«Не поминай святого Валентина всуе». Размышления православного священника ко дню «святого Валентина»

Сегодня наша беседа будет посвящена одному очень важному явлению в жизни каждого человека – любви. Оно такое значимое, потому что присутствие или отсутствие любви, правильное или ложное его понимание, избыточное или недостаточное нахождение его, формирует человека совсем по-разному. Разумеется, тема любви актуальна не только в феврале накануне «Дня всех влюбленных», но упустить возможность и не поговорить о любви в эти дни никак нельзя.

Чтобы гармонично войти в тему для начала беседы возьмем общеизвестное событие 14 февраля. Что мы знаем о «Дне святого Валентина»?

Существует ряд легенд, которые более-менее известны подавляющему большинству людей. Основная из них гласит, что римский император Клавдий II Готский, желая сохранить свободу воинов римской империи от семейных обязательств, запретил им вступать в брак. Согласно его пониманию, так они могли сосредоточиться на военной службе и не быть увлеченными в службе женам. Но некий священник Валентин нарушал этот указ, тайно венчая воинов с их избранницами, за что он был взят под стражу и казнен через отсечение головы.

Эта легенда, приписываемая Албану Батлеру, католическому агиографу 18 века, стала основным повествованием, которое позже, стараниями прочих фантазеров на романтические темы, обросла самыми разнообразными дополнениями. Например, о молодом возрасте священника, о его врачебном умении, о его личной неразделенной любви, о записке, которую он написал, о людях, которых обвенчал и так далее.

Но наряду с ними появлялись и новые сказания о жизни и страданиях святого Валентина. Одна из них повествует о том, как однажды святой Валентин во время прогулки встретил молодую пару, которые были в ссоре. По воле Праведника Божьего вокруг юноши и девушки стали кружиться пары белых голубей, чем развеселили их, и, растерявшие свою любовь в ссоре, вновь обрели благое расположение друг к другу.

Другая романтическая сказка о святом Валентине говорит, что Священник имел большой и красивый сад, в котором взращивал розы и ухаживал за голубями. Будучи любвеобильным человеком, он разрешал всем детям, кто этого хотел, играть в его саду. А когда дети возвращались домой, Валентин передавал через детей цветок для их любимых матерей. Когда же Святого заключили в тюрьму, то мысль о том, что детям теперь негде будет играть, приводила его в глубокую печаль. Однажды, пара голубей нашла его темничное окно, и Валентин, узнав своих птиц, привязал ключ от калитки к одному голубю, а к другому письмо, в котором написал «Всем детям, которых я люблю, от вашего Валентина». Таким образом, по мнению народной мысли, появились «валентинки», хотя это неединственная версия.

В этих легендах можно найти много эмоционального основания для празднования «Дня всех влюбленных», а сложившиеся стереотипы пытаются изобразить историческую основу праздника, однако подлинную историю нельзя менять на легенду, пусть даже красивую. Историю нельзя приукрашивать, иначе мы потеряем ее истинное лицо в мишуре и блестках, которые и созданы для того, чтобы обращать на себя большее внимание, отвлекая от настоящего. Но с историей так нельзя. История должна всегда оставаться честной. На самом деле это очень легко сделать, достаточно лишь не становиться историческим визажистом, скрашивающим на свой взгляд несовершенства исторического лица. История красива в своей простоте, точности и понятности.

Одним из самых ярких стереотипных мнений об историчности «Дня святого Валентина» является то, что якобы это христианский праздник, так как Католическая Церковь прославила мученика Валентина и наполнила день его памяти именно таким содержанием, которое теперь повсеместно распространилось. Однако сами Католики внесли абсолютную ясность, дав прямой ответ на вопрос о праздновании «Дня святого Валентина» как «Дня всех влюбленных» в Католической Церкви.

Католический Митрополит Минский и Могилевский Тадеуш Кондрусевич открыто заявил на конференции Католических епископов, что память мученика Валентина в Католической Церкви не носит популярного любовного характера, не является обязательной, и, более того, 14 февраля по григорианскому календарю Католическая Церковь предписывает празднование святых Кирилла и Мефодия, просветителей славян.  А память мученика Валентина совершается лишь там, где это престольный праздник.

Директор Католического медиацентра, католического телевидения «EWTN Украина» Диего Саез Мартин также подчеркивает, что «в Католической Церкви нет традиции дарить подарки на «День святого Валентина» любимому человеку. Дарить подарки любимым можно в любой день года, в том числе и 14 февраля, но это не является литургической, церковной формой празднования дня памяти этого Святого».

Также он отметил, что «Пропаганда, призывающая к дорогим подаркам, к экзотическим поездкам, к безответственным интимным отношениям не имеет никакого отношения к католицизму и к вере как таковой. Это чистая коммерция».

Однако в Католической Церкви есть такие священнослужители, которые работая с молодежью, видят в праздновании «Дня всех влюбленных» 14 февраля возможность через эту сложившуюся в народе романтическую сказку приобщить молодых людей к Церкви. Но такое воззрение на воцерковление осуждается даже самой Католической Церковью, так как они тоже понимают, что нельзя строить дом церковной жизни на песках легенд и околоцерковных баек.

Реальная история самого мученика Валентина, возникновения «Дня всех влюбленных» и его дальнейшее развитие гораздо проще и приземленнее.

В Католическом церковном григорианском календаре 14 февраля, помимо св. Кирилла и Мефодия, действительно вспоминается мученик Валентин, но не один, а даже трое.  Это:

  • Мученик Валентин, епископ Интерамны (сейчас этот город называется Терни, Италия). Он пострадал за Христа в конце II века в Риме. После казни он был погребен около Фламиниевой дороги. Позже его мощи были обретены и отнесены в город, где он был епископом. Там же, в Интерамнах, ему была построена базилика, где с тех пор и хранятся его мощи.
  • Мученик Валентин Римский – самые ранние источники сообщают, что он был священником в Риме и принял мученическую кончину во время гонений на христиан, которое произошло, скорее всего, во второй половине III века. Также есть пометка, что его тело было погребено около Фламиниевой дороги.
  • Мученик Валентин из Северной Африки – о нем нет никаких сведений.

В конце V века Римский Папа Геласий I дополнил официальный церковный календарь именами нескольких святых. В их числе были и нами упомянутые три мученика Валентина, однако сам Папа Геласий весьма четко пояснил основание пополнения этих списков, сказав, что это те святые, которые «справедливо почитаются среди людей, но чьи деяния известны только Богу».

На основе этих исторических данных и Католическая, и Православная Церковь не может принять в церковную традицию «Праздник всех влюбленных» как «День святого Валентина», так как святой Валентин не имеет к влюбленным никакого отношения. И какой бы романтичной и удачной выдуманная история про того или иного святого ни была бы, все же это не правда, а значит не может быть узаконена Церквями.

Однако, существование этого, как мы уже выяснили, народного праздника, во многих странах мира не может остаться незамеченным. Интересно даже то, что 14 февраля как «День всех влюбленных» отмечают такие национальности, которые к христианству либо имеют мало отношения, либо не имеют вообще. Например, японцы усвоили этот праздник всего лишь около 60-ти лет назад, но они его во многом модернизировали. Для них вообще не важна личность святого Валентина, а словосочетания «святой Валентин», «Валентинов День» и подобные комбинации носят исключительно символический характер. Дошло до того, что зачастую 14 февраля в Японии именуется «Днем дарения шоколада» или же «Шоколадным днем», а ключевыми фигурами этого дня являются отнюдь не представительницы прекрасной половины человечества, а мужчины.

В Южной Африке 14 февраля начинают праздновать за неделю до назначенного события. Праздник, разумеется, наполнен своими традициями, к примеру, птицы любви у них, конечно же, не белые голуби, а разноцветные попугаи. Опять же, личность мученика Валентина для африканцев не имеет значения. В этот день их более беспокоит наличие входных билетов для себя и своей половинки на дискотеки, пабы и рестораны, которые заказываются минимум за полгода.

Молодые китайцы тоже отмечают 14 февраля, но этот праздник популярен лишь среди тех, кто еще не сделал окончательного выбора для создания своей семьи. Их популярным способом празднования «Дня влюбленных» является так же, как у многих, поход в кино, ресторан или вечеринку, а местной особенностью стало преподношение денежного дара в размере 520 юаней.

Очевидно, что людям нужен «День всех влюбленных» только потому, что в этот день легче и интереснее выразить свои чувства. И ведь Церковь совсем не возбраняет людям любить, быть любимыми и выражать свои чувства. Просто Церковь, как блюститель нравственности, беспокоится о людях и их духовной и душевной составляющей. Так как именно эти составляющие активнее всего задействованы в поиске своей второй половины. Наша задача не ограничить молодых юношей и девушек от любви, мы пытаемся ограничить их от вреда, ибо своими, зачастую, неумелыми действиями они могут навредить самим себе. Простой пример — мы не даем маленьким детям ножницы до определенного времени не потому, что мы хотим скрыть от детишек полезные свойства этого инструмента. Но как только мы видим, что они достигли определенного уровня развития, то мы сами их учим пользоваться ножницами, и именно «учим», а не просто даем для самостоятельного освоения.

Любви тоже нужно учиться. Вот влюбленности учиться не нужно. Влюбленность – это комплекс чувств, который может с легкостью дуновения весеннего ветерка опрокинуть все рациональные барьеры самого расчетливого человека.  И этот влюбленный какое-то время, оказывая всевозможные знаки внимания, будет удивлять своей настойчивостью и изобретательностью в деле заполучения взаимного расположения того человека, к которому питает эти чувства. Это радостный период в жизни человека, но и он таит в себе потенциальную опасность.

Зачем же нам влюбленность, если это опасно? Ответ прост. Думаю, Вы и сами догадаетесь, если подумаете, зачем человеку чувство голода или, например, чувство боли. Если бы человек не чувствовал голод, то он бы, увлекшись каким-либо занятием, просто бы умер от истощения сил. Господь этого не хочет, поэтому научил человека чувствовать голод. А боль? Боль обращает наше внимание на опасность и заставляет нас принять скорейшее действие на изменение ситуации в безопасную для нас сторону. Так и влюбленность. Редкий человек, находясь в здравом уме, захочет отказаться от свитого родителями уютного гнезда и взять на себя все обязанности по созданию своей семьи, заботе о ней, финансовому обеспечению. Но семейная жизнь не состоит только из этих трудностей. В ней много и прекрасных моментов, однако, они доступны только при наличии любви между мужем и женой. Клайв Стейплс Льюис – писатель, поэт, преподаватель, ученый и богослов – сравнивает влюбленность с автомобильным стартером, который подает достаточно большой заряд электрического тока, чтобы двигатель заработал. Значит и человек нуждается в неком «стартере» для того, чтобы найти свое счастье, а не греться у чужого огня, пока разрешают.

Народу или точнее целой национальности это понятно, поэтому национальная культура старается развить и поддерживать добрые традиции и праздники. Так и праздники становятся таким «стартером» для начинания отношений. В каждой развитой культуре мы можем без труда найти праздники, посвященные любви. Подчеркиваю, не влюбленности, а тому, что выше, ценнее и, поэтому, сложнее влюбленности.

Например, в Южной Африке есть и свой национальный день семьи. В Индии вообще много традиционных праздников, связанных с любовью и семейными ценностями. В Китае и Японии есть праздник, именуемый Циси, он же по-японски — Танабата, который является аналогом дня всех влюбленных, но он носит исключительно национальный характер, поэтому с большой радостью отмечается азиатами и не распространяется на другие культуры.

В России тоже есть традиционные праздники любви. Таким праздником является 8 июля – «День семьи, любви и верности». Этот День имеет твердое историческое обоснование и отмечался на нашей Родине уже 789 раз. Связан он с почитанием святых Петра и Февронии, память которых приходится на 8 июля. Они своей жизнью и любовью друг к другу стали образцом для тех, в чьей жизни любовь занимает не последнее место.

Русская православная традиция не предлагает и не придумывает какую-либо атрибутику для празднования этого дня, так как форма его празднования и без этого вполне ясна. Святые – это наши наставники, помощники и друзья. Их можно сравнить с учителями в школах: учителей много, и они все разные.  То же самое мы можем сказать и про святых. Но всех учителей объединяет любовь к знаниям и любовь к людям. Также и святых объединяет любовь к Богу и любовь к людям. Когда в нашей жизни возникает тот или иной научный вопрос, то мы идем к преподавателю конкретной дисциплины и ждем от него ответа. Все они обращаются к единому научному опыту людей всей истории человечества, но каждый из преподавателей употреблял свое время и усилия в одном направлении, в котором и преуспел. Так и святые. Каждый святой прожил свою личную жизнь и преуспел в какой-либо добродетели. Но все они черпали силы для духовного и нравственного развития из одного источника – Бога. Поэтому вполне логично обращаться к святым Петру и Февронии, как к опытным людям в семейной жизни, с просьбами о помощи в устройстве своей семьи. Они же, в свою очередь, вместе с нами обратятся к Источнику всех благ – Господу. Таким способом мы и найдем ключи к решению наших задач.

Вот поэтому любящие и любимые в «День семьи, любви и верности» делают больший акцент в праздновании на молитвенном участии в богослужении. Конечно, просить заботы у Господа о своих любимых нужно всегда, но 8 июля, когда вся обстановка дня преисполнена духом любви, то и такая молитва идет проще и насыщенней. Дарение подарков и организация романтических вечеров Церковью никак не регламентируется, потому что это уже личное дело каждого человека и его семьи.

Мне трудно судить о популярности «Дня семьи, любви и верности», так как последние 10 лет я учился. Подобные праздники, обычно, проходили у меня очень просто, а общественными мероприятиями этих дней я и вовсе не интересовался, потому что и мысли не было о принятии в них участия.

К тому же, по моему мнению, семья, любовь и верность – это понятия не одного дня и даже не одного периода. Этим понятиям присуще постоянство. Думаю, что нельзя прожить один день в семье и считаться членом этой семьи, нельзя и любить один день, ну а верность на один день, и не называют верностью. Мне кажется, что «День семьи, любви и верности» должен быть некоторым оценочным пунктом всей прожитой жизни в целом и каждого года в частности. Празднование «Дня всех влюбленных» гораздо проще. На денек отдался эмоциональному порыву влюбленности, написал «валентинку», подарил цветочек и все.

Психолог Саратовский С.В., основываясь на своем опыте психологического консультирования семей, считает, что «День влюбленных» популярнее «Дня семьи, любви и верности» потому, что современная семья забывает о принципах любви и взаимоуважения. Конечно, семья, в которой нет любви, верности, да и семьей она называется только потому, что так принято, не может праздновать такие праздники, так как она сама не находит соответствия своей жизни этим праздникам. Таким семьям нечего праздновать. Но Саратовский указывает и на вторую причину, которая даже хуже первой. «Ребенок, не получивший в детстве достаточного внимания и заботы со стороны взрослых, и сам впоследствии не сможет дарить свою любовь другим», так как «…передача любви другим во многом зависит от приобретенного еще в детстве опыта». Проще говоря, если не научить ребенка писать, то, с большой долей вероятности, можно сказать, что он и не будет писать. Но если и научится сам писать, то вероятность того, что он будет писать правильно и красиво, так ничтожно мала, что и говорить о ней не приходится.

Этими словами лучше, конечно, обращаться к старшему поколению, нежели к младшему. Но все мы учимся любви, кто-то быстрее, кто-то медленнее, кому-то повезло иметь перед глазами достойный образец любви, а кому-то приходится искать эти примеры. На одной встрече всего не расскажешь, но моя задача и не состоит в том, чтобы сейчас научить вас правильному пониманию любви. Но если после нашей встречи вы станете более предусмотрительными и осторожными в деле любви, то я буду считать, что моя задача выполнена.

Проявлений влюбленности или любви очень много, но не все они положительно результативны. И чтобы не навредить ни себе, ни другим, нужно помнить правило, данное нам нашими мудрыми предками: «семь раз отмерь, один отрежь».

Иерей Борис Мурзин