«Предания Церкви должны передаваться из уст в уста». Интервью с отцом Федором (Малахановым)

В июне этого года двое священников Петропавловской и Камчатской епархии совершили путешествие по самым отдаленным уголкам нашего края. Это была одна из так называемых поездок по большому кругу – экспедиций традиционно проводимых миссионерским отделом в период, когда можно добраться до далеких поселков. В этому году глава Миссионерского отдела иеромонах Федор (Малаханов) и иеромонах  Иоанн посетили семь населенных пунктов. В их числе и самые труднодоступные точки Камчатки – поселки Оклан и Аянка. В интервью отец Федор рассказал о целях и задачах этой экспедиции и о сложностях, с которыми сталкиваются миссионеры. Отец Федор, миссионерский отдел регулярно организовывает поездки в отдаленные уголки нашего края. Какую цель вы ставили отправляясь в очередную экспедицию? Целью поездки было, прежде всего, духовно укрепить жителей отдаленных уголков. В  такие поселки как Оклан не летают даже рейсовые вертолеты .Туда нужно снаряжать экспедицию и ехать целенаправленно. Поэтому в таких местах священник бывает крайне редко.  Без духовного подкрепления людям тяжело, и они это понимают. Поговорить по душам может каждый, а вот исповедовать и причастить человека может только священник. Ведь священник это носитель Божией благодати. Наверное, поездка была сложной как духовно, так и физически? Миссионер всегда понимает, на что он идет. Приходится сталкиваться с трудностями. Люди в тех местах живут так, как в Петропавловске жили в послевоенный период. В каждом из поселков мы оставались не более двух дней. И перемещались на вертолетах, баржах и лодках. Безусловно, это изматывает. Но мы старались не обращать  на внимания на трудности. Мы знали, что делаем Божье дело, и ничто не должно являться для нас препятствием. Конечно, хорошо, когда к твоему приезду приготовят отдельную квартиру, накормят. Но если этого нет, мы исходим из того что есть. Это крест миссионера. Расскажите, как была организована ваша работа? Схема нашей работы была стандартной – мы служили литургии, молебны, посещали больницы, а также навещали людей, которые оказались в тяжелой жизненной ситуации – дома престарелых, приюты. Словом места, где особенно нужна помощь священника.  Мы посетили очень много больниц. Ведь через духовное врачевание недугов человек врачуется и телесно Первым поселком, который мы посетили, были Тиличики. Люди там очень доброжелательные. Нас даже пригласили освятить, так называемую «рыбалку». Это своеобразный рыбацкий стан. Собралось очень много народу. Мы вместе варили уху, жарили шашлыки. Большинство жителей люди не воцерковленные, для них священник это что-то архаичное, темное, но при живом общении стереотипы рушатся, и человек располагается. Это одна из форм миссионерства. Оно заключается не только в том, чтобы читать лекции или проводить службы, но и в том, чтобы находится рядом с людьми в их повседневной жизни, например на той же рыбалке или пойти вместе за грибами. Двигаясь из поселка в поселок, мы проводили беседы, встречи с людьми. Ни телефонные разговоры, ни книги никогда не заменят живого общения. Даже самая хорошая книга лишь отчасти духовно воспитывает человека. Но дух Церкви, Предание Церкви – передаются из уст в уста при непосредственном общении. И по книге человек научиться этому не может. Мы попросту не видим свои страсти. Для этого  нужен духовный наставник или духовник – человек, который подсказывает или намекает, что нужно исправить. История освоения этих мест русскими не всегда была светлой и радужной. Какое сегодня у людей отношение к религии? Исторические факты есть и от них никуда не деться. Первые священники этих мест — миссионеры- первопроходцы шли вместе с отрядами казаков. Казаки не всегда были духовными, нравственными или попросту честными людьми. Негативного было много. Но все же в сознании людей соприкосновение с духовенством связано с чем-то чистым и светлым. Крестить насильно никогда никого не заставляли. Об этом свидетельствует тот факт, что в тридцатые годы Камчатка первой отрапортовала о том, что с духовенством здесь покончено. То есть не осталось ни одного живого священника и ни одного действующего храма. Но сегодня духовное возрождение, слава Богу, идет достаточно успешно. Люди в отдаленных районах, особенно старожилы, которые общались со священниками до революции, сохранили очень хорошее отношение к Церкви, и оно передается от прадедов детям, внукам. И душа у людей к Церкви расположена. Если бы ассоциации были негативными, слово Божие людьми бы попросту не впиталось. Даже в далеком поселке Оклан община насчитывает 14 человек. Хотя там всего 40 жителей. Вера у этих людей заложена в менталитете. Хотя все это очень хитро переплетается с язычеством. Люди вроде бы и православные, но при этом иногда соблюдают обрядовую языческую сторону. Вы говорили о сплетении Христианства и язычества. Это как-то осложняет общение с прихожанами? Менталитет коренного населения значительно отличается от нашего и соответственно требования, которые нужно к ним предъявлять, совсем другие. Одно дело, когда мы общаемся с русскими людьми, которые воспитаны в этой традиции. Да и условия жизни, возможности которые есть у коренного населения значительно отличаются от того что мы имеем здесь. Те требования, которые мы можем предъявлять к нашим прихожанам, для них неприемлемы. Например, правила поста. О чем говорить, если в некоторых поселках люди хлеб-то редко пекут. Что касается обрядовых сторон – случаются и проявления языческой практики – воскуряют жир, небольшие жертвоприношения совершают. Но в большинстве своем в душе они люди верующие, и когда до их сознания доходит, что так делать нельзя, они каются. К тому же сейчас крещены почти все. Взять самый северный поселок – Аянка. Там живут чукчи и эвены. Из 250 жителей на службу приходят 20 человек. Почти десять процентов, это очень много. Сравните, сколько людей приходит в храм в  150-тысячном Петропавловске, или Москве. В лучшем случае процента полтора. Но, не смотря на это, есть множество проблем, которые нужно решать? Да, и основная проблема, с которой сталкиваются миссионеры — это пьянство. Причем процветает не только мужской алкоголизм, но и женский. А в некоторых поселках даже подростковый. В больнице в Тиличиках я исповедовал девушек после тяжелого запоя. Им всего по девятнадцать лет. Мы проводим беседы, стараемся разъяснять людям на исповеди. В эту поездку мы брали с собой иконочки Неупиваемая чаша. Незадолго до поездки в нашем храме замироточила икона Неупиваемая чаша. Об этом событии говорили по телевидению, люди об этом знали, и они с большим интересом и радостью принимали эти иконочки. Как на Ваш взгляд Церковь может помочь в решении главной проблемы нашего севера? Чтобы решить проблему нужно зрить в ее корень. Я думаю, есть две основных причины алкоголизма. Во-первых, эти люди к нему генетически предрасположены. Во-вторых, если у человека нет духовного стержня, то в душе у него образуется вакуум. В таком случае ему негде черпать силы, и эту пустоту в душе он пытается заполнить. Он боится остаться наедине с собой.  Поэтому человека влекут всяческие суррогаты и пустышки. Сегодня людям севера чтобы выстоять как нации, чтобы духовно не разложиться, нужно укрепиться духовно. Иначе они просто постепенно сопьются и деградируют. Люди должны получить духовную составляющую. Нужно дать им поддержку и окормление. Этот вклад могут внести наши православные священники. В ближайшее время планируется строительство храмов в каждом из районных центров. И самое интересное, что движение идет и не только со стороны Епархии, но и в обратном направлении. Например, в поселке Аянка жители своими силами поставили часовню. Они понимают, что это их может объединить, это их может сплотить. Они понимают, что язычество как таковое изжило себя. И задача Церкви утешить и поддержать тех, кому сейчас тяжело. Но, не отрывая их от родной культуры, не навязывая.  И, на мой взгляд, процесс сближения происходит энергично. Это замечательно, но при этом нельзя забывать и «хлебе насущном». Церковь оказывает людям материальную помощь? При нашей Епархии есть социальный отдел. Его силами было собрано большое количество гуманитарной помощи. Это и одежда (часть одежды собрали прихожане, мы со своей стороны закупили много новой одежды в Москве), и продукты питания. Как я уже говорил, нужно напоминать людям о родной культуре. Вспомните святителя Иннокентия, который стал для алеутов и врачом, и учителем, и духовным пастырем. Священник должен быть лидером, к которому тянутся люди. Сегодня священники привозят в отдаленные поселки книги на родных языках коренного населения. Люди там зачастую даже не знают, что такие книги есть. С Божьей помощью мы будем бороться с пьянством, помогать далеким  поселкам. Ведь иначе духовная пустота будет заполнена чем-то другим. Уже сейчас себя очень активно проявляют секты. В том числе, и явно тоталитарный, деструктивные течения. Зная, что люди живут очень бедно, они привлекают на свою сторону местное население. И если человек духовно не укрепился, ему легко прельстится. Чтобы привлечь людей они привозят очень много гуманитарной помощи, а людям тяжело разглядеть опасность за их красивыми словами – ведь они тоже говорят о вере и о Христе. Но в тех поселках, где есть крепкая община, как в том же поселке Оклан, их просто не принимают. Это говорит о том, что духовный стержень у людей уже есть.

 

 

Беседовала Ива Казанцева

Метки: