Иерей Борис Мурзин: «Опыт первой миссионерской поездки по северам»

DSC01503На нашем сайте уже публиковалась статья, посвященная поездке иерея Валерия Шабанова и иерея Бориса Мурзина с ковчегом с мощами новомучеников и исповедников Церкви Русской по отдаленным поселкам нашего края. Предлагаем Вашему вниманию рассказ иерея Бориса Мурзина о путешествии.

- Признаться, я с нетерпением ждал возможности посещения отдаленных поселков Камчатки. Мне всегда было очень интересно слушать рассказы священников с «северов» о своих приходах и жизни прихожан, но ведь, как известно, один раз увидеть лучше, чем сто раз услышать.

Первым населенным пунктом, который мы посетили, стала «столица Камчатских пирожков» — поселок Сокоч. Нас встретили прихожане молельного дома, который раньше был клубом. Однако, прихожанин, много потрудившийся для благоустройства прихода, рассказал, что на чердаке строения нашел некие документы, которые свидетельствуют о том, что с самого начала это здание было церковным. Вечером 3 декабря мы отслужили молебен и познакомились с верующими, а утром 4-го посетили местную общеобразовательную школу. После утреннего молебного пения мы попрощались с прихожанами и отправились далее по расписанию в село Апача. С пустыми руками нас, конечно же, не отпустили. В благодарность за поддержание их духовных сил сердобольные прихожане дали нам в дорогу своих пирожков для поддержания сил физических.

Во время посещения верующих Усть-Большерецкого района мы познакомились и со священником, который их окормляет – с отцом Сергием Пустеньким. Вместе с ним мы посетили приходы в селе Апача, в самом Усть-Большерецке, в поселке Октябрьский, а также приход в селе Кавалерское, не указанный в нашем маршрутном листе. Мы не могли оставить верующих с. Кавалерское, сколь мало бы их не было, без духовной поддержки и возможности приложиться к Святыне.

После мы отправились к отцу Василию в село Мильково. Как нам было известно, в Мильково некоторое время назад сгорел старый красивый храм, поэтому теперь верующие вынуждены ютиться в здании бывшего детского сада. Но прихожане сгоревшего храма, разумеется, благодарны администрации поселка за предоставленное помещение, так как гораздо хуже быть совсем без крова над головой в таких суровых погодных условиях, как в этой части Камчатского края. В суровости погоды мы смогли удостовериться на личном опыте. Наш транспорт (газель Соболь) не перенес холодной ночи, в которую температура упала до -35, поэтому на утро фургон просто замерз. После множественных и разнообразных попыток завести его, мы поняли, что он впал в глубокую зимнюю спячку. Он так бы и спал до весны, если бы прихожане села не помогли бы нам отбуксировать машину в теплый гараж. За ночь фургон оттаял и, что самое главное, завелся. Местные водители назвали это чудом, а с нами захотели сфотографироваться, как с экстремалами — путешественниками, так как мы заявили, что едем дальше на север.

DSC01389Следующими пунктами стали Атласово, Козыревск и Ключи. В эти места мы приезжали совсем на короткое время, однако и о них есть, что сказать. В храме села Атласово мне было очень интересно почитать их летопись, которая ведется с весны 1991 года и даже изобилует фотографиями. Думаю, что когда и мне доверят приход, то я тоже займусь летописными записями. Это очень сближает прихожан. В Козыревске нас приятно удивило благолепие небольшого, но очень уютного деревянного храма. А в Ключах нас поразили размеры молельного дома, в котором и обосновалась местная община под руководством отца Сергия.

Из Ключей мы выехали в Усть-Камчатск. Оказывается, там до 90-х годов планировали строить большой город, но этот план не нашел реализации, и теперь это все еще поселок. Но, несмотря на рухнувшие планы масштабных строительств, поселок нам показался весьма благоустроенным для жизни. У отца Николая там большой, красивый храм, достаточно многочисленная и, что  немаловажно, разновозрастная община верующих. В этом приходе даже было организовано крестное шествие с мощами новомучеников и исповедников Российских вокруг всего поселка. По словам настоятеля храма, верующие давно искали возможность для крестного хода, и вот, по их мольбам, она им представилась.

Предпоследним пунктом нашего маршрута было село Эссо или, как еще его называют, «Камчатская Швейцария». Деревянный храм села тоже весьма благолепно благоустроен. Честно говоря, я был очень удивлен, насколько тепло было в храме. Прихожане мне объяснили, что такая температура создается благодаря горячей воде в батареях, которая в изобилии проистекает из недр земли. Как оказалось, все отопление села построено именно на термальных источниках. Может быть, для камчадалов это также обыденно, как изобилие фруктов для жителей южных регионов России, но для меня увидеть это было очень необычно. В храмах, расположенных на материке, священнослужители «хвастаются» количеством прихожан, убранством храма или торжественностью богослужения. На Камчатке же, особенно в северной ее части, священникам, помимо их прямых обязанностей, необходимо учитывать низкие температуры и сложности доставки строительных материалов, поэтому даже приближенная к +20 и постоянная температура в храме у них вызывает чувство радости и гордости. Одно это уже показывает, насколько сильно отличается образ жизни на Камчатке.

А последним поселением стало село Анавгай. У верующих этого села нет ни молельного дома, ни часовни. Но в центре Анавгая есть магазин, в котором работает верующая продавщица, к тому же этот магазин легко найти. Поэтому мы остановились у его дверей и прямо под открытым небом помолились новомученикам и исповедникам Российским.

Обратная дорога в Петропавловск-Камчатский была затруднена надвигающимся циклоном, но благодаря молитвам новомучеников и исповедников Церкви Русской, верующих, которых мы посетили, и мастерскому вождению отца Валерия, мы благополучно прибыли домой.

В этой миссионерской поездке мы познакомились не только с живописной природой Камчатского края, но и со многими прекрасными людьми. Встречи в школах с учениками дали нам понимание жизни молодого поколения, беседы со взрослыми людьми на приходах просветили нас в отношении особенностей церковной жизни данного региона. Полученный опыт весьма полезен для нас, молодых священнослужителей. Конечно, это уже не то коренное население, состоящее из коряков, алеутов, ительменов и других народностей, которым проповедовал митрополит Нестор (Анисимов). Но современное население не менее интересное, открытое и милое, что уже заставляет нас скучать по ним. Отец Валерий и я искренне надеемся, что нам посчастливится еще не раз навестить этих добрых камчадалов.1

Иерей Борис Мурзин