Многие из нас сейчас с охотой изучают историю своей страны, достигая в этом немалых успехов. Однако об истории своего края мы практически ничего не знаем. Несмотря на то, что сейчас издается литература о Камчатке, полуостров еще ждет своих исследователей. Сегодня я хотел бы приоткрыть одну из ее страниц. Эта история об одном камчатском священнике и его семье, жившем в начале прошлого века, в эпоху появления и становления на полуострове советской власти.
В документе, находящемся в Камчатском архиве ЦДНИКО за 1924г., имя священника Павла Ворошилова стоит в одном ряду с одиннадцатью другими священниками Камчатской области. Сухая статистика, ничего не говорящая о них, как о людях. Сам этот список был составлен с единственной целью — чтобы знать, кого репрессировать. Проходит время, и Господь приоткрывает прошлое, чтобы мы делали выводы и могли учиться на примерах мучеников, отдавших свою жизнь за веру, за Христа.
В пос. Мильково еще живы и здоровы две внучки отца Павла Ворошилова: Носолева Вера Михайловна и Гавриш Нина Агафангеловна (все в девичестве Ворошиловы). Мне удалось с ними встретиться. Нина Агафангеловна любезно предоставила протоколы допросов ее деда, дяди, воспоминания очевидцев и кляузы тех, кто на них доносил. Все эти данные она смогла получить в Камчатском Краевом Архиве.
Будущий священник Павел Михайлович Ворошилов родился 28 декабря 1872 г. в семье мещан, в деревне Тарья (ныне г. Вилючинск). По национальности он был камчадал. Окончил сельскую школу. Неизвестно с какого года он стал служить в кафедральном соборе Петропавловска-Камчатского, но из записи метрической книги собора за 1907 г. (данные ККОА), в которой отмечается факт крещения младшего сына Агафангела, мы видим, что Павел Михайлович уже назван диаконом. Служение в Петропавловске в чине диакона продлилось до 1914 г. К этому времени старшему сыну Иннокентию исполнилось 17 лет. С 1914 г. о. Павел был назначен настоятелем мильковской церкви, в которой мирно прослужил до 1924 г. Известно, что его сын Иннокентий помогал своему отцу в качестве пономаря, а после поездки в Иркутск в 1915 г. стал еще и регентом. С 1924 г. открыто совершать службу было уже небезопасно. Наверное, поэтому в официальных бумагах о. Павел стал именовать себя крестьянином и охотником. Однако свое священническое служение он не оставил. Это видно из составленных против него братьями Демидовыми доносов. Сельский совет 1931 г. ставил в вину священнику Павлу Ворошилову: агитацию против вступления в колхоз, хранение церковного имущества, совершение треб и получение за это пожертвований. Также его обвиняли в хождение по поселку со священническим крестом, связь с кулаками и агитации против советской власти.
Сына Иннокентия обвиняли в том, что он служил псаломщиком и преподавал в местной школе Закон Божий, за связь с кулаками, в использовании труда жителей поселка, а также в совершении молитвенного служения по домам и в лесу.
Все эти факты явились достаточным основанием для признания их отделом ОГПУ контрреволюционерами. 24 августа 1931 г. священник Павел с двумя сыновьями были арестованы. Вот как вспоминает это событие очевидцы Мавра Михайловна Ворошилова: “…После окончания службы все прихожане расходились по домам. О. Павел решил навестить бабушку Михайлову Февронию Глебовну, которая всю свою жизнь проработала просвирницей в церкви. Вдруг он услышал крик: “ Остановись, собака!”. Оглянулся о. Павел, позади его стоял милиционер — Демидов Исайя Яковлевич, который тут же арестовал батюшку. Увезли его без суда и следствия. Связи с ним не было, писем не писал, в Мильково не вернулся…»
Священника некоторое время держали в тюрьме. Затем все те же братья Демидовы, исполняя, видимо, приказ сверху, увезли батюшку в лес, где, скорее всего, расстреляли. Во всяком случае, жена о. Павла Зинаида до конца своей жизни ждала мужа, но так и не дождалась.
В 1933 г. сослали семьи Иннокентия и Агафангелав сначала Магадан, а затем в Томск. По дороге в Томск у жены Агафангела — Екатерины Дмитриевны — умер малолетний сын Владимир. По милости Божией позже в этой семье в спецпоселении родилось две дочери: Лидия (1935 г.) и Нина (1939 г.).
В 1941 г. началась Отечественная война и Агафангела, как врага народа, забирая на фронт, отправили в штрафбат. В июне 1942 г. он погиб. В 1949 г. Екатерина Дмитриевна вместе с дочерьми возвратилась в Мильково, где прожила 12 лет.
Тем временем, лишенная своего священника и храма, православная община пос. Мильково продолжала существовать. Верующие собирались по квартирам, а общину возглавил псаломщик Иван Иванович Бобряков. Он совершал службы мирским чином, крестил. По воспоминаниям очевидцев прихожане неоднократно ходили к местным властям, просили вернуть им церковь. Но все бесполезно. Отчаявшись, Иван Иванович написал письмо Сталину с просьбой о разрешении открыть церковь в поселке. Ответа не последовало. После приезда в Мильково жены Агафангела, центр приходской жизни переместился в дом к Ворошиловым. Потомки священника и после его смерти, не боясь репрессий и тюрем, продолжили дело их отца и деда. Их молитвы, молитвы о. Павла не остались Господом неуслышанными…
Мильковский храм за годы советской власти, успевший побывать и клубом, и кинотеатром, школой искусств, несколько раз перестроенный, частично разрушенный, в 1995 г. был все же передан православной общине. Здесь 17 февраля 1995 г. была отслужена первая служба, освятившая молитвой оскверненное здание. Вернулся в Мильково и священник в лице о. Николая. У верующих появилась возможность во всякое время прийти в храм, помолиться, исповедоваться и причаститься.
Молитвами отца Павла и всех новомучеников Российских, настоящих подвижников православия, Господь да укрепит и помилует всех нас.
Протоиерей Михаил Неверов