27 января в рамках XXXIII Международных Рождественских Образовательных чтений в Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению (Москва) состоялась работа секции по теме «Ранняя помощь детям, страдающим заиканием: духовный подход к проблеме».
В ней приняли участие 40 человек: 24 чел. в очном формате, 16 чел. в онлайн формате.
Участникам секции было интересно узнать, почему, когда и как возникает заикание. Какую роль играет семья, в которой воспитывается ребёнок? Эти и ещё ряд других вопросов обсуждались за круглым столом.
Иеромонах Иоанн (Заяц), насельник Свято-Пантелеимонова мужского монастыря Петропавловской и Камчатской епархии, руководитель Православного Центра помощи заикающимся (г. Петропавловск-Камчатский) рассказал о Современном подходе к коррекции заикания у детей, основанном на принципе приоритета духовного над материальным. Этот подход соответствует логике Указа президента «Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», в котором к традиционным ценностям относится и приоритет духовного над материальным. Иеромонах Иоанн рассказал о личном опыте причины появления в его детстве заикания и методе коррекции его в раннем детстве.
Известный ученый, специалист в области нарушения речи у детей Ворошилова Елена Леонидовна, канд. пед. наук, заведующему лабораторией образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» (г. Москва) рассказала о Специфике потребности в общении заикающихся детей дошкольного возраста. Имея практический опыт оказания помощи детям с этим недугом, Елена Леонидовна отметила большую роль семьи, которая обязана помочь своему ребенку на раннем этапе возникновения у него запинок в речи.
Действительно, родители — первые значимые люди для ребенка. От того, как складываются отношения в семье зависит многое в жизни и развитии ребенка. Якубова Елена Владимировна, педагог-психолог МАДОУ «Детский сад № 46», секретарь Камчатской региональной общественной организации «Общество заикающихся» (г. Петропавловск-Камчатский) рассказала о Заикании как проблеме нарушений детско-родительской связи. Зрительный контакт «глаза в глаза» — необходимое условие эффективной, доверительной коммуникации с ребенком. Это также может быть методом устранения запинок в речи ребенка на раннем этапе их возникновения и профилактики заикания.
Чарушина Ольга Петровна, учитель-дефектолог МАОУ «Средняя школа № 27», член Камчатской региональной общественной организации «Общество заикающихся» (г. Петропавловск-Камчатский) рассказала о Ранней терапии заикания у детей от 2 до 5 лет: нативный метод. Нативный — естественный, врождённый, находящийся в природном состоянии. Заикание — это проблема коммуникации. Качество общения ребенка с родителями, прежде всего с мамой, влияет на становление речи в раннем детстве. Ребенку важно чувство безопасности, доверия в процессе коммуникации с родителями.
Многие знают Шишову Татьяну Львовну, педагога, арт-терапевта, писателя, члена Союза писателей России (г. Москва), читали её книги, слушали выступления по ТВ. Она рассказала о Методике куклотерапии как эффективном способе помощи детям с логоневрозом. Она подчеркнула, что главый акцент их методика ставит на работу с родителями. Создание в семье благоприятных условий для коммуникации является важным фактором в преодолении логоневроза и других девиаций.
Синюшкина Татьяна Анатольевна, психолог, член Правления Камчатской региональной общественной организации «Общество заикающихся» рассказала об опыте оказания помощи лицам с логоневрозом Камчатским «Обществом заикающихся».
Резюмируя итоги работы секции, следует отметить, что участники проявили большой интерес к проблеме. Обсуждение было неформальным и активным: задано много вопросов, на которые отвечали специалисты.