Как камчатские пономари на Москву ходили… Часть 1

9 часов в воздухе. Под ногами — твердая земля. На лицах — улыбки радости.

Почти уже три года Владыка Артемий совершает свое служение на Петропавловской и Камчатской кафедре. Незаменимыми его помощниками во время богослужения являются отроки-алтарники. Они встречают епископа перед началом службы, выносят священное облачение, участвуют в великом и малом входе с репидами, стоят по левую и правую стороны Царских врат со свечей и жезлом и просто участвуют в уборке алтаря и подготовке храма к службе.  В награду за усердные труды Владыка подарил ребятам поездку по святым местам г. Москвы.

Поездка состоялась 21-28 марта во время весенних школьных каникул. Данная заметка составлена на основе впечатлений ребят о поездке и наполнена ими же сделанными фотографиями.

Подготовка к поездке началась задолго до отправления: был тщательно проработан маршрут, согласованы места ночлега, куплены авиабилеты.

Молебен «о путешествующих». Кафедральный собор г. Петропавловск-Камчатский.

Как и всякое доброе дело, наше путешествие началось с молитвы. Собравшись вместе в храме, мы  приняли участие в молебне о «Путешествующих». На этом молебне читается отрывок из книги «Деяний» о том, как апостол Филипп, по внушению Святого Духа просветил светом Крещения  возвращавшегося из путешествия слугу царицы Кандакийской. Служивший молебен священник пожелал, чтобы и наше путешествие послужило к нашей пользе душевной. Немного пообедав, мы отправились в аэропорт. Вот как описал наш путь до Троице-Сергиевой лавры Потанин Никита.

Потанин Никита

«7 человек в Ниву» и о.Александр Овчинников

«Наконец настал день вылета в Москву. В аэропорту мы узнали, что самолет задержали на час, но эта новость не испортила нашего настроения. С Божией помощью мы с братией сели в самолет и благополучно взлетели. Полет до Москвы оказался для всех долгим и изнурительным,  однако были и свои плюсы. Например, еда была достаточно вкусной и сытной, а главное – постной. Персонал самолета также оставил хорошее впечатление. Спустя 8 ч. 40 мин. наш самолет приземлился в аэропорту г. Москвы – «Домодедово». А уже потом началось все самое интересно. В течение всего путешествия Москва радовала нас теплым весенним солнцем и начинающейся зеленью. Мы планировали ехать в Троице-Сергиеву лавру. На электричке мы добрались до остановки «Сергиев Посад». Здесь нас встретил о. Александр Овчинников.   Чудесным образом все семь участников путешествия вместе со скарбом поместились в батюшкину «Ниву» и поехали. Однако, видимо не ожидая такой нагрузки, проехав 100 метров, наша машина заглохла. Засучив подрясник о. Александр открыл капот машины, чтобы разобраться с поломкой. Оказывается, батюшки умеют, не только службы служить, но и много чего еще. Уже поздним вечером мы добрались до места ночлега».

Добрались… Троице-Сергиева Лавра.

В Троице-Сергиевой лавре мы провели чуть больше двух суток. Расположились мы в воскресной школе храма в честь Рождества Христова, с. Иудино, в котором трудится о. Александр. Распорядок  дня был очень насыщенным. Хотелось бы выразить особую благодарность о. Александру, который очень помог нам во время путешествия.

Несмотря на усталость, утром следующего дня, проснувшись в 4.45, вся группа направилась на братский молебен. Каждое утро, в 5.30 все монахи лавры собираются в Троицком соборе обители у мощей прп. Сергия Радонежского  с молитвой о благословении предстоящего дня. Впечатление неописуемое: в храме полумрак, только кое-где мерцают свечи и лампады, и множество черноризцев воспевают молитвы своему авве прп. Сергию. По окончании молебна мы имели возможность приложится к открытым мощам преподобного. Только в это время паломников допускают приложиться к открытым мощам: не к стеклу, а непосредственно к самому покрову на мощах святого. После братского молебна мы направились в келлию старейшего духовника Лавры – к старцу архимандриту Науму. Батюшка всех нас тепло встретил, побеседовал, сказал наставление о духовной жизни, а напоследок подарил книги: Святое Евангелие, Толковую псалтирь и др. Некоторые из ребят остались, чтобы задать старцу волнующие их вопросы.

Самые крепкие, после посещения старца отправились посетить Гефсиманский скит, остальные поехали на «базу» набираться сил перед всенощным бдением. Здесь приведем рассказ Зимина Егорао посещении Гефсиманского скита.

Зимин Егор

«Побывав в Троице-Сергиевой лавре, мы поехали на автобусе, в  находящийся неподалеку от лавры Гефсиманский скит. Основателями скита были митрополит Московский Филарет (Дроздов) и схимонах Филипп. Приложившись в храме к мощам прп. Варнавы Гефсиманского и  чудотворной Черниговской иконе Божией Матери, мы присоединились к группе паломников, чтобы спуститься в пещеры, расположенные непосредственно под главным храмом обители. Здесь, помимо нескольких пещерных храмов и часовен, расположены келлии затворников. Пещерки размером 1,5м в длину и 0.5 метра в ширину явно показывают величину подвига святых мужей, подвизавшихся здесь. Выпив воды из подземного источника, мы покинули скит, исполненные чувства спокойствия и мира, пребывающего в этом святом месте».

Всенощное бдение накануне крестопоклонной недели. Лаврское монастырское богослужение отличается от службы в нашем храме продолжительностью, а также красотой распевов. Во время пения стихир, по соллее между двумя хорами ходил монах, который возглашал во всеуслышание текст песнопения, а клирос вторил ему. Это называется пение с канонархом.  Утомившись от молитвенных трудов, по окончании полиелея мы решили немного прогуляться по лавре до времени выноса креста. Во время прогулки, наш фотограф Никита сделал несколько прекрасных снимков.

Успенский собор Троице-Сергиевой Лавры

Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры

Колокольня Троице-Сергиевой Лавры

Зайдя в Троицкий собор, мы с группой паломников имели уникальную возможность посетить Никоновский предел и Серапионову палату и приложиться к собранным здесь в великом множестве величайшим христианским святыням: деснице первомученика архидиакона Стефана, частице ризы Господни и ризы Богородицы и проч. После этого вернулись в Трапезный храм на вынос святого креста.

Ужинали мы после службы в трапезной Московской Духовной Академии вместе со студентами. Путь в трапезную пролегает через все здание академии, поэтому по дороге мы успели посмотреть на быт учащихся здесь. После трапезы мы сфотографировались на фоне таблички «Московская Духовная Академия», которая находится у главного входа в высшее учебное заведение РПЦ. Дай Бог, чтобы все участники сегодняшнего путешествия стали студентами Академии и просто хорошими священниками.

Подъем воскресным утром был также совершен в 4.30. Нужно было подготовиться к отъезду: собрать личные вещи и спальные принадлежности, потому что  здесь сегодня будут проходить занятия воскресной школы. Приложив небольшие усилия, мы превратили нашу спальню в учебный класс. Сами же направились в Троицкий собор лавры для участия в Литургии и Причастия Святых Таин. Вот как описал свои впечатления от этой службы Рыков Саша.

Рыков Александр

«Утром следующего дня мы присутствовали на второй по счету, из четырех совершаемых в лавре по воскресным дням  литургий, которая началась в 6.30. На службе было душно, жарко и много народу, прям как у нас на Рождество или на Пасху. Однако эти видимые неудобства не стали помехой. Богослужение проходило в полумраке, рядом с мощами преп. Сергия. Свет в храме зажигали только на чтение Евангелия и непосредственно перед  Святым Причастием. Еще мне понравилось, как пели во время этой  службы: строго и по-монашески. Раньше я таких напевов никогда не слышал. Как потом объяснил нам о. Николай, такое пение называется знаменным. Во время Причастия по храму ходил какой-то казак и так громко пел, что стены тряслись. После службы мы продолжили свое путешествие. Еще хочу отметить, что несмотря на то, что живя в Лавре нам приходилось очень рано вставать, никто из нас не чувствовал усталости, зато в течение дня нам удавалось многое успеть сделать».