О. Александр Овчинников: «Воспитание — это всегда принуждение»

Сегодня мы знакомим читателей нашего сайта со статьей руководителя епархиального отдела образования о. Александром Овчинниковым, который уже без малого два года трудится в нашей епархии. И эта публикация неслучайна.
Последние месяцы осени были насыщены событиями, связанными именно с отделом образования. Позволю себе перечислить их:

1 октября в п. Эссо местная община и ее руководитель о. Владислав Ревенок приняли участие в организации празднике детских коллективов «Родина моя православная». Прихожане помогли детям с едой и размещением.

5 октября – День учителя. Епископ Артемий поздравил учителей края и принял участие в праздничных мероприятиях. Кроме того, все директора школ, впервые, получили адресные приветствия нашего Владыки, что послужило укреплению, а во многих школах, знакомству и началу общего служения священника и учителя.

8 октября успешно прошел экспериментальный урок-игра по житию Сергия Радонежского.

 

14 октября в Вилючинске прошел IV этап краевого молодежного интеллектуального проекта «Содружества Независимых Государств»

 

15 октября прогулкой на Мишенную сопку начались занятия в воскресной школе.

 

3 ноября завершился II этап краевой олимпиады среди школьников по Основам Православной Культуры.

 

5 ноября в Петропавловске-Камчатском подвели итоги Всероссийского этапа конкурса в педагогике, работе с детьми и молодежью «За нравственный подвиг учителя».

17 ноября – 65-летний юбилей СШ № 10, школы дающей не только качественные знания своим учащимся, но и заботящейся о нравственном воспитании детей.
Список внушительный. А сколько рабочих встреч с родителями, учителями, руководством министерства образования края епископ Артемий и о.Александр провели каждый на своем уровне? Именно это незаметная методичная работа и способствует тому, что бы голос Церкви был услышан. И те, которые формируют мировоззрение подрастающего поколения, стали реально нашими соработниками в нелегком деле нравственного воспитания. Результаты этого сотрудничества не заставят себя ждать.
На собрании священников Петропавловского и Елизовского района, которое было посвящено именно вопросам образования, епископ Артемий закрепил за каждой школой города священника.

Да, это серьезная нагрузка: на каждого батюшку приходится 2-3 школы, но если вспомнить, что со священников сняты послушания по окормлению дальних приходов на северах (которые понесут миссионеры из мужского монастыря), то регулярное посещение школ волне реально. Вот такой новый вектор развития сотрудничества школ и епархии.
О.Александр Овчинников, чтобы подготовить отцов ко встрече со школьниками проведет курс лекций, первая из которых прошла сразу же после собрания. Это шаг нашей епархии к миссии в школе.
С другой стороны содержательны и плодотворны консультации и встречи по вопросам ОПК с руководством образования края. Министр образования Камчатского края Виктор Леонидович Тюменцев, директора школ, педагоги во многом принимают и поддерживают стремления Церкви участвовать в процессе воспитания школьников. Открытые и честные дискуссии, выяснение противоречий и поиск путей их решения во время рабочих встреч, на которые приглашается Владыка Артемий – это тоже шаги на встречу и добрая воля к сотрудничеству со стороны администрации края.
Интересна в этом плане встреча епископа Артемия и руководителей дошкольных учреждений Петропавловска. Известно, что если еще в раннем детстве заложить в ребенка понятия добра и зла, правила христианской морали, традиционной для нашего общества, привить ему любовь к Родине, близким, родителям и Церкви, тем крепче он будет в юности и в зрелом возрасте противостоять напору негативной, разрушающей информации, которой наполнен сегодня наш социум.
Об этом говорили Владыке воспитатели и директора детских садов. В ходе разговора обсуждался опыт других регионов, вопрос создания в Петропавловске не только православной гимназии, но и детского сада. Это проблемы серьезные и требуют длительной работы. Опыт предыдущих лет показывает, что силами одной из сторон — родителями, руководителями дошкольного образования или усилиями только Церкви эту проблему не решить. Главное, что есть потребность в обществе и епархия готова приложить все ресурсы к решению этого вопроса. Верится, что общими усилиями вопрос сдвинется с мертвой точки.

В нашей епархии работой с дошкольниками занимается иеромонах Софроний Медведенко. Он имеет опыт преподавания различных дисциплин в православной школе Новосибирска, работал воспитателем детского приюта для мальчиков, вел кружок авиамоделирования. Теперь его забота – воспитание маленьких жителей Петропавловска, посещение детских садов и проведение занятий о христианской вере и не только.

Таким образом, методическая работа епархиального отдела образования поможет сделать школьникам, родителям, преподавателям и министерству края выбор между Основами православной культуры и предметом Светской этики. Это выбор не между добром и злом, Это выбор между хорошим и лучшим. Это шаг не назад к «мракобесию», а возвращение к истокам и хороший вклад в следующее поколение. А тем, кто выбирает лучшее, епархия закупила 500 учебников по ОПК.
Это мое, авторское, мнение. А кто не согласен — скажу: обсудим (одно из смысловых синонимов слова «толерантность», празднование дня которой прошло недавно в Петропавловске).

Виталий Малаханов

О. Александр Овчинников: «Воспитание — это всегда принуждение»

Моя работа с детьми началась в 2002 году, когда я поступил на первый курс Семинарии. Педагогика преподается на пятом курсе семинарии, но был среди студентов Семинарии и Духовной академии кружок, который своей работой охватывал десятка три детских и юношеских учреждений. Это были школы обычные и воскресные, училища и техникумы, ВУЗы, детские дома, интернаты для детей с различными отклонениями здоровья и психиатрические больницы. Помню, один студент, который несколько лет ездил в одно такое заведение сфотографировался со взъерошенными волосами и широкой улыбкой на фоне вывески «Психиатрическая больница».
В некоторых заведениях я систематически работал, во многих побывал и познакомился с их жизнью. В один приют ездил года четыре, примерно с тех пор я стал преподавать в школе и руководил школами воскресными, участвовал в организации, наверно, уже не одного десятка детских летних лагерей и паломнических поездок. Работа эта трудная и интересная, но главное — это результат. А результаты современного воспитания очень печальные. Хотя, наверно, ни один педагог и родитель не оценит плохо свою работу.
Слово «воспитание» не подразумевает только пищеварительный процесс, но, прежде всего, это привитие тех качеств, которые необходимы в жизни и которые человека делают человеком. Трудолюбие, знание (учеба), терпение помогают выжить. Доброта, честь и честность — мешают, т.к. честным трудом много не заработаешь, но на этих свойствах созидается общество и семья. К одному и другому нужно приучать человека и обычно против его воли. Когда нужно начинать? С молоком матери, с двух-трех лет. Как обычно поступают цивилизованные люди в таких случаях? Пытаются избавиться от ребенка, отправив его к телевизору или компьютеру, в детский сад, в школу, в продленку или на улицу. Если же не так, то и совместное провождение времени, походы в театр, гуляния и даже обильные наказания именно воспитанию дают не много. О чем идет речь? Для нормального взаимоотношения с родителями и окружающим миром нужно, чтобы ребенок не врал, не воровал, не капризничал и слушался родителей с первого раза. У ребенка не должно быть много заповедей и он должен четко понимать, что от него хотят. Никому, в том числе и ребенку, не нравится, когда его воспитывают. А сам по себе ребенок правильным не станет. Свободное развитие в духе демократии приводит к развитию пороков, а не добродетелей. Воспитание это всегда принуждение. Очень редкий ребенок, начиная дело, доводит его до конца. Меня самого наказаниями заставляли учить буквы, делать уроки и ходить в музыкальную школу. В какой-то момент времени я стал учиться сам, но жалею до сих пор, что у родителей не хватило терпения довести мое музыкальное образование до конца. Если родители с малого возраста приучат ребенка к честности, терпению, порядку, режиму, целеустремленности, то в нормальном случае ребенок будет недоволен, иногда сильно недоволен, а годы спустя глубоко благодарен.
Теперь ближе к делу. Ребенок пошел в садик и научился высказываться матом. Что делать? Советы родителей: не обращать внимания, подавать личный пример, беседовать, лишить сладкого. Обычно ремнем наказывать не рекомендуют – не педагогично. Так как это пример из жизни, то сразу можно сказать, что ни один из этих вариантов не подействовал, включая ремень. Если говорить о моих почти десятилетних наблюдениях, то эти способы годны к 5-10 детям из ста. Нормальный средний ребенок в это число не попадает. А у родителей, которые дают такие советы, развитие детей нередко идет по такому сценарию: дети балованные и неуправляемые, в переходном возрасте – кризис, далее потомки не довольны своими предками и наоборот, последний самый страшный кризис наступает в период немощной старости и дележки наследства. Откуда это можно знать? Много людей приходят в храм и жалуются на свою жизнь, просят помощи.
Может учителя или психологи что-то более реальное посоветуют? К сожалению, очень немногие и по преимуществу пожилые, которых традиционный взгляд на воспитание и реальный положительный опыт. В детском приюте «Надежда» под Сергиевом Посадом, чтобы дети не собирали окурки, дают деньги на сигареты. Результат – все дети курят. Руководят этим «передовым» процессом дипломированные молодые психологи. Они учат воспитателей, (которые обычно им годятся в мамы или бабушки) как нужно работать с детьми. И таких «новаций» предостаточно. Поэтому, если нужны рассуждения о рассуждениях, то разведенных специалистов с дипломами по семейным вопросам предостаточно, если нужен результат, то нужно обратиться к реальному положительному опыту наших предков и православным семейным традициям.
В данном случае девочке нужно просто найти эффективное наказание и систематично его применить. Кричать, унижать вовсе не обязательно и даже вредно, можно обойтись и без битья. Но хоть я не сторонник рукоприкладства, нужно отметить, что оно относится к эффективным наказаниям. За каждый случай греха нужно спокойно объяснить: за что и наказать. Ребенок должен заранее прекрасно понимать, что его ждет за то или иное преступление воли родителей. Наказание должно быть серьезным и неизбежным. Таким наказанием родители трехлетней девочки избрали пятнадцатиминутное заключение. Когда они пытались матершинницу наказать, она кричала как будто происходит покушение на её жизнь. Родители в страхе и трепете не знали что делать, сильно испугались. За то не испугалась девочка. Она по опыту знает, как эффективно воздействовать на родителей и постоянно использует все возможные методы.
Несколько раз родителям пришлось объяснять, что это нормальная реакция ребенка, в ответ они говорили, что у них очень активная необычная девочка, что её бесполезно наказывать и т.д. Через месяц я был у них в гостях, и девочка стала опять говорить некрасивые слова. На этот раз её действительно на пятнадцать минут её отлучили от общества, спросив перед этим, будет ли она и впредь ругаться матом. Она ответила: «Буду!». После отсидки она попросила прощения у родителей, и с тех пор она стала фильтровать свой разговор.
Примечательно то, что наказали в полной мере её всего один раз. Девочка оказалась самая что ни на есть понятливая, трудными (как обычно это бывает) оказались родители, их к простому воспитательному действию пришлось побуждать целый месяц. Конечно каждая история по своему уникальная, но в этом все истории похожи. Т.к. одна мерка ко всем не применима, каждый семейный случай нужно рассматривать отдельно и критерием опытности советчика должны быть добрые плоды. Каких детей воспитал или воспитывает этот человек? Неадекватных? Хорошие, но пьют и матом выражаются? Хорошие, но капризничают и не слушаются? Были хорошими, но стали плохими? Остались хорошими, но забыли про родителей? Нередко профессиональные семейные психологи совершенно не способны создать нормально свою семью и воспитать своих детей. Роза Сябитова, телеведущая передачи «Давай поженимся», сама с первым мужем разошлась, а второй, действующий, её иногда бьет «от души».
Если ребенок более трудный то, возрастает важность систематичности наказаний, чтобы, например, не было ни одного случая, когда ребенок соврал и не получил наказания. Можно ребенка избивать до смерти иногда и не получить нужного результата. Можно спокойно, без психоза и ругани, но систематично ставить в угол и ребенок перестанет врать или воровать. Не верится? Работает почти на всех детях. Но, учитывая, что наказание не должно быть развлечением, для эффективности нужно с каждым разом прибавлять по пол часа. К восьмому – двенадцатому разу любой трудный ребенок перестанет злоупотреблять доверием родителей. Если ребенок не стоит в углу (балованные дети этого делать не будут), то можно заменить другим наказанием или заключением.
Злобы здесь не должно быть никакой. Если внутри все кипит, лучше сначала успокоиться, а потом решить, какое наказание будет полезно ребенку. Даже жесткое наказание должно исходить из любящего и спокойного сердца. Ремень плох тем, что он становится стеной между родителями и детьми, телесные наказания унижают. В нормальном случае об этом никто не вспомнит, если сам ребенок вынуждает это делать и слова не помогают, но все же… есть другие способы, более благородные. Крик нарушает психику ребенка, от чего иногда происходит непроизвольное мочеиспускание. Крик — это признак плохого воспитания и воспитательной несостоятельности родителей.
Если ребенок исправляется или ведет себя прилично, нужно его поощрять. Должна быть четкая разница между черным и белым. Если ребенок с первого раза выполняет волю родителей, не капризничает, не врет, не ворует, с добротой относится к другим детям и выполняет свои дела по дому, то, чем больше родительских благ, тем лучше. Если поведение неправильное, блага становятся вредны человеку, они его портят. Не должно быть в хорошем и плохом случае примерно одинакового отношения с родителями — теряется смысл исправляться. Ребенок должен видеть в родителях источник благ, в наказаниях же необходимость для самого себя. Без воспитания эти блага обесцениваются и воспринимаются как должное. Часто бывает, что родители из кожи вон лезут, чтобы всем обеспечит своих потомков и никакой благодарности не получают в ответ.
Есть типичные заблуждения родителей о воспитании. К таким заблуждением относится сравнение себя с ребенком. Например, я сам бросил курить, и мой ребенок поэтому тоже бросит курить. Со мной мама поговорила о том, что врать и материться нехорошо, и я с тех пор так не делаю. Ошибка заключается в том, что время другое и человек другой. То, что раньше считалось нормой, теперь аномалия и наоборот. Отец моего крестника до сих пор не может понять, почему он в юности много читал, с радостью работал с отцом в гараже, занимался спортом, а его ребенок — полная противоположность, кроме этого любит безделье, компьютерные игры и интернет. Нужны просто такие меры, какие всегда действуют на всех детей.
Другое заблуждение — наказаниями добиться ничего нельзя. Это обман. Это уговорами добиться чего-то сложно или невозможно. Если водителей за выключенные фары штрафовать хотя бы по 10 000 рублей, то желающие поездить без фар, просто вымрут. Можно бы вывести из общества и пьянство, и алкоголь, и курение, но кто и как в этом заинтересован? А вот лозунгами и рекламой этого точно сделать нельзя.
Другая сторона медали может выразиться в том, что ребенок до 15-18 лет смирится с тем, что ему навязывают, а потом возможен переворот с переменой в противоположную сторону. Тут важен фундамент. Почему нужно поступать так, а не иначе. Потому, что так сказал директор, учитель, мама с папой или вообще другие посторонние люди? В переходном возрасте происходит ломка авторитетов, детям они становятся безразличны, даже хочется творить то, что запрещено. Это реакция нормального ребенка. И для этого нормального ребенка может существовать лишь одна безусловная преграда. Это Бог и его заповеди. Если только ребенка не приучили к тому, что Бога нет или что на Него можно просто не обращать внимания. Утрата Бога — это разрушение и смерть во всех сферах жизни. В науке (атомное оружие и бесконечные войны), в искусстве (деградация и разврат), в экономике (кризисы), в экологии, в обществе (преступность) т.д. Если мы говорим о семье, это страшные трагедии. В Европе сотни тысяч (говорят, и миллионы) родителей в суде осуждены своими детьми, в России — малолетняя преступность, молодой алкоголизм, наркомания, психические расстройства, врожденные болезни и уродства по вине родителей, миллионы разрушенных семей и т. д. Поэтому очень важно, чтобы в основании отношений между мужем и женой, между родителями и детьми, между начальниками и подчиненными, между богатыми и бедными людьми был Бог. Тогда все становится на свои места. Это во много раз повышается эффективность образования и воспитания, как впрочем, и любого другого дела. Что же касается обратной реакции у детей, то это хорошо видно на гайках. Резьба будет сорвана, если гайку недокрутить или перекрутить. Чтобы этого не произошло лучше посоветоваться со священником и взять благословение.
Второй духовный фактор может быть в том, что дети всегда являются плодом жизни родителей. Вот учитель в школе работает. И у прекрасный педагога вырос пьющий сын. В одной семье — один ребенок положительный, а другой отрицательный. Почему? Потому что детьми или через детей Бог либо награждает, либо наказывает родителей. И, чтобы ребенок был достойным, нужно это заслужить. Заслужить, но не перед людьми, которым свойственно ошибаться, а перед всезнающим и справедливым Творцом.
Вот в этих трех моментах: в правильном воспитании , правильном духовном основании этого воспитания и в дарованиях, заложенных Богом, заключена тайна родительского счастья.

Чтобы ребенок до конца их дней действительно был радостью для родителей, чтобы он был достойным человеком, полезным для общества и государства, и чтобы после трудов этой жизни он оказался не в адском огне, а в жизни вечной, где уже не будет болезней, печалей и воздыханий. Людям обычно очень хочется первого, безразлично второе и уж совсем необязательно третье. Но опыт очень многих людей показывает, что либо человек попадает в рай, и Бог помогает ему и на земле быть счастливым, либо человек не попадает в рай и Бог забирает все радостное в этой жизни, чтобы всеми способами его предостеречь. Либо все, либо ничего.

О. Александр Овчинников,
руководитель отдела образования
Петропавловской и Камчатской епархии

Фото из архива сайта

Метки: