Итоги Конференции, проведенной в рамках XXII МЕЖДУНАРОДНЫХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЧТЕНИЙ “Преподобный Сергий. Русь. Наследие, современность, будущее”

Подводя итоги уходящего года, не можем обойти вниманием и такое важное событие, как конференцию, проведенную в рамках XXII МЕЖДУНАРОДНЫХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ  ЧТЕНИЙ  “Преподобный Сергий. Русь. Наследие, современность, будущее”.

Иерей Виталий Малаханов

Специально для нашего сайта свои комментарии и информацию предоставил  участник оргкомитета Конференции, руководитель отдела образования и катехизации Петропавловской и Камчатской епархии, иерей Виталий Малаханов.

10-12 декабря 2013 года в г. Петропавловске-Камчатском в рамках XXII МЕЖДУНАРОДНЫХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ  ЧТЕНИЙ  «Преподобный Сергий. Русь. Наследие, современность, будущее» состоялась межрегиональная научно-практическая конференция на тему:                                        

«Формирование духовно-нравственных качеств личности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей».

Пленарные доклады участников конференции, работа Секций и Круглых столов сосредоточилась на обсуждении четырех основных направлений конференции:

  1. Взаимодействие образовательных учреждений и семьи по развитию семейных ценностей.
  2. Духовно-нравственные ценности, культурное наследие и исторические традиции как фактор духовной безопасности России.
  3. Опыт взаимодействия Русской Православной Церкви, семьи и школы в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи.
  4. Наследие преподобного Сергия Радонежского: 7-ми вековой опыт духовно-нравственного воспитания на Руси.

В конференции приняло участие более 350 человек. По итогам, организаторы конференции приняли резолюцию, о которой скажу подробнее несколько ниже. В начале, о персонах, без которых наше мероприятие было бы не столь насыщено важной информацией и, пожалуй, не состоялось бы вообще.

Крупин В.Н. Важно отметить, что из пяти гостей приглашенных на конференцию, четверо представляли нашу епархию. Именно на их работе строилась практическая часть конференции: семинары и круглые столы. По приглашению епархии в работе конференции принял участие сопредседатель союза писателей России, лауреат Патриаршей премии в области литературы, преподаватель МДА писатель Крупин В.Н. Владимир Николаевич, выступил в пленарный день, провел секцию о наследии прп. Сергия Радонежского. В Духовно Просветительском Центре епархии состоялся его творческий вечер. Так же наш гость провел несколько эфиров на радио (ГТРК и Радио СВ), и записал программу на Телеканале «Причал». Писатель Крупин был нам интересен, как человек талантливый, обладающий даром слова, знаток русской православной культуры и традиции. Участники конференции, учителя, и все прихожане, побывавшие на его  выступлениях, с благодарностью будут вспоминать уже немолодого, умудренного жизнью, но очень живого и энергичного человека, поделившегося с нами своим христианским и очень русским, по своей сути, мировоззрением.

«Истоки». Так же по договоренности с Министерством образования, в программу конференции вошли семинары по Социокультурному курсу «Истоки». Курс представляли два специалиста из г.Вологда: Смирнова Елена Ярославна, руководитель методического центра «Истоки», которая читала лекции учителям из школ  и Абрамова Ольга Сергеевна, старший методист методического центра, презентовавшая курс воспитателям детских садов.  Если в 2011 году силами епархиального отдела образовании и катехизации на подобный семинар удалось пригласить только 18 преподавателей, то в этом году семинары «Истоки» посетили около 90 человек.

Программа «Истоки» не является религиозной. Основные задачи программы:

1) интеграция обучения и воспитания в единый образовательный процесс на основе ценностей отечественной культуры;

2) формирование гражданской ответственности и осознание учащимися, его родителями и педагогами духовного смысла служения Отечеству;

3) укрепление статуса школы как социального института, способствующего стабилизации и консолидации социума.

Курс «Истоки», в отличии, скажем, от модуля «Основы Православной Культуры» (ОПК), могут преподаваться всем учащимся: начиная от детей в Дошкольных Учреждениях, до школьников всех классов средней школы и студентами ВУЗов. Такой опыт есть в Центральных областях России: в Белгородской, Смоленской, Калининградской, Костромской, Вологодской  областях,  «Истоки» преподаются с 1-го по 9-й класс во всех школах. Кроме того, его приняли в 59 субъектах РФ. В проекте десятки тысяч школ и детских садов, 10 тысяч учителей и больше миллиона учеников». Сам предмет представляет собой философско-воспитательную концепцию на основе православия. Предмет всеобъемлющий. Есть не только учебники, но и пособия для учителей, родителей, даже для руководителей регионов — с подробной инструкцией, как заняться духовно-нравственным воспитанием в своей области, регионе, городе или просто в школе. Существуют пособия о том, как внедрять детали «Истоков» в литературе, истории, математике и даже физике. В учебниках рассказы о прекрасных общечеловеческих ценностях сопровождаются примерами из Библии.

«Истоки» преподаются сейчас в разном объеме в школах и детских садах Камчатки. На 2013 год в проекте всего 4 школы и 8 детских сада в Петропавловске-Камчатском, в Елизово 13 школ  и не одного детского сада.  Главная задача, которую мы ставили перед собой: рассказать о «Истоках» и  заинтересовать учителей, воспитателей, представителей министерства на конференции реализовалась.

Учителя. Секция «Духовно-нравственные ценности, культурное наследие и исторические традиции как фактор духовной безопасности России». 

Руководители: Маринкина Людмила Геннадьевна, Чельцова Наталья Николаевна.

Это, пожалуй, одна из самых интересных секций конференции. Даже само ее название перекликается с основными тезисами обращения Президента России к Федеральному Собранию, опубликованном несколько дней позднее. Действительно, нравственность, духовная безопасность сейчас как некогда уязвимы. В школьную программу ведены такие произведения зарубежной литературы, которые не формируют личность подростка, а можно сказать, растлевают ее. Например, рассказ французского автора о девушке подростке, которая сожительствует со своим отчимом, пьет алкоголь, употребляет наркотики. Этот пример из  выступления Жимановой Екатерины Сергеевны,  учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ №42, г. Петропавловск-Камчатский. Как важна в этом случае нравственная позиция учителя. По сути, и это видно из опыта, которым поделилась Екатерина Сергеевна, преподаватели из СОШ №10 и других школ,  правильно проведенный урок русской литературы может заставить задуматься современного подростка, предостеречь и напомнить ему о духовных опасностях, выбора, к которому его подталкивает пост-христианская европейская цивилизация.

Резолюция. Сам факт, что традиционная для Камчатки научно- практическая конференция посвященная вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся в этом году состоялась как региональный этап XXII МЕЖДУНАРОДНЫХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ  ЧТЕНИЙ «Преподобный Сергий. Русь. Наследие, современность, будущее» говорит нам, участникам конференции, о многом. Именно в 7-ми вековом наследии преподобного Сергия, память которого мы будем воспоминать в следующем году, заложены традиционные российские духовно-нравственные ценности, о которых говорит Президент в своем послании и которые упоминаются в названии нашего мероприятия.

Итоговую секцию «Опыт взаимодействия Русской Православной Церкви, семьи и школы в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи», провел епископ Петропавловский и Камчатский Артемий. «Образовательная деятельность – приоритетное направление Русской Православной Церкви, одно из главных направлений церковной миссии»- отметил владыка — «важно, что в процессе конференции и в резолюции, принятой по итогам работы, мы делаем попытку вернуться, сохранить и объединиться вокруг наших традиционных исконно русских, духовно-нравственных ценностей».

Впервые резолюцию интересно читать: в ней даны конкретные рекомендации и Министерству образования края и Институту Повышения Квалификации. Этот документ может стать основанием нашей дальнейшей результативной работы. Конечно, Резолюция носит рекомендательный характер, но вместе с тем она отражает наше общее видение проблем духовного и нравственного воспитания учащихся Камчатки. Наши коллеги из Министерства образования, скажем в отличии от французского ведомства, где пытаются легализовать легкие наркотики, вести теорию Гендера о равенстве полов, понимают степень угроз. В этом плане конференция нас объединила, и мы нашли практические инструменты для решения вопросов взаимодействия школы и Церкви.

Информацию предоставил:  иерей Виталий Малаханов, руководитель Епархиального отдела образования, участник оргкомитета Конференции