Молитвенное шествие по водам. Интервью с протоиереем Евгением Старцевым

В 2011 году по благословению митрополита Иркутского и Ангарского Вадима начался удивительный крестный ход. Осуществляется он морским путем на парусной яхте и проходит по местам служения митрополита Московского и Коломенского, просветителя Сибири и Америки, святителя Иннокентия (Вениаминова). Первый этап уже завершился. Участники крестного хода на яхте «Святитель Иннокентий» прошли по маршруту Петропавловск-Камчатский – Командорские острова – Петропавловск-Камчатский. Недавно  из Петропавловска-Камчатского стартовал второй этап. К 18 сентября мореплаватели планируют дойти до порта Доч-Хабор. Всего этапов будет пять. Окончание экспедиции запланировано на 2015 год.

«Жизнь в церкви может быть полной и интересной и мы сами должны попытаться сделать ее таковой» — считает один из участников крестного хода настоятель Михаило-Архангельского Харлампиевского храма  протоиерей Евгениий Старцев. Мы встретились с ним, чтобы поговорить о пути человека к вере, русском следе в Америке, и конечно же, самой экспедиции.

Отец Евгений, расскажите как возникла идея этой экспедиции?

Экспедицию мы задумали 3 года назад. Первоначальной целью ее был Форт Росс и Сан-Францисско. Ведь в 2012 году исполняется 200 лет Форт-Росс, Русско-Американской кампании. Изначально мы думали, что дойдем до Форта Росс и вернемся во Владивосток. Но по мере  погружения в эту тему нам стало понятно, что ограничивать себя только Сан-Францисско значит недосказать всего. И расставаться с этой темой в 2012 году совсем не хотелось, тем более что приобщиться к экспедиции пожелало множество людей со всей России. Темой заинтересовался и институт русской истории.

И мне лично все это чрезвычайно близко. Я служу настоятелем в Михаило-Архангельском Харлампиевском храме в городе Иркутске, это один из старых храмов нашего города. Из тех, что строились во время освоения русскими людьми северо-востока империи. И храм как раз построен на средства тех, кто трудился в русской Америке. Емелиан Югов — первостроитель храма погиб на Командорских островах, Григорий Шелихов – основатель русско-американской кампании и строитель Форта Росс, куда мы направляемся ныне, был прихожанином, жертвователем нашего храма. Выходит, что с нашим храмом связана вся история основания этих территорий, приобщения ее к нашей великой стране со всеми народами, которые там проживали. Поэтому интерес наш к этим людям, этим землям вовсе не праздный. Ведь чтобы понять, что двигало первостроителями нашей церкви, мы должны увидеть эти земли, мы должны понять, что это за территории. И конечно необходимо поклонится  подвигу и трудам Иннокентия Вениаминова, вспомнить его имя. И мы должны посвятить ему свое молитвенное шествие по водам.

Экспедиция состоит из ряда этапов и продлится до 2015 года. Наверняка были и сложности в организации такого масштабного предприятия?

Собственно серьезных препятствий не было. Обстоятельства сложились чудным образом, промыслительно. Мы начали задумывать экспедицию. Наши благодетели приобрели нам яхту, и сказали — плывите, если хотите. И в прошлом году мы совершили первую часть своей экспедиции, посетив Командорские острова на которых святитель Иннокентий был всего единожды.

Мы были озадачены поисками места стоянки Емелиана Югова. К сожалению, нам не удалось найти место, где он погребен. Но место где он стоял нам известно.

Как будет проходить экспедиция? Каков ее маршрут?

Мы предполагаем, что экспедиция должна закончится в 2015 году в Санкт-Петербурге, то есть мы должны пройти тем путем, которым прошел в 1841 году святитель Иннокентий — из Ситки в Санкт-Петербург.

Но естественно, что это не просто путешествия под парусами на небольшом корабле. Эта экспедиция в себя включает и очень серьезную научную часть. И мы хотим предложить молодежи, и всем кто интересуется историей, прежде всего самим попытаться ее понять. Ту ее часть, о которой мы говорим – историю русской  Америки.

Каким же образом?

Мы в сотрудничестве с институтом русской истории Российской академии наук осуществляем исследования в этой области. В марте мы провели большую конференцию в Иркутске. Она так и называлась «Сибирь и русская Америка». И это не случайно, ведь штаб-квартира русско-американской компании находилась в Иркутске, а главными ее акционерами были иркутяне.

Помимо того экспедиция открыта для всех кто хочет в ней участвовать. И присоединиться к нам можно на любом из этапов. Мы бы хотели, чтобы к нашей экспедиции присоединились разные люди. Они вовсе не обязательно должны быть людьми обеспеченными или быть научными работниками или священнослужителями.

Каковы же тогда критерии отбора?

Никакого особенного отбора нет. Господь все управит. Среди членов нашей команды мы хотим видеть людей верующих, понимающих смысл нашего дела.

Давайте вернемся к разговору о святителе Иннокентии. Наверное, сегодня сложно понять, почему так важно было пройти этот опасный морской путь и приобщить к вере людей, живущих на тех территориях?

Православный человек, он ведь просвещен светом истины и ему известно, для чего предназначены люди. И ему естественно заботится о тех, кто этим светом пока еще не просвещен. Церковь православная всегда организовывала миссии, всегда старалась предложить народам, которые еще духом истины не дышат коснуться этой правды, приобщится к ней. И труды для этого прилагались немалые.

Святитель Иннокентий Вениаминов духом святым водимый отправился на Командорские острова. Ведь как еще можно объяснить его желание служить в столь суровых местах? Чем, какими рациональными побуждениями? Как можно было заставить человека с семьей ехать в те места, где как ему живописали сотрудники русско-американской кампании, прихожане во время службы едва не примерзали к земле. Очевидно, его умилил такой рассказ, и эти люди были ему интересны. И он не просто желал  просветить их знанием о Боге. Он желал этим людям Царствия Небесного.

Народы русской Америки приобщились к мировой культуре через русскую культуру. Если бы русские люди не спасли их в те далекие времена, эти цивилизации могли бы погибнуть – бесследно исчезнуть с лица земли. Так многие цивилизации ушли не оставив следа своего существования. Причина в том, что они не были приобщены к Богу через великие культуры. Русская культура была спасительна – она предлагала народам выжить. И вовсе никто не собирался их насильно крестить, как это позволяли себе католики в той же Америке. Никто не собирался лишать их культурных основ жизни. Но при этом им предлагалось жить той жизнью, которая будет для них спасительна. И на это было положено немало сил. Не всегда это было гладко, не всегда русские люди вели себя благочестиво. Порой промышленники позволяли себе и грабеж и убийства и различные бесчинства. И встречали в связи с этим сопротивление, в том числе вооруженное. Но это жизнь, это люди. И я ни в коем случае не оправдываю русских людей, которые позволяли себе это. Но были такие, как Герман Аляскинский и такие как святитель Иннокентий, и они любовью своею покрыли все. Любовь, христианская любовь к людям покрыла бесчинства.

А что же ведет в русскую Америку Вас?

Русская Америка это вовсе не глобализированная, стереотипная Америка укоренившаяся в нашем сознании.

Представляете, страна, которая заключает в себе всеподавляющиее начало имеет в своей территории это абсолютно феноменальное образование. Почему? Да потому что религиозный фактор решает это. Русская Америка торжествует отдельно. Потому что стоит в вере. И ничего здесь нельзя изменить. Потому что эта территория освещена Духом Божьим через тех людей, которые туда приехали. И это наша с вами территория. Потому что это наше с вами наследство. Пусть сегодня это не наш протекторат. Но что поделать, история так сложилась. Но мы не претендуем на то чтобы переобустроить эти границы, это не наше дело. Но там дух наш, православное начало и меня это очень интересует. Я просто должен увидеть это своими глазами. Чтобы потом  рассказывать об этом всем, в том числе совсем молодым людям, детям, которых в нашем храме большинство.

Как Вы готовились к экспедиции? Людям мирским сложно представить себе священника, занимающегося физическими упражнениями. Но ведь для такой серьезной экспедиции необходима серьезная физическая подготовка. Не мешал ли Вам сан, обязанности священнослужителя в этом?

Вовсе нет. Для того чтобы подготовиться к экспедиции мне пришлось много трудится. Мне ведь уже знаете не 25 лет. И я должен был быть готовым вытерпеть все нагрузки связанные с экспедицией.

Нас Господь прислал на землю не для того чтобы скорбеть, но и радоваться тоже. Создавать семьи, учиться жить в этих семьях, ценить прекрасное, терпеть боль, служить отечеству. От этих проблем, от этих сложнейших задач в нашей жизни мы никуда не уйдем. И мы не можем позволить себе сделать вид –что все физическое нам чуждо.

При нашем приходе работают казачий станец, национальная организация витязей. Хочу сказать, что в церкви могут развиваться любые жанры, кроме грешного и скучного. Основа всего молитва, основа всего общение с Богом, духовная жизнь она продолжается в нашем стремлении обустроить эту жизнь, наполнить ее радостью от этой земной жизни.

Как Вы будете использовать опыт, накопленный Вами в экспедиции? Что останется, когда закончится экспедиция?

Экспедиция будет продолжаться. И должна остаться в сердцах и умах людей, которые к ней приобщены. Есть ведь и научная, и творческая и если хотите романтическая часть этой экспедиции. Кто-то примет участие в походе, кто-то сочувственно поможет нам средствами в ее организации, а мы потом расскажем всем кто будет нас слушать, что же это за русская Америка такая. Сыновья мои, Бог даст, сохранят в силу своего участия в этом всем в себе этот порыв это начало которое влекло и влечет русских людей в те пределы. Ведь я не думаю, что это был только коммерческий интерес. Можно было делать бизнес и не выходя из собственных лавок. Не нужно было так рисковать и отправляться так далеко. И не смотря на риск, что-то влекло туда людей. И это влечение к простору к горизонту русским людям Господь вложив в сердце. Эта экспедиция дарит нам такую чудесную возможность прикоснуться к нашим истокам, почувствовать то стремление, которое ощущали наши предки – первопроходцы русской Америки.

Вы слышали об отце Вечаславе Ревенке, который уже не первый год подряд участвует в традиционных гонках на собачьих упряжках Берингия?

Да. Такие люди это прекрасный пример, того что мы не выгораживаем себя в этом обществе, не загоняем себя в церковные резервации с каменными оградами, желая спрятаться от мира. Не в оранжереях растим мы наш дух. Если мир идет на нас, мы должны идти на мир. Мы не должны от этого отстранятся. Если глобализация накатывается на нас мы не должны бежать от этой глобализации в леса темные. Мы должны  развернуться к ней лицом и биться насколько хватит сил.

Беседовала Ива Казанцева

 

 

Метки: