В Воскресение, 9 числа, в Кафедральном соборе г. Петропавловск-Камчатского были отслужены молебен Торжества Православия после Божественной литургии и чин Пассии во время вечернего Богослужения.
Божественную литургию и молебен Торжества Православия возглавил Его Преосвященство епископ Петропавловский и Камчатский Артемий. Владыке сослужили: настоятель Кафедрального собора в честь святой Живоначальной Троицы протоиерей Алексей Апатов, секретарь Петропавловской и Камчатской епархии иеромонах Матфей (Копылов) и духовенство собора.
Празднуя день Торжества Православия, мы должны помнить, что мы празднуем Божию победу, победу истины, победу Христову над всеми слабостями человеческого уразумения. Это не торжество нас, православных, над другими вероисповеданиями и другими людьми; это победа Божия над нами и, через нас, сколько ни есть в нас света, над другими.
Сам праздник — Торжество Православия — появился 3 марта 843 года, в первое воскресенье Великого Поста, когда царица Феодора собрала иерархов Церкви и исповедников иконопочитания, низложила иконоборческого патриарха Иоанна Грамматика и восстановила решения VII Вселенского собора, определившего почитать святые иконы. Вот как об этом говорит синаксарь Торжества Православия:
«Были восстановлены святые и досточтимые иконы через избранных святых мужей, и проповедали о благочестивых и православных, и отвергли и предали проклятью нечестивых противников, не принимающих святых икон. И тогда сии исповедники определили, чтобы этот священный праздник был ежегодным, чтобы мы не впали в такое же злочестие».
Триумф, победа, праздник — этими понятиями переводится слово «торжество» на европейские языки, и все они составляют общее понятие слова торжества. Победу Церковь одерживает над врагами не из плоти и крови, а над духовными врагами. Враг человеческий подталкивает отдельных членов Церкви к введению чуждых учений, опирающихся на личные убеждения и мнимые вдохновения свыше. Суть победы лежала и лежит всегда в том, что Церковь распознает и отвергает возникающие в ее недрах лжехристианские учения. Церковь вновь и вновь открывает истину, что, собственно, заповедано ей Господом: «…и врата ада не одолеют ее» (Мф 16:18). Но это стояние за истину стоит многого. Оно приносит с собой времена долгих преследований православных. Примером может служить борьба с арианством и иконоборчеством, которая потребовала от отдельных подвижников подлинной жертвенности.
Чин анафемы в день Торжества Православия хорошо показывает его смысл. В этот день Церковь празднует то, что Господь сподобил ее очиститься от ересей. Господь испытывает нашу совесть для того, чтобы мы могли различить, что является истинным христианством, а что ересью. Чин заключается не в получении удовлетворения от уничтожения инакомыслящих или ликования о том, что православные численно преобладают в наших многонациональных обществах. Подобные представления мотивированы, скорее всего, мирскими и политическими убеждениями людей, стремящихся к власти или склонных к национализму, который видит свой идеал в этнической чистоте.
Многим понятие «ересь» представляется слишком резким, поэтому в настоящее время хотят от него отказаться, потому что само это слово становится непонятным и пугающим для современных верующих. При этом чин праздника ясен: анафематствования отлучают лжеучителей от Церкви и разоблачают лжеучения как ересь, чтобы предостеречь христиан от того, что апостол Павел пишет во втором послании к Коринфянам: «Ибо мы не повреждаем слова Божия, как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе» (2 Кор 2:17). В любой ереси слово Божие поверяется человеческим разумом, изобилует вольными измышлениями и выдумками с определенной целью — воспитывать человека в русле определенной идеологии. Когда еретическое учение укореняется и становится частью предания определенной христианской общины, то слово Божие уже не обладает в ней целительной силой и становится причиной духовной болезни. Все христианские конфессии вне Православия — от католицизма и протестантизма до бесчисленных отколовшихся от него сектантских деноминаций — приспосабливали отчасти слово Божие к своим учениям.
Так же, в воскресение вечером, за вечерним богослужением был отслужен чин Пассии.
Вечернее богослужение совершал настоятель Кафедрального собора в честь Святой Живоначальной Троицы. Ему сослужили: секретарь Петропавловской и Камчатской епархии иеромонах Матфей (Копылов), духовенство собора и епархиального мужского монастыря.
Пассия – (лат. «страдание») – особое богослужебное последование, совершаемое Великим постом в воскресные дни вечером, на котором читаются тексты Евангелия, повествующие о страданиях Христа.
Эта самая поздняя по времени возникновения православная служба была составлена в середине XVII века митрополитом Киевским Петром (Могилой), создателем многих литургических форм.
Последование пассии бывает 4 раза в год (по числу евангелистов): во второе, третье, четвертое и пятое воскресенья (или пятницы) Великого Поста, по вечерам. За каждой пассией прочитываются евангельские повествования о страданиях Христа: на первой – 26 и 27 главы от Матфея, на второй – 14 и 15 от Марка, на третьей – 22 и 23 от Луки, на четвертой – 18 и 19 от Иоанна. По традиции во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажженными свечами в руках.
В конце службы все верующие с благоговением подходят поклониться перед Распятием, Крестом Христовым, который на пассии выносится на середину храма.
Пассия, как молитвенное памятование о страданиях Спасителя, предваряющее несколько раз в течение Великого поста священные воспоминания Великой Пятницы, вместе со всеми другими церковными Богослужениями ведёт нас через поприще Святой Четыредесятницы к седмице Страстей Христовых и Его Славному Воскресению.
Информационный отдел епархии