратилось, над посёлком засиял православный крест, а в  чистом голубом небе в тот же миг появилась радуга. А ведь по библейскому преданию, это — Завет Господа с людьми! Зато ночью циклон обрушился с такой силой, что жители не могли  выйти из своих домов. Бесы трясли весь посёлок с неистовством, завыванием и злобой.

Возле храма по просьбе  главы администрации директор «Витязей» Сергей Редькин  оборудовал хорошую детскую площадку. Наигравшись, дети идут в храм попить святой водички и поставить свечки на пожертвования. Я с ними иногда беседую. И что интересно, многих из них я крестил. Сегодня это маленькие прихожане, некоторые из них даже исповедуются и причащаются. Это очень радует, ведь я вижу результат своих усилий.

Администрация и трудности священнической  жизни

Трудности, конечно же, были, ведь без них не бывает настоящей жизни. Когда мы начали заниматься обустройством храма, я поехал в Сергиев Посад и сам изучил все что необходимо для обустройства. Там есть иконописная школа и резная мастерская. Вначале мастера этих школ делали иконостас для храма на Командоры. Потом заказ сделали мы, а позже —  Авачинский храм Казанской Божией Матери.

 Я всегда стараюсь сам все проверить. Пока я не увижу человека, не узнаю надёжный ли он, я стараюсь не принимать ответственных решений. Приехав в Сергиев Посад, я поговорил с мастером Крюковым Сергеем Владимировичем. Он мне растолковал, что иконостас резной с бумажными иконами стоит 650 тыс. руб., 1 млн.200 тыс. руб. с писанными праздничными иконами, а иконостас резной с полностью писанными иконами — 2,5 млн. руб. О таком нам, сельским священникам, можно только  мечтать.

Когда я  рассказал  нашим благотворителям, Сергею Анатольевичу Барабанову и Игорю Владимировичу Редькину, какие есть варианты иконостасов, их ответ меня потряс. Они оба сказали, что храм строится для Бога и для людей, поэтому следует заказать только писаный иконостас. Расходы два предприятия поделили поровну, и теперь наш храм украшен резным иконостасом с писаными мастерами иконами.

Оплата других расходов на обустройство храма производилась по счетам, которые оплачивали два рыбзавода в равных долях!

Администрация посёлка всегда стремилась помогать нам в вопросах, которые были в её ведомстве. Глава сказал нам, что храму всегда будет оказываться любая посильная помощь.

Большую поддержку я всегда ощущал от Владыки Артемия. Он мне помогал советами, подсказывал, как решать сложные строительные проблемы. Мне всегда казалось, что когда я только начинал говорить с ним о трудностях, он  начинал молиться за наше дело, и тогда всё решалось быстро.

К Владыке Артемию директора наших заводов относятся с большим уважением, потому что видят в нём большого деятеля, созидателя храмов и соборов, стремятся помогать ему в его подвижнических трудах.

Про матушку Ангелину

IMG_4405 - копияОна у меня необыкновенная, моя матушка.  В Толгском монастыре, возле г. Ярославля, она была на послушании у игуменьи Варвары восемь лет, и покинула монастырь, когда ей исполнилось 19. Пойти в монастырь она захотела сама. Маленькой девочкой Ангелина часто бывала со своей матерью в Толгском монастыре, где они молились у иконы Божией Матери. Ангелина — дочь священника города Тутаева Сергия Козлова (бывший Борисо-Глебск). В их роду по линии отца все священнослужители: дед  —  митрофорный протоиерей, брат  и прадед — митрофорные священнослужители. А по линии матери много монашествующих. Брат матери — иеромонах, пострижен в Сергиевой Лавре и после службы на горе Афон назначен настоятелем Афонского греческого подворья в Турции. Он уже на протяжении 20 лет соединяет духовные узы России и Турции.

Когда отец Сергий отправлял свою дочь на Камчатку, то очень печалился, что этот край так далеко, и он редко будет её видеть.  Однако Ангелина с радостью приняла свою роль. Она меня покоряет своим спокойствием и рассудительностью. Бывает, я нахожусь в состоянии бунта против сложившихся вокруг обстоятельств, а она рядом сядет, помолчит, помолится про себя — и всё проходит. Иногда она говорит мне: «Господь ведь видит твои намерения и всё управит».

Я всегда по посёлку ходил в подряснике и не снимал его, и люди почему-то стеснялись ко мне подходить. А когда приехала матушка, к ней люди-то и потянулись. У неё коса до пояса, юбка до пят и она чем-то очень располагала их к себе. Люди спрашивали, можно ли прийти в храм вечером, чтобы побеседовать с батюшкой. Почему – то в таких посёлках люди стесняются своей православной веры и бояться прийти в храм на службу. Ведь у них так много духовных проблем, от которых расстраиваются жизненные обстоятельства, ломается жизнь. Когда человек задумается над этим, он не знает, как ему всё это разрешить, к кому обратиться за советом. Конечно, некоторые понимают, что идти нужно в храм к батюшке, потому что он –служитель Божий и сможет помочь.

Наши будущие прихожане

В нашем посёлке есть два детских садика, который я периодически посещаю. Делаю я это на Рождество, Крещение, Пасху, на праздник свт. Николая Чудотворца, на  Яблочный Спас, на свт. Василия Великого, хранителей семьи  Петра и Февронии.

В школе я стремлюсь общаться с учителями, с учениками беседую на нравственные темы. Недавно проводил беседы с младшими школьниками «О силе Слова». Сегодня наши дети закачивают в телефоны песни с ненормативной лексикой и повторяют это все вслух и сквернословят. Беседовал на Библейские темы: о Сотворении мира,  о православных праздниках и о Церкви, о послушании родителям и учителям. Бывает так, что проходя мимо школы, всегда зайду, чтобы пообщаться с директором и учителями.   Ведь у нас посёлок рабочий, родители очень заняты на рыбных заводах и детям не всегда могут уделить внимание и отдавать свою любовь. Поэтому беседуя с учителями, прошу их быть с детьми милосердными и в силу возможностей одаривать их своим теплом и любовью.

 В летние каникулы я детей организованной группой приглашаю посетить храм, разрешаю позвонить на звоннице, где у нас шесть колоколов.

Самый большой колокол  подарил нам благотворитель из г. Тутаева Владимир Шувалов, который занимается литьём колоколов, и стоил колокол около 300,0 тыс. рублей. У него умерла мама, и он в память о своей матери сделал такой дар нашему храму.

Кроме того у нас созданы в посёлке Детские творческие кружки, куда принимают детей с 6 лет до 13 лет. Они занимаются по программе «Кружок контакта». Развивая в детях творческие навыки, воспитатели прививают детям умение общаться. И я с ним беседую как с детьми из воскресной школы. На День Победы мы пойдём с ними к памятнику Ветеранам войны и выпустим шары. О детях Кемерово мы тоже устраивали памятный День, возложили цветы, а маленькие дети — игрушки. Посещаю я в п. Запорожье клуб «Маяк», где в хорошем помещении с детьми проводятся различные мероприятия, в которых я стараюсь принимать участие.

СIMG_8919ейчас дети задают много вопросов: что такое молитва, как исповедоваться, зачем строят храмы, кто такой Бог? Так что у нас с ними возникают уже православные беседы.

Организован  подростковый клуб «Сапсан, который  ведёт Павел  Юрьевич Постовой. Занимаются они три раза в  неделю, возраст подростков от 12 до 15 лет.  Занятия приходят в бывшем храме, где мы поставили парты, и мальчишки изучают там военное дело. За успехи им даже присваиваются военные звания. Это заставляет их быть дисциплинированными. Проходят боевые искусства, которые преподает им пожарник. Летом ходят в длительные походы. Два раза устраивается летний эколагерь, где дети чистят определенную территорию от мусора и грязи. Мое участие в этом клубе заключается в проведении православных праздников, организации просмотров православных, нравственных фильмов.

В последние два года некоторые дети исполняют в храме определённые послушания: двое на звоннице, двое помогают в алтаре. У них даже открываются особые дарования по колокольному звону. В прошлом году мы закупили детские стихари, и они в них облачаются и служат на Литургии.

  Опыт священнического служения

Когда священник находится в алтаре и служит Божественную литургию, он находится в беспрестанном горении. Ведь на престоле пребывает Господь, и Он невидимо всё восполняет!

Воскресная проповедь моя основывается на евангельском чтении воскресного дня. Священник разъясняет прихожанам смысл Евангелия на этот день. Каждый прихожанин должен услышать духовный смысл чтения. Подчас бывает так, что ты к проповеди приготовился, начинаешь её раскрывать, и чувствуешь, что люди не воспринимают твое слово! Тогда помолившись, чтобы Господь открыл тебе суть происходящего, начинаешь говорить о духовном и говорить просто! С каждым годом понимаешь, что проповедь должна быть живой, тогда она доходит до людских душ. Вначале священнического служения я говорил длинные проповеди. Однако заметил и понял, что делаю что-то не так. Пришло понимание, что даже  несколькими проникновенными словами  можно изменить и перевернуть весь мир человека.

У нас существует община, где все идёт своим чередом. Люди приходят ко мне в храм после службы и беседуют со мной подолгу. Они начинают понимать, что должны как-то менять свою душу, просыпаться от греховной и коммунистической спячки. И это все, благодаря тому, что в посёлке воздвигнут храм. Люди понимают, что Господь есть, если стоит для него храм. И службами, песнопениями церковными, звоном колокольным  освящается всё вокруг: воздух, вода, небо над посёлком, дома и люди.

И мне как священнику очень хочется, чтобы   процесс, происходящий в душах людских, шёл быстрее и очищал их от всяческих грехов и скверны. И хотелось бы, чтобы люди хотя бы один раз в две недели исповедовались и причащались. Только через Святые Таинства они смогут найти свой путь в Царствие Небесное.

Член Союза журналистов России Нина Доронина