Председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий в интервью «Российской газете» ответил на вопросы по поводу введения в российских школах с 1 сентября этого года «Основ религиозных культур и светской этики».
— Владыка, на изучение «Основ…» отводится 34 часа. Можно ли за это время младшекласснику освоить предмет?
— Хотел бы уточнить: из них четыре часа — вступительные уроки. Я думаю, за 30 часов изучить основы религиозной культуры невозможно. Ведь это не только история религии, но изучение культуры и даже нравственное воспитание. Поэтому я выступаю за последовательность курса. Нужно вернуться к изучению основ религиозных культур, например, в 7-м классе, когда школьником получен достаточный багаж знаний. Когда он может выстроить систему взаимосвязи предмета с другими предметами. А потом еще в 10-м классе: в этом возрасте подросток начинает по-другому воспринимать окружающий мир, серьезно размышлять, философствовать. Понимаю, что это непросто.
— А оценки по новому предмету ставить не будут?
— Межведомственный координационный совет отдал это решение на усмотрение преподавателя. В конце концов, знания, которые получают дети, не ради отметки.
— Вы возглавляли Представительство Патриарха Московского в США. Как там решаются такие вопросы?
— В Америке вообще все вопросы с религией решаются намного проще. Религию преподают в школах. Каждый выбирает, что хочет, или вообще не выбирает. И в религиозную жизнь людей светское государство не вмешивается.
— Когда 1 сентября дети придут в школу, у них уже будут учебники и преподаватели по новому предмету?
— Обязательно. В третьих классах было проведено анкетирование и выбран тот или иной модуль. В соответствии с этим выстраивался заказ на учебные пособия, которые должны поступить в течение лета.
— И каковы результаты анкетирования? Что предпочли школьники?
— Там, где традиционно православный регион, свыше 70% учащихся выбрали Основы православной культуры. Где больше мусульман, выбирают Основы исламской культуры. Мы совершенно спокойно к этому относимся. В республиках на Северном Кавказе этот предмет тоже вводится. Чечня на 99 процентов выбрала модуль по исламу.
— Будет ли Церковь участвовать в подготовке учителей, и должен ли быть преподаватель верующим?
— Если учитель будет верующим, ничего плохого в этом нет. Учитель должен не только обладать знаниями, но и уметь более доходчиво донести их до учеников. Он должен более глубоко знать традиции и просто любить свой предмет. Я не сторонник того, чтобы священник преподавал в школе, для этого нужно обладать профессиональными знаниями. Но преподаватели, конечно, будут общаться со священнослужителями. Задача последних — не стремиться на школьные кафедры, а помочь учителю с дополнительным материалом, рассказом о хрестоматийных событиях, разъяснениями.
— Еще мнение: почему бы не объединить религии и этику в один предмет, чтобы дети изучали все основные конфессии нашей страны, а не только «свою»?
— Вряд ли это правильный подход. Как дети изучают литературу? Сначала они читают народные сказки, потом русскую классику. А затем приходит черед зарубежной, мировой литературы. То же и с религией. Нужна последовательность, чтобы не создавалась в головах у четвероклашек этакая каша религиозная. Кроме отвращения вообще к изучению религиозной культуры, такая мешанина ничего не принесет.
— А не слишком ли надуманный предмет, например, светская этика?
— Многие родители до сих пор путают этику с этикетом и думают, что на уроках светской этики детей будут учить, как держать вилку и нож за столом. Лучше всего о предмете светской этики сказал Святейший Патриарх: светская этика — это обезбоженная нравственность. Вот насколько можно представить себе нравственность без религиозной основы, настолько можно говорить о светской этике. Если же говорить о самом учебнике по этому предмету, то это наиболее неудачный из учебников, написанных для детей.
Беседовала Л. Ионова
По материалам Патриархия.ру