Праздники и будни храма Успения Божией Матери. Интервью с настоятелем храма отцом Николаем Казаковым

В научном труде В.Л. Комарова «Путешествие по Камчатке в 1908-1909 гг.» сообщалось: «В селе Завойко, нынешнее Елизово всего 23 дома и повыше и подальше от реки одиноко стоит часовня». По итогам переписи северных окраин ДВ в 1926-1927 гг. в с. Елизово насчитывалось 47 хозяйств, проживало 238 чел. и была церковь, которая передана под избу-читальню 29.12.1929 года.

Приходская община вновь была организована через 63 года в 1992 г. в здании бывшего Дома пионеров, а так как дореволюционная церковь называлась в честь Успения Божией Матери, то и название это храму восстановили. Первым настоятелем храма был иеромонах Аркадий (Смекалов), затем настоятелями были иеромонахи Ферапонт, Диомид, иерей Иоанн. Настоятель Диомид начал строительство верхнего храма Святой Живоначальной Троицы. В верхнем храме служились все основные службы, а в нижнем – Богородичные праздники. Так жила Елизовская община до случившейся с храмом большой беды – пожара.

Наш корреспондент побеседовал с настоятелем храма Успения Божией Матери иереем Николаем Казаковым:

- Батюшка Николай, сегодня ведутся работы по восстановлению верхнего храма – Святой Живоначальной Троицы. Прошло восемь лет с того момента когда случилась беда. Расскажите, как приход шёл к началу воссоздания сгоревшего храма?

Чтобы начать восстановление храма, необходимы средства. Первые годы после трагедии таких средств у нас просто не было, поэтому на церковно-приходском собрании было решено сделать то, что нам по силам. Возвели колокольню из калиброванных брёвен, приобрели колокола. Звон колоколов извещал всему городу, что церковная жизнь не остановилась, службы идут и прихожане молятся. Затем мы построили на церковном дворе отдельное здание воскресной школы и стали просвещать городских детишек Светом Христовой истины.

Пришло время и для воссоздания верхнего храма. К моменту назначения нового епископа владыки Артемия у нас уже был заказан проект будущего храма, и сегодня приход приступил к его воссозданию.

Выполнили уже демонтаж кровли, залили железобетонные плиты, которые будет служить одновременно потолком для первого и основанием полов второго этажей. Работы ведёт ООО МНУ «Елизовское», у которого с православным приходом сложились давние дружеские отношения.

К тому же у этой организации имеется опыт строительства православных сооружений. Специалисты предприятия изготавливали металлоконструкции для каркаса колокольни нашего храма. И мы надеемся, что новый храм будет краше прежнего.

Как относится администрация города к вашему строительству, кто оказывает помощь в этом благом деле, кто благотворители?

Администрация нас поддержала, выразила желание помогать строительству. Нами создан Попечительский Совет, который призван решать все возникающие сложные моменты. Активно откликнулись предприниматели Елизовского района, один из них Николай Дмитриевич Кузнецов и ряд других. Подчас мы даже и не знаем от кого на счёт поступили средства, об этом знает только Господь. Основные жертвователи – это жители города, прихожане.

Отец Николай, Вы после рукоположения прослужили полтора года в Мильковском приходе, даже хотели остаться там надолго, купили дом. Перевод в новый приход как Вами был воспринят?

Действительно, мне хотелось остаться в Мильковском храме Богоявления Христова, но решением архиерея, которое мы должны неукоснительно исполнять, был переведён настоятелем в Елизовский храм. Раньше в Елизовском приходе служил послушником и знал все его сложности, кроме того немного опасался, что у меня не хватит опыта и знаний быть настоятелем такого большого и непростого прихода.

Когда Вы стали настоятелем, возникали ли сложности в общении с паствой, с приходским советом?

Сложностей в начале моего пастырского пути было немало. Одни прихожане меня приняли с радостью, они помнили, что я служил здесь послушником, другие – отнеслись насторожено, а подверженные «диомидовщине» все мои начинания, изменения в приходской жизни не воспринимали. В первое время приходилось почти каждую неделю ездить в епархию, приносить объяснения на жалобы недовольных и получать выговоры. Но многолетним трудом наших священников, терпеливыми беседами и вразумлением все стало на свои места. Те же, кто не захотел слушать слова вразумления, покидали приход, их было не много, но со временем и они вернулись в храм.

Батюшка, Вы уже были настоятелем, когда сгорел верхний храм?

Да, уже был. Это произошло через пять месяцев после моего назначения. В день прославления иконы Почаевской Божией Матери 5 августа 2004 года случилась эта трагедия – верхний храм сгорел, а нижний был полностью залит водой и тоже погублен.

Беда на Руси всегда народ сплачивает, так наверно произошло и у Вас?

Многие люди, которые может быть и в храм редко ходили, поддерживали меня, говорили добрые и нужные для меня слова утешения. Конечно, многих людей это сплотило вокруг храма, особенно постоянных прихожан, тут уже было не до разногласий! Службы шли на улице, возле часовни, которая была во время Литургии алтарём. И в холод, и под дождём собирались прихожане для молитвы.

Помощь Господа и людей была настолько большой, что уже на Рождественские праздники мы вошли в храм Успения Божией Матери.

Когда Вам было очень трудно, приходила ли к Вам мысль всё оставить и уйти из церкви?

При всех возникающих трудностях постоянно молюсь. Конечно, самым сильным потрясением для меня был пожар. Нет горше беды, как видеть, что горит твой храм. Эти чувства даже передать нельзя! Тогда я пережил глубочайшее чувство горечи, невосполнимой утраты, тогда я был на грани отчаяния, но бросить всё и уйти у меня даже мысли не появлялось! В трудные моменты как никогда чувствовал помощь Божию. Понимал, что Господь не оставит, что всё нужно пережить, потому что это – тебе! Это твой крест и его нужно нести до конца! Вот тогда почувствовал большую поддержку и помощь, идущую от Господа через людей.

Сегодня много людей приходит в церковь, но многие и уходят. Как в вашем храме складывается община, чем занимается.

Как в любом относительно большом приходе люди уходят и приходят, но всегда есть «малое стадо» на котором держится церковная жизнь. Есть захожане, есть и прихожане, которых можно постоянно видеть на богослужениях. Эти люди без храма своей жизни не мыслят. Есть другие прихожане, они ходят в храм не часто, но исповедуются и причащаются, дорожат своим приходом.

В посёлках Центральные Коряки, Сокочи, Раздольном есть свои общины, которые наши священники окормляют, жители этих посёлков тоже наши прихожане. Окормляем мы и военнослужащих воинской части Вулканного городского поселения, в марте этого года там состоялось освящение часовни в честь св. Георгия Победоносца.

Создан церковно-приходской совет из десяти членов, которые решают многие вопросы жизни прихода и хорошие мои помощники. Староста прихода Леонид Николаевич Русак помощник по всем хозяйственным вопросам, это просто незаменимый человек во всей приходской жизни: ответственный, исполнительный, надёжный. Он хорошо знает своё дело, всегда видит, что необходимо приходу. Умеет организовать прихожан на все дела. А без помощников и хорошего деятельного прихода священник ничего один не сможет. Священнику нужна не только хозяйственная помощь, но часто необходимо и посоветоваться по тем или иным вопросам. Ведь на настоятеле вся жизнь храма и прихода, а каждый день приносит свои новые заботы и дела.

Но главные помощники, наверное, священники Вашего храма. Расскажите об их послушаниях.

У нас служит иерей Валерий Гладилин, сегодня он курирует вопросы взаимодействия с Управлением образования Елизовского муниципального района и отвечает за введение в городских и районных школах программы «Истоки»

С управлением образования у нас сложилось многолетнее доброе сотрудничество, Николай Васильевич Жеребцов положительно относится к нововведениям со стороны церкви и поддерживает нас по многим вопросам: и как результат — введение программы «Истоки».

Программа в средних школах на территории Елизовского муниципального района начнется с 1 сентября, и будет внедряться с учетом мнения преподавательского состава и родителей учеников, изъявивших желание заниматься по ней. В программе будут участвовать ученики начальных классов шести средних образовательных школ Елизовского района. На сегодняшний день уже проведена подготовительная работа с преподавательским составом и директорами учебных заведений. Все преподаватели прошли курсы повышения квалификации в соответствии с новым федеральным стандартом начальной школы. Петропавловская и Камчатская епархия, со своей стороны взяла на себя решение задач по обеспечению учащихся и преподавателей учебниками и методическими материалами по программе «Истоки».

Некоторые уроки факультативно будут вести и наши священники. Не нужно думать, что у священника нет опыта учительства, каждый из нас имеет богатый опыт общения с людьми, с детьми, и навык учителя есть у каждого священника. Конечно, может и не такой большой, как у педагогов. Ведь Господь сказал своим апостолам: «Идите и научите все народы», это он сказал и для каждого пастыря.

Иерей Дмитрий Бакуров окормляет прихожан посёлков Елизовского района, в которых есть общины, но нет храмов, проводит беседы с военнослужащими в п. Вулканный, факультативно ведёт уроки по ОПК в школах.

Иерей Александр Овчинников нес послушание по организации занятий в воскресной школе. Был организатором ежегодных краевых олимпиад по Основам православной культуры среди школьников. Весной был организован фестиваль «Весенняя капель», в котором приняли участие детские творческие коллективы нашего района. Иерей Александр Овчинников с осени переводится в Петропавловскую и Камчатскую епархию руководителем отдела образования.

«В празднике Успения Церковь поминает смерть Той, чей Сын победил смерть, воскрес из мертвых и даровал тем, кто верует в Него, обещание последнего воскресения и торжества жизни неумирающей. Вспомним, что в момент смерти Богородица предала душу свою в руки Сына Своего Господа Иисуса Христа и Он принял ее. Вспомним и повествование, что на третий день апостолы не нашли тела Богородицы в гробнице. Таким образом, мы видим смерть и то, что уже совершилось в этой смерти: разлука и соединение, печаль и радость, и в пределе, на последней глубине — не смерть, а жизнь, жизнь с Богом лицом к Лицу. «По рождестве Дева, и по смерти — жива», — поет Церковь в день Успения Пресвятой Богородицы и прибавляет: «в рождестве Ты сохранила девство, а в успении мира не оставила…»

Для Богородицы смерть стала радостной встречей. И для христиан в празднике Успения — вся тайна смерти раскрывается как радостная тайна. Если смерть для многих — это ужас и горе разлуки, нисхождение в страшное одиночество и тьму, то всего этого нет в смерти Девы Марии. Ее смерть, как и вся жизнь, — только встреча, только любовь, только приближение к немеркнущему теплому свету вечности и вхождение в него. И это уже начало общего воскресения, это надежда христиан».

Александр Шмеман.

Беседовала Нина ДОРОНИНА

Фото Алексея СОЛОВЬЁВА и из архива храма

 

Метки: ,