Первая седмица святого поста

аваВеликий пост – это время, когда мы задумываемся о смысле своей жизни, о том, на чем она зиждется. Это время, когда мы можем не просто вспомнить свои злые поступки и принести в них покаяние, — мы можем пересмотреть все свои жизненные ориентиры, обратиться к Богу, попросить прощения в прежних грехах и постараться не повторять их в дальнейшем. Ведь не для того Господь призывает нас к покаянию в дни Великого поста, чтобы мы непрестанно копались в своем прошлом, вновь и вновь возвращаясь мыслью к содеянным нами злым деяниям, но для того, чтобы мы изменились и осознали, что же отделяет нас от Бога и мешает нам на пути к христианскому совершенству. Бог призывает нас к покаянию для того, чтобы мы, если не можем сразу избавиться от всех грехов и недостатков наших, то хотя бы сделали в течение Великого поста еще один шаг на пути ко спасению.

Исход постного поприща во многом зависит от его начала. Поэтому своим уставом Церковь предписывает сугубое воздержание в дни первой седмицы. Многие христиане стараются воздерживаться от пищи до среды и по возможности чаще посещать церковные великопостные  богослужения.

3Владыка Артемий совершил череду Великопостных богослужений в дни первой седмицы. Первые два дня поста ничем особенным ознаменованы не были. Утром Владыка со всем клиром и прихожанами молился за продолжительными богослужениями, которые оканчивались около 13.00 по полудне. Великопостное богослужение в основном состоит из чтения Ветхозаветных писаний и в особенности Псалтири. Все книги, вошедшие в канон Священного Писания Ветхого Завета, почитаются как богодухновенные, то есть написанные благочестивыми мужами под руководством Святого Духа и полезны для чтения. Но книга псалмов достойна особого почитания, ибо она, по словам святителя Афанасия Великого «подобно саду, заключает в себе насаждения всех  других книг Священного Писания». Она чудесно соединяет в себе и учение о благочестивой жизни, и напоминания закона, данного Богом, и историю народа Божьего, и пророчества о Мессии и его Царстве, и таинственные указания на Троичность Бога, тайна бытия, Которого была до времени сокрыта от ветхозаветного человека. Псалмы, пророчествующие об обещанном Спасителе, поражают точностью и ясностью своих откровений. «…Пронзили руки мои и ноги мои…Делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий» — звучит в псалме, написанном за тысячу лет до Крестной смерти Христа. Но самое главное и самое ценное, что в ней описаны и изображены движения человеческой души, рвущейся к Богу. Оковы греха, словно камень, тянут ко дну человека, во мрак ада, но он, превозмогая эту тяжесть, устремляется к горним вершинам, навстречу божественному свету.

IMG_8256За вечерними богослужениями Владыка читал Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Это дивное молитвословие  читается за великопостным богослужением в храмах вот уже 1200 лет. Великий канон состоит из 250 тропарей, и великим именуется не только по необычно большому числу стихов, но и по внутреннему достоинству, по высоте мыслей и силе их выражения. В тропарях канона, персонажи священной истории, то представляют нам высокие образцы святой жизни, то, примерами своего глубокого падения, побуждают нас к строгому трезвению.

В среду первой седмицы Святая Церковь полагает совершать первую в году Литургию Преждеосвященных даров. Божественная Литургия  — самое торжественное христианское богослужение. Время же поста определено нам для покаяния и плача о грехах. Поэтому святые отцы положили не совершать полную литургию в седмичные дни поста. На Преждеосвященной  литургии верующим для причащения предлагаются  Святые Дары, освященные прежде — на предыдущей полной литургии по чину Свт. Василия Великого или Свт. Иоанна Златоуста — и сохраняемые в ковчежце, обычно на престоле. Иерусалимский патриарх Досифей II (XVII век) пишет: «Преждеосвященная литургия принята от преемников апостольских и не есть творение Григория Двоеслова». Святитель Григорий структурировал бывшие до него последования этой службы. Литургия Преждеосвященных Даров по сути является вечерней, на которой происходит причащение верных. В связи с этим первая часть литургии практически не отличается от вечерни (до пения 140-го псалма), а вторая схожа с литургией верных «полной литургии», но без евхаристического канона.

DSC00795

5

DSC00673

DSC00841

Фото С.Н. Лигостаевой

Информационный отдел епархии