Престольный праздник в храме преподобного Серафима Саровского г. Вилючинска

15 января Православная Церковь празднует  второе обретение св. мощей преп. Серафима, Саровского чудотворца.

Приходской храм  г.Вилючинске освящен в честь этого великого угодника Божия.  В день второго обретение св. мощей преп. Серафима, Саровского епископ Петропавловский и Камчатский Артемий совершил Божественную литургию в этом храме.

Его Преосвященству сослужили протоиерей Василий Гончар, руководитель епархиального отдела по взаимодействию с вооруженными силами,  протоиерей Алексий Апатов, настоятель кафедрального собора Святой Живоначальной Троицы, иерей Максим Дентовсий, настоятель храма.

По окончании богослужения отец-настоятель поблагодарил Владыку и поздравил со святыми днями.

 Преосвященный Владыка обратился к собравшимся со словом архипастырской проповеди

Дорогой отец настоятель, дорогие братья, сестры. Я поздравляю Вас с днем памяти прп. Серафима Саровского,  в честь которого  освящен этот престол. Весь христианский мир ликует,  вспоминая  то событие, которое произошло 2016 лет назад, изменило ход и развитие всего человечества. И даже люди не верующие все равно признают, что Христос родился,  когда пишут дату 2016-й год. А от чего? От Рождества Христова. Поэтому как бы ни хотели принизить или забыть это событие, все равно волей-неволей признают его.  

Дай Бог, чтобы и далее Россия оставалась хранительницей  Веры Православной, веры истинной, не подпадая под влияние чуждой культуры. Все мы знаем, что русский человек — это человек православный.  Эти   слова являются синонимами, а если он не православный человек, то он проходимец во всей Европе. Давайте  будем хранить Веру Православную, и в эти святые дни славить Господа нашего, потому что это событие сродни творению мира.

Господь сотворил мир видимый и невидимый, всё что мы видим:  животных, птиц и человека как венец своего творения.  Но первый человек не устоял правде Божией,  в послушании, не выполнил предназначение домостроения Божие. А он должен был соединить в себе мир видимый и не видимый, потому что имел душу подобную  ангельской, принадлежащей невидимому миру и плоть которая действует в мире видимом.  Человек должен был освятить своей жизнью и своей святостью не только Рай, а распространить его на всю землю и в конечном итоге соединить мир видимый и не видимый. Но человек,  наученный диаволом, захотел стать Богом без Бога, вкусил от древа познания добра и зла.  Не от Бога хотел принять  познания,  научения и опыт, как сын в семье, а инде, как тать и разбойник. И сейчас человечество также пытается построить жизнь без Бога и путем научных открытий и всевозможных  доказательств обосновать,  что Бога нет, что мы от обезьяны, от инфузории-туфельки.

Но Господь не до конца прогневался, и пришел спасти человечество от греха, проклятия и смерти, пришел разрушить силу ада и даровать нам воскресение.

Справка: В январе 1991 г., в запасниках Музея истории религии и атеизма, который располагался в здании Казанского собора в Ленинграде, случайно были найдены мощи преподобного Серафима Саровского – одного из самых почитаемых русских православных святых.

Преподобный Серафим Саровский был прославлен Русской Православной Церковью в лике святых летом 1903 г.  при помощи и даже по настоянию св. царя Николая II, лично весьма почитавшего Саровского старца. К моменту прославления почитание преподобного Серафима уже было широко распространено по всей России. Известно было и предсказание преподобного Серафима о том, что его мощи будут найдены, а затем в годину гонений за христианскую веру снова будут утрачены, как впоследствии в точности и произошло.

Так случилось  с мощами преподобного Серафима, которые, как он сам предсказал, канули в неизвестность. Документально подтвержденными были только два факта: 17 декабря 1920 г. мощи, хранившиеся в Дивеевском монастыре под Арзамасом, были вскрыты, а 16 августа 1921 г. закрыты и увезены. Известно было и другое: в конце 1920-х гг. мощи преп. Серафима выставлялись для обозрения в московском Страстном монастыре, где в то время был организован антирелигиозный музей. Мощи, вероятно, находились там до 1934 г., когда Страстной монастырь был взорван.

Последующая история стала проясняться только в 1990 г. и наиболее полно эту историю передаёт Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в слове, сказанном им в Троицком соборе Александро-Невской лавры 12 января 1991 г., на следующий день после подписания протокола о передаче св. мощей преподобного Серафима Саровского Русской Православной Церкви.

“Уже при первой встрече с директором Музея истории религии, – говорил Патриарх Алексий II, – мы договорились о том, что мощи, как православные святыни, должны быть возвращены Церкви.

Первая святыня, которая была возвращена, – мощи святого благоверного князя Александра Невского. Вскоре были переданы Церкви и мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких. Считалось, что никаких других мощей в музее нет, но в связи с намеченным переездом из Казанского собора сотрудники музея заново проверяли запасники и в помещении, где хранились гобелены, обнаружили зашитые в рогожу мощи. Когда их вскрыли, то на перчаточке прочитали надпись: “Преподобный отче Серафиме, моли Бога о нас!” Чьи это мощи? Кроме надписи на перчатке, никакой другой информации не было: ни номера, ни описания.

История же изъятия мощей преподобного Серафима такова. Из Сарова они были доставлены в Арзамас, из Арзамаса – в Донской монастырь. Далее след теряется”, – продолжает Святейший Патриарх.

Патриарх Алексий II начал поиски акта о вскрытии мощей преп. Серафима, который вскоре был найден. “И, сопоставив два акта – о канонизации в 1903 году и о вскрытии в 1920 году, – говорит Святейший Патриарх, – я направил в Ленинград двух архипастырей – епископов Тамбовского и Мичуринского Евгения и Истринского Арсения, которые исследовали мощи… Архипастыри, которые производили осмотр, свидетельствовали о чувстве благодатности и благоухании мощей, которые им пришлось обследовать. После сопоставления появилась уверенность, что это действительно мощи преподобного Серафима. До передачи оставалось одиннадцать дней. Была изготовлена рака, в которую мощи были переложены накануне возвращения их Русской Православной Церкви”.

Мощи преп. Серафима Саровского были перенесены в Москву и установлены в Богоявленском кафедральном соборе для поклонения. Из этого собора, куда в течение нескольких месяцев безостановочно шли и шли православные верующие, началось продолжительное странствие св. мощей по городам и весям – по пути из Москвы в Дивеево. Этот своеобразный всероссийский “крестный ход на колёсах” (мощи перевозили в микроавтобусе, за которым неотступно следовал автомобиль Патриарха) останавливался в городах и монастырях по пути следования, где Патриарх служил Литургию и совершались бесчисленные акафисты преподобному Серафиму. 1 августа 1991 г., в день памяти преп. Серафима Саровского, его св. мощи были возвращены в Дивеевский монастырь, основанный преп. Серафимом. Это было одним из самых ярких чудес русской церковной истории XX века.

Информационный отдел епархии.