«Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. И сохранить эти ориентиры возможно лишь там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре к культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Ценности личности, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника» — такую мысль выразила одна из преподавателей Камчатских школ на собрании, посвященном курсу «Истоки».
Утрата национального самосознания и как следствие утрата человеком жизненных ориентиров одна из основных проблем современного российского общества. Не по этой ли причине многие молодые Россияне не могут найти себя? Для решения этих проблем в стандарт образования был введен обязательный курс по духовно-нравственному воспитанию. Одной из таких программ является «Истоки». Что включает в себя этот курс, в чем его особенности, и в чем заключается разница между церковным и духовно-нравственным воспитанием. Об этом мы побеседовали с отцом Александром Овчинниковым, руководителем отдела образования и катехизации Петропавловской и Камчатской епархии.
Отец Александр, расскажите, почему среди множества курсов для духовно-нравственного воспитания школьников был выбран курс «Истоки»?
Это курс для камчатских педагогов не новый. Семинары по преподаванию «Истоков» мы проводили еще в 1999 году. В сентябре 2011 года состоялась встреча представителей Петропавловской и Камчатской епархии с учителями. Многие учителя говорили о том, что Основы Православной Культуры в школах преподаются в недостаточном объеме. Одна из присутствовавших на встрече преподавателей упомянула программу «Истоки».
Владыка Артемий просил подробнее узнать об этой программе, а также о существующих программах по духовно-нравственному воспитанию. «Истоки» это программа, которая работает уже довольно давно. Она охватывает и детские сады, и младших школьников, и среднюю и старшую школу. Есть также учебники по курсу истоки для училищ и средних учебных заведений. Всего в курсе истоки около ста книг.
Давайте разберемся «Истоки» — это церковный предмет? Почему в таком случае эту программу вводят в светских школах?
Предмет «Истоки» к Церкви имеет очень далекое отношение, но он связан с русской культурой, а поэтому связан с Православием. Он более 15 лет преподается в большинстве областей России и устраивает как светских педагогов, так и церковных людей. Это предмет, который являясь в своей основе православным, не отпугивает неверующую публику. Вместе с тем «Истоки» является тем предметом, который передает русскую культуру, русское мышление, русскую нравственность, связанную с православием. Пусть даже не в церковных категориях и терминах. Церковность это уже другой этап. Только когда человек восходит до степени обычной нравственности с ним можно говорить о церковности. Когда мы говорим о школе, мы, к сожалению, не говорим о церковном окормлении людей. Мы говорим о базовых понятиях нравственности и культуры, которые являются очевидными, но почему-то зачастую их не понимают, не знают и не ценят.
В чем заключается уникальность программы «Истоки»?
Специфика программы заключается в том, что курс не только имеет прямое отношение к русской культуре и русской нравственной традиции, но и выстроен таким образом, что не вызывает разногласий между учениками.
Главная идея этого направления — наши исконные традиции, которые связаны с укладом жизни русского человека, начиная с самых древних времен. Знакомясь с курсом, школьник встречает образы, с которыми человек знаком с самых ранних лет своей жизни. Это образы из детских сказок, колыбельных песен. Это тот громадный пласт, который передает ребенку культуру, начиная с самого детства. К сожалению, с активной глобализацией нашего общества эти традиции утрачиваются. А ведь сказки и песни не были развлечением. Они служили для духовно-нравственного воспитания ребенка. Этот пласт культуры сегодня заменяется западным суррогатом, который не является заменителем нашей родной культуры, а скорее ложной подменой.
В чем же опасность этой подмены?
Жизнь народа попросту встанет на другие рельсы и может оказаться так, что русскому государству нет места в мировой истории. Наш народ умирает духовно, потому, как теряет традиционные основы жизни. Если князь Владимир при помощи Православия пытался славянские племена объединить в русское государство, русский народ, то сегодня, с утратой людьми веры православной в обществе происходит раскол. Это может привести к тому, что распадется территория, и ее займут народы, которые лучше сохранили традиционные основы своей культуры.
Значит ли это, что людей необходимо со школьной скамьи в обязательном порядке приобщать к Церкви?
Очень часто люди путают духовно-нравственное просвещение с проповедью, неким заманиванием людей в Церковь. А ведь это не так. Задача курса вовсе не расширить круги верующих. Задача курса заложить нравственные основы жизни, не имея которых человек становится в своей стране жителем заграницы в худшем смысле этого слова. Иначе говоря, питаясь худшими образцами западной культуры, которые активно навязывают СМИ, человек теряет связь с живой культурой своей Родины, теряет индивидуальность, становится безликим жителем планеты.
Наверняка возникали сложности и недопонимания, связанные с введением этого предмета в школьную программу?
Предмет вызвал возражения у некоторых педагогов. Были и такие, которые говорили, что предмет с названием «Основы православной культуры» не может преподаваться в светской школе. Но ведь история России Православной не является искажением светскости в школе. На данный момент президент уже подписал указ о том, что в обязательную программу общеобразовательных школ будет введен предмет «Основы православной культуры».
Заниматься церковным воспитанием в общеобразовательной школе практически невозможно. Это сложно делать и в воскресной школе. Люди воспитываются в религиозном отношении только в семье.
Но все же определенная связь с Церковью у «Истоков» есть?
Нравственность связана с Церковью. К сожалению сегодня не все это понимают. И это непонимание позволяет успешно работать американизированным программам.
Слушатели «Истоков» не обязательно станут прихожанами наших храмов. Путь человека в Церковь – это индивидуальный путь, а не путь массовой культуры. Мы же с Вами говорим о нравственности, о том, что Церковь связана с нравственностью и культурой. Культ и культура слова однокоренные, и когда из общества удаляется Церковь это, на мой взгляд, неправильно.
Какое участие принимает епархия во внедрении этой программы в школах?
Мы проводили семинары по преподаванию истоков. В них приняли участие18 педагогов из Петропавловска.
30 детских садов поддержали программу «Истоки». Мы со своей стороны это начинание всячески поддерживаем, предоставляем литературу.
В программе школьного образования есть часы для духовно-нравственного воспитания. Программа Истоки на наш взгляд идеально подходит, чтобы заполнить эту нишу. Есть и другие программы, как например «Все цвета кроме черного». Но они, как правило, имеют очень посредственное отношение к православной культуре и русской культуре вообще. Соответственно и результативность таких программ очень мала. Школьники очень весело и интересно проводят время на этих занятиях, но не впитывают того, что должны получить из этого курса.
Почему в Петропавловске «Истоки» преподают пока только в четырех школах, а в Елизово практически во всех?
Это произошло с подачи начальника образования Елизовского района. Педагоги, как люди государственной системы должны смотреть на начальство. И это правильно. Директор может ввести определенный курс в своей школе, но эта идея может не иметь поддержки и одобрения со стороны начальства. Поэтому в Петропавловске пока происходит осторожное выжидание. Никаких распоряжений по «Истокам» не было. И включая этот предмет в учебный план, директор берет ответственность на себя.
Глава образования Елизовского района сам предложил для школ программу «Истоки» и люди это приняли. Мы надеемся, что Елизовский опыт станет показательным для Петропавловска и для Камчатки в целом. Уже сейчас среди некоторых педагогов возникает недоумение – «Почему у них есть, а у нас нет». Интерес к программе есть, задача Церкви объяснить, почему этот курс важен и нужен.
Нужно сказать, что Елизово это православный островок на Камчатке. Там и ОПК изучают 70 процентов школьников, и работа с Церковью ведется во всех школах, регулярно проходят классные часы со священниками.
Как принимают программу сами педагоги?
По-разному. Очень большую роль здесь играет благословение епископа, потому что оно имеет сакральную силу. Когда епископ благословляет какое-то дело или проект, то силой Божией все в жизнь реализуется и работает, хотя может быть и не сразу. Поэтому любое дело, которое связано с Церковью нужно обязательно делать с благословения епископа.
И Владыка не просто говорит и благословляет. Он помогает и делом. В прошедшем году мы закупили учебников почти на полмиллиона.
Как обстоят дела с духовно-нравственным воспитанием в других районах Камчатки?
На периферии отношение к православию более теплое, чем в Петропавловске. В районах мы ведем переговоры о преподавании ОПК, но, к сожалению пока серьезно не выносили работу по «Истокам».
Возможно ли что в ближайшем будущем «Истоки» будут преподавать во всех школах Камчатки?
Уже сегодня и педагоги, и родители замечают, что в школы, где начинают преподавать «Истоки» сами собой стекаются и необходимое техническое обеспечение, и материальные средства. Повышается нравственный уровень учеников и успеваемость.
В федеральном стандарте предусмотрены часы для духовно-нравственного воспитания, вопрос только в том, чтобы поставить эти часы на свое место. Конечно, возникает ряд проблем с педагогами. Это и боязнь неодобрения со стороны начальствующих, и зачастую нежелание предпринимать встречные шаги. Но мы надеемся, что Елизовский опыт даст свои плоды.
Беседовала Ива КАЗАНЦЕВА