«Пою Богу моему». Подведение итогов двухлетнего обучения на певческо-катехизических курсах

аваУчебный год принято завершать проверкой знаний и навыков. Посетители певческо-катехизических курсов удостоились великолепного испытания, которое  стало окончанием  двухлетнего обучения и практики на приходах Петропавловской и Камчатской епархии. Переживали и готовились все, — и учителя, и ученики. А экзамен был непростым. Надо было петь праздничную службу на престольный праздник Владимирской иконы Божией Матери в кафедральном соборе.  Трудностей было немало. И стоит ли говорить, что наши певчие справились  на отлично! Владыка Артемий, по окончании службы, в архипастырской проповеди  сказал теплые слова ученикам:

«Я хочу поздравить и поблагодарить сегодня наших клиросных певчих, которые своим пением украсили сегодняшнее богослужение. На протяжении нескольких лет они учились, их учителя полагали на это много сил.  Но  думаю, что останавливаться не нужно, нужно идти дальше. Мы вас готовим, чтобы наши приходы наполнялись достойными певчими, которые бы хвалили Господа и Пресвятую Богородицу, чтобы богослужение было красивым и привлекало людей для служения в наши храмы. Благодарю руководителя курсов инокиню Ольгу и регента нашего соборного хора Ирину Тымчук, спаси Господи всех преподавателей».

А начиналось все еще в 2015 году, когда по благословению архиепископа  Артемия  были открыты певческие курсы, куда пришли все желающие учиться церковному пению и помогать на приходах. Бесплатное обучение дает возможность заниматься любому человеку независимо от возраста и социального положения.

На курсах, помимо обучения пению, изучаются дополнительные весьма необходимые предметы, такие как церковно-славянский язык, катехизис, литургика, Ветхий и Новый Завет. Очень быстро посетители курсов стали хорошими друзьями, что послужило единению людей из разных приходов и обмену опытом.

Нельзя не упомянуть здесь о преподавателях, которые, отвлекаясь от основной работы, всегда готовы отдавать свои силы и время, чтобы помочь каждому человеку освоить новую информацию, открыть  красоту православного богослужения.

Инокиня Ольга, регент и руководитель певческих курсов, делится своими мыслями о прошедших годах обучения и планами на будущее:

Сложно ли заниматься с людьми, которые не имеют музыкального образования и опыта профессионального пения?

Самое главное, что у людей есть дар от Бога, есть голос, способности и желание Бога славить, поэтому наши занятия  в этом смысле не вызывают сложности. Надо приложить усилия, трудиться. Самое главное – постоянство и регулярность. Если люди хотят, чтобы с ними занимались, хочется, чтобы и они относились к этому как должно, прилагали усилия. Мы обучаем нотной грамоте с самых азов. Даже если у человека есть музыкальное образование, чтобы выучить гласы надо потрудиться.

1

Что делать тем, у кого нет слуха и голоса, есть ли смысл им ходить на курсы?

На наши курсы есть смысл ходить, потому что наши курсы просветительские. Мы анализировали опыт прошедших двух лет, и сделали вывод, что надо людей собрать для бесед в формате Воскресной школы для взрослых, чтобы люди стали ближе друг к другу, к Богу, воцерковлялись. Это общение очень важно. Как говорит  екатеринбургский схиигумен Сергий: « Надо возрождать образ поющей Руси. Мы люди словесные, и душа раскрывается, когда поет и славит Бога».

Какие планы на будущее? Какие будут нововведения к третьему году обучения?

В первую очередь —  Воскресная школа для взрослых, посещать ее могут все желающие. У кого есть наболевшие вопросы, кто хочет узнать о Церкви и Таинствах, смогут побеседовать со священниками, которых мы будем приглашать на эти встречи.

В планах приобрести кинопроектор, чтобы показывать фильмы духовного содержания, сейчас ведь много  новых методик, которые надо и нам осваивать.

Координатор курсов и преподаватель Церковно-славянского языка, инокиня Екатерина:

Как у вас появился интерес к изучению церковно-славянского языка?

Интерес возник сразу, как только пришла в храм, и по мере воцерковления интерес нарастал, и не только к языку, но и к Богослужению, к Православию  в целом. Это неизбежно, когда ты открываешь молитвослов или Псалтирь, а тем более, если перед тобой Евангелие, например, книга Деяний, главы которой христиане читают и слушают перед началом Пасхального богослужения. И все это на церковнославянском языке. Хорошо, если ум прихожанина, как произнес св.прп. Серафим Саровский, «плавает» в Св. Писании  синодального перевода, и по знакомым словам и отдельным фразам он уловит смысл услышанного, восстановит последовательность событий. Но наше с вами Богослужение и молитвенное правило содержит в себе огромный массив текста, понять который без словаря и элементарных правил грамматики весьма затруднительно. Простой пример, из своего опыта. В ирмосе 7-ой песни покаянного канона есть такие слова: «…халдеи же опаляющее веление Божие, мучителя увеща вопити…». У меня долгое время эти самые халдеи опаляли веление Божие и увещали вопить, а между тем, зная элементарные правила, можно без труда увидеть глагол прошедшего времени ед.числа «увеща», который относится только к «велению Божию», а значит «веление Божие, опаляющее халдеев, убедило мучителя взывать». Совсем другой смысл. И вот еще один курьез. В утреннем правиле, в одной из молитв, есть словосочетание «диавольское поспешение». Поспешение… хм.. значит спешка. Ну, какой еще может быть спешка? Конечно, дьявольской, подумала я и успокоилась. А если бы я откинула самонадеянность и лень, и заглянула в словарь, то узнала бы, что речь здесь идет не о спешке, а «о помощи и пособничестве». И таких случаев было много. На самом деле, смешного здесь нет. Вспоминаю это без стеснения, потому что именно этот опыт подогревал мой интерес и заставлял более внимательно и серьезно к этому относиться. А сейчас, с Божьей помощью, благодаря курсам, есть возможность узнавать больше и делиться знаниями с другими.

Может ли незнание церковно-славянского языка  помешать молиться?

Апостол Павел говорит: «…и если говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий», и еще: «…и если имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,- то я ничто». Там же апостол объясняет, ЧТО есть истинная любовь. Она долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Это то, о чем говорил наш Господь в Нагорной проповеди, это — заповеди блаженств. Без Божией помощи, без благодати Святого Духа, исполнить самому эти высокие нравственные заповеди человеку просто не под силу. Только одно место может ему бедному помочь – это Церковь Христова, больше ему пойти не куда. И участвуя в Богослужении и Св.Таинствах, у нас есть возможность получить эту спасительную помощь. А что значит участвовать в Богослужении и Таинствах? Это значит понимать и знать Богослужение, понимать смысл Таинств, молитв и песнопений. А через все это мы право, т.е. правильно славим Бога и право верим. Нашу веру мы как-бы актуализируем, т.е. все, что слышим становится значимым для нашей собственной жизни. Святой Иоанн Златоуст, не переставал напоминать в своих проповедях о том, что недостаточно просто читать Евангелие, необходимо жить по Евангелию, наша вера не должна быть обрядовой и показной.

Видите ли вы результат через два года преподавания?

Самый главный результат – это то, что люди приходят, у них есть интерес и стремление к знаниям. Безусловно, есть и видимый результат. Ц/с язык перестал быть чужим, перестали его бояться, с Божьей помощью, стали читать, по-тихоньку переводить, понимать. Есть одно уникальное преимущество, которое делает процесс обучения невероятно интересным и познавательным – это предназначение языка. На этом языке мы молимся, поэтому, изучая его, помимо учебника, мы неизбежно обращаемся к Священному Писанию – Ветхому и Новому Завету, толкованиям и объяснениям священных текстов св.отцами, богослужебным книгам (Часослов, Минея, Октоих, Псалтирь), касаемся Устава и Литургики. На следующий год, с Божьей помощью, продолжим. Как учит апостол: «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякой премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями…».

Сергей Назаров, преподаватель литургики, рассказывает о своих впечатлениях:

Впечатления довольно колоритные… В начале  года учащихся было довольно много, до финиша из них дошли не все, но из них отметил 3-х человек, которые могли бы,  при желании, стать  уставщиками.

Эти люди, активно проявляющие интерес к Литургике, если  будут систематически работать с богослужебными книгами,  смогут принести ощутимую пользу на одном из приходов. А на самом деле, заинтересованных  изучать Литургику на порядок больше, но в силу разных причин (по состоянию здоровья,  из-за работы или семейных обстоятельств) благочестивые намерения этих учащихся пока или не осуществились, или осуществились, но не в полной мере…

Расскажите  что такое литургика, и зачем ее надо изучать?

Литургика изучает состав, последовательность и символическое (прообразовательное) значение священнодействий и всего происходящего во время службы. Ее надо изучать именно для того, чтобы понимать, что происходит во время богослужения, и уметь, при необходимости, разъяснить это вопрошающим.

Хочу добавить, что если человек не будет самостоятельно изучать сей предмет, то никакой пользы не будет. И во время учебы, и за ее пределами. Литургику надо не только изучать, ею надо еще и жить, хотя бы в какой-то мере. Наше богослужение – это рай на земле.

От учителей перейдем к ученикам. Рассказывает прихожанка храма Иконы  Божией Матери « Казанская» в п. Авача, Анна Синицкая:

Безусловно, пение на клиросе – очень ответственное и непростое дело. Однако это уникальная возможность принять участие в богослужении. Пение также помогает лучше узнать службу, понять тонкости ее построения, ощутить глубокий смысл, заложенный в каждом песнопении. Невольно начинаешь ощущать многовековую наследственность. Мы – ученики певческих курсов – очень благодарны нашим преподавателям за появившуюся у нас уникальную возможность участвовать в богослужениях таким образом.

2

Какое влияние певческие курсы оказали на вас?

О том, какое значительное влияние способна оказывать музыка на человека, я начала задумываться совсем недавно. В интернете можно найти интересную лекцию профессора Алексея Ильича Осипова о том, почему священники не благословляют слушать рок-музыку. Он говорил, что музыка имеет свойство оказывать влияние на человека, минуя сознание. О том, как воздействует рок-музыка, можно судить по тому, как ведут себя люди после концертов рок-музыкантов. Пару дней назад я посмотрела фильм, отрывок из которого глубоко мне запомнился. Там был фрагмент записи концерта рок-группы AC/DC. Солист запел знакомую слуху песню, припев которой переводится так: «Я иду по дороге в ад». Тысячная толпа радостно начала ему подпевать. В первом ряду зрителей стояли известные американские певцы с красными рожками на голове. Все это действие происходило радостно и беззаботно.

Я думаю, губительное воздействие на нас имеет и поп-музыка, которую мы ежедневно слышим по радио или телевидению. Осмыслить мелодию мы не можем, но мы можем прислушаться к тексту и присмотреться к движениям певцов. Тогда зачастую вырисовывается печальная картина. Неправославный человек настолько привыкает к грубым, однотипным мелодиям, что когда он заходит в храм, богослужебные песнопения кажутся ему скучными и монотонными. Я сужу по себе. В свое время мне пришлось проявить терпение, чтобы привыкнуть к службе. Зато сейчас, «перестроившись», мое восприятие музыки изменилось. Пение богослужебных песнопений всегда приносит чувство спокойствия, умиротворения, тихой радости. Услышав же рок или поп-музыку, я начинаю замечать в себе чувства тревоги и напряжения.

 Вот что поведала нам о своем опыте пения на клиросе  прихожанка Морского Собора Гергелева Наталья Михайловна:

Я очень давно хотела петь на клиросе, хотя понимала, что у меня нет музыкального образования. Видимо, по воле Божией я попала на эти курсы. Когда пою, испытываю благоговейные чувства перед Господом, и благодарю Его, что допустил меня к этому.

После первого курса меня направили петь в храм Казанской Божией Матери в поселке Авача. Практика очень много дает, глубже понимаешь службу. Приняли нас в храме очень хорошо, благодаря терпению и старанию регента, мы многому научились.

Невозможно объять необъятное. Наша небольшая статья не может вместить в себя всех людей, которые вместе делают одно общее дело на ниве просвещения и обучения прихожан и всех желающих основам православной веры. Но мы, посетители певческо-катехизаторских курсов сердечно благодарим  наших преподавателей, организаторов и всех, кто неравнодушен и готов помочь в любой момент. Впереди еще один год обучения, а это значит больше знаний и опыта, а также новых людей, ведь курсы в формате Воскресной школы открыты для всех и для каждого.

Информационный отдел епархии