«Над умным — разумный, над разумным — мудрый, над мудрым — премудрый. Премудрость есть — святая простота».
Воистину со святой простотой вел свою беседу с прихожанами наших храмов протоиерей Валериан Кречетов. Зал затих, ловя каждое его простое и мудрое слово. Назидая нас в слове Божием, он приводил цитаты Нового и Ветхого Завета, цитировал Пушкина, Лермонтова и других русских поэтов, рассказывал о глубинном смысле русских слов; притчами старался донести глубину Евангелия и раскрывал простые житейские истины, о которых мы порой забываем в повседневной суете, а подчас и не догадываемся.
Он напомнил нам, что Слово Божие имеет Божественную премудрость и силу, поэтому к слову Божию нужно относиться с благоговением, со страхом Божиим. Считается грехом, когда Божественные словеса евангельские и апостольские употребляют не благоговейно или в шутку. Каждое евангельское слово содержит в себе особый смысл, который Господь открывает тому, кто стремится к Истине.
Одна из прихожанок прислала о. Валериану записку: «Вчера Вы выступали у нас и Вас все принимали с радостью, но когда Вы ушли стали судить-рядить совершенно нелицеприятно, рассуждая о том, что всем священникам говорить бы только, а трудиться своими ручками не умеют. Как нам верующим относиться к таким пересудам?
Служу я простым священником уже больше сорока лет (с. Акулово, Московская область): исповедую, беседую, крещу, венчаю, одних — утешаю, других – назидаю. Отец мой репрессированный, по специальности бухгалтер, впоследствии священник Михаил Кречетов, прошел через лагеря в г. Кеми и на Соловках. Закончил я Московский лесотехнический институт, работал на Урале. Учился в московской семинарии, окончил Московскую Духовную академию в 1973 г. У меня семь детей и 33 внука, так что в семье всяких забот и дел хватает. А чтобы говорить о Господе и вере, нужно и уметь, да и иметь премудрость Божию.
13 декабря 2012 года отцу Валериану вручена международная общественная награда Андрея Первозванного «Вера и верность». Премия присуждается за заслуги в укреплении российской государственности, межславянского согласия, союза государств, дружественных России, и в возрождении духовности. Получил патент за изобретение термопечи.
Присутствующие спросили о молитве, как научиться правильно молиться и что делать, если молитва не получается?
В таком случае надо молиться, просить помощи Божией. Преподобный Серафим в беседах с Мотовиловым говорит, что молитва всегда нужна, во всем нужна и больше всего нужна. И главное в жизни христианина – молитва, в ней человек соединяется с Богом. Желательно читать молитвы на церковно-славянском языке, со временем, этот язык станет понятным. Лучше всегда молиться молитвами составленными святыми, они вместе с нами молятся и помогают нам. Когда молишься, не теряй молитвенный настрой, не уходи в мечтание или житейскую суету. Это бесы нам мешают благоговейно творить молитву.
Ведь даже когда между людьми случается брань, следует верующему читать в себе молитву «Отче наш» и враг отскочит, бесы боятся молитвы и крестного знамения.
Генералиссимус Александр Суворов в своё время был вторым в мире полиглотом: он знал 40 языков. Когда ему предложили отдохнуть за границей на водах, он ответил: «Для русского человека отдых – Молитва, деревня, баня, каша и квас!»
Ещё следовало бы, взяв благословение у священника, навыкать читать «Иисусову молитву»: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя грешного».
Для души и спасения важно, чтобы мы жили в мире и делали добро. Никого не осуждать и никому не досаждать. Да и не следует мучиться тем, что прошло, и мучится тем, что наступит. Христианин должен жить сегодняшним в мире, любви и молитве.
Как научиться слышать волю Божию или узнать Его промысел о себе?
Самое большое заблуждение церковных людей — это когда они забывают про Бога, забывают, что без промысла Божия ничего не совершается. Человек не чувствует Бога в своей жизни, не просит, чтобы Господь открыл ему свою волю. Часто спрашивают: «Ну, а как Он ее откроет?» А так, что если помнить все время о Боге, тогда в обстоятельствах жизни или иным образом эта воля проявится. Воля Божия может проявиться через любого человека или священника. Волю Божию о себе можно узнать, если человек научится не мешать Богу
Как человеку найти Бога и прийти к нему?
Когда-то моему отцу, Царствие ему Небесное, на экзамене в академии старичок профессор задал такой вопрос: «Что делает Господь, чтобы привлечь человека к себе?» Я уже не помню, что он ответил, на что преподаватель говорит: «Все правильно, но что все-таки самое главное?» И когда отец задумался, профессор ему подсказал: «Посылает тугу душевную». То есть посылает обстоятельства, когда человек не находит удовлетворения, не находит успокоения, не чувствует опоры. Обопрешься – предадут, в чем-то другом обманут. Вот человек невольно и задумается о том, где же тогда истина, если везде обман. В минуты физической болезни или душевной безысходности человеку все равно свойственно искать выход даже из безвыходного положения. И в таком поиске люди нередко обретают Бога.
Встреча продолжалась около трёх часов. От неё осталось тёплое чувство и ощущение отеческой заботы о. Валериана о нас грешных и о нашем спасении.
Беседу записала Нина ДОРОНИНА