13 декабря в ходе торжественного открытия регионального этапа Рождественских чтений Викарий Камчатской епархии, Епископ Вилючинский Феодор выступил с докладом на тему: «Гонения и возрождение церковной жизни в минувшем столетии в России и на Камчатке».
Уважаемые участники IV Камчатских Рождественских образовательных чтений.
Невозможно дать полную оценку минувшему столетию не сказав о истории закрытия и возрождения в России и на Камчатке церквей и монастырей.
При освящении одного из храмов Святейший Патриарх Московский и всея Руси, Кирилл сказал: ”Когда власть начинает бороться с собственным народом, то борьба эта начинается, как это было в свое время в России, в первую очередь с разрушения храмов, с разрушения общинной социальной жизни. Сегодня, когда перед нами стоят большие проблемы, в первую очередь, с воспитанием молодежи, с преодолением коррупции, с изменением качества жизни, с повышением личной, семейной и служебной ответственности, тогда строительство храмов становится актуальным”.
На Камчатке до революции православие переживало пору активного развития. Первые православные священники-миссионеры пришли на полуостров вместе с казаками-первопроходцами в начале 18 века. Деятельность духовенства играла важнейшую роль в развитии края. Церковь наряду с духовной жизнью способствовала развитию культурной, просветительской и хозяйственной деятельности полуострова.
В 1907 году с приездом иеромонаха Нестора (Анисимова) начался новый этап в истории Камчатки. Им были организованы Камчатская духовная миссия и Камчатское православное братство, покровителем которого стал наследник Престола цесаревич Алексий, сын Николая II. С 10 по 17-е гг минувшего столетия на средства Братства на Камчатке построены десятки учреждений: церкви, часовни, школы, приюты, больницы, лепрозорий и амбулатории, организована широкая благотворительная деятельность. В частности, были построены храм, приют и церковно-приходская школа в с.Тиличики. Строительство этих зданий способствовало дальнейшему активному развитию села. Деревянные здания строились во Владивостоке, а затем в разобранном виде сплавлялись для сборки на Камчатке. Также была организована община сестёр милосердия. В 16 — 17-х гг. благодаря лекарствам, закупленным на средства Братства, были остановлены эпидемии оспы и кори. Деятельность Братства создала духовные и материальные предпосылки для образования в 1916 г самостоятельной архиерейской кафедры. Первым главой епархии стал епископ Нестор (Анисимов).
Знаменательным событием 17-го года стал Поместный Собор и избрание, после 200 летнего перерыва, Патриарха. Главой Церкви стал святитель Тихон.
Свою борьбу с церковью новая власть начала с издания 23 января 1918 года декрета “Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви“, первым результатом которого было закрытие духовных учебных заведений, включая епархиальных училищ и храмов при них.
8 отдел НаркомЮста , названный ликвидационным, подготовил инструкцию, которая предусматривала уже ряд жестких мер, включая изъятие ценностей и др.имущества. Причем при изъятии монастырского имущества должны быть ликвидированы и сами монастыри. В 18-х 21-х гг. было национализировано имущество более половины имевшихся в России монастырей.
В 22 г вступил в действие декрет ВЦИК об изъятии церковных ценностей. Получив детальную разработку в Политбюро и ГПУ, этот декрет стал инструментом, с помощью которого власти сделали попытку разрушить Церковь. Вновь стали закрываться храмы и монастыри.
На Камчатке только в 23-24-х гг было закрыто 13 из 44 церквей и часовен.
Новая власть для реализации своих планов начала активно использовать антирелигиозную пропаганду. Революционеры старались выставить себя освободителями народа от “многовекового ига церкви“ и привить неприязнь к верующим. Как правило, эта агитация носила грубый, высмеивающий тон.
Главной целевой аудиторией стала молодежь.
Религия критиковалась бестактно и грубо. Устраивали демонстративное уничтожение святынь, на театральных сценах разыгрывались постановки, высмеивающие православную веру. Во время богослужений пели революционные песни. Самые важные антирелигиозные мероприятия проводились на Рождество и Пасху. На местах открывались “кружки безбожников “, которые объединялись в “союз безбожников”.
Не остались без внимания школы. Отмена преподавания Закона Божьего привела к конфликтам в Камчатских селах.
Там, где большое влияние имели церковные, деятельность комсомольских организаций значительного результата не давала. Особенно религиозными селениями были: Толбачик, Мильково, Палана, Наяхан и Тигиль. Понимая важность влияния священников, революционеры старались подорвать их авторитет через СМИ, организовывались аресты.
Одним из первых под арест попал викарий Камчатской епархии епископ Охотский Даниил Шерстенников. Епископ Нестор еще в 20-ом году был вынужден эмигрировать в Китай. Арестовав викария, новая власть оставила полуостров без епископа, имеющего право рукополагать в священники, Камчатка осталась без духовного лидера. Ходатайство прихожан Петропавловска и близлежащих сел об освобождении епископа Даниила или об изменении меры пресечения Ревком не удовлетворил.
Пик арестов пришелся на конец 20-х и начала 30-х годов.
Репрессиям подверглись псаломщики, дьяконы и прочий причт. Сроки арестов были небольшими от одного до пяти лет. Однако не выявлено ни одного случая возвращения священников из мест лишения свободы. Как часто бывало в то время, по истечении одного срока им могли добавить еще один.
В 1930 г. сроки заключения значительно выросли до 10 лет и более. Нередко применялась высшая мера наказания – расстрел. Иногда по одному делу арестовывались целые семьи.
Историками православия на Камчатке составлен список из 45 репрессированных священнослужителей. Однако он не окончательный и в настоящее время дополняется. Сохранилось множество документальных свидетельств того, что православные верующие до конца пытались отстоять свою веру. Писались жалобы в высшие инстанции о незаконном закрытии Церквей и часовен, антирелигиозном давлении со стороны учителей в школах, составлялись ходатайства об освобождении священнослужителей, организовывались митинги у местных органов власти. Однако в условиях сильнейшего идеологического давления и постоянных угроз, сопротивление постепенно ослабевало.
Последним был закрыт кафедральный собор в Петропавловске-Камчатском.
С 28 года начинается активная пропаганда, направленная на подготовку общественного мнения к предстоящему закрытию храма. В СМИ постоянно появлялись публикации, высмеивающие городского священника, а так же приводились заявления рабочих о желании передать здание Церкви на культурные нужды. Революционные власти составляли списки прихожан.
В апреле 29 г. арестован священник собора о. Николай Петрук. Особым совещанием ОГПУ он был сослан в Сибирь на 3 года.
1октября 29 г. ВЦИК принял решение о закрытии храма. Однако жители города начали активно бороться за отмену постановления. Они писали жалобы в Дальневосточный крайисполком и во ВЦИК. В результате храм оставлен в распоряжении православного общества. Борьба нарастала. Местная власть делала все, чтобы дискредитировать общину верующих и найти предлог для закрытия.
6 сентября 31 г. арестовали последнего священника Собора – Леонтия Яковлева. Так как сама новая власть ходатайствовала о закрытии храма, жаловаться было некому.
13 декабря 1931 г. Кафедральный Собор, который в течении 105 лет был духовным флагманом Камчатских церквей и приходов, был закрыт. Местные руководители отрапортовали в Москву, что Камчатка первый регион, в котором покончено с Церковью и приходской жизнью.
В годы Великой Отечественной войны, благодаря патриотическому служению Церкви, гонения на Церковь и верующих несколько приостановилось.
Новая волна гонений в послевоенное время началась с принятия секретных документов в 58 г.
Наиболее остро встал вопрос закрытия монастырей.
К августу 60-го г из 60-ти было закрыто 44 монастыря и 5 скитов.
В период Хрущевских гонений на Церковь, монастыри и храмы закрывались под разными предлогами.
В это время в нашей стране было закрыто почти половина оставшихся храмов и две трети монастырей. В 1958 г. в Церкви насчитывалось 14000 приходов, а в 1964 г их стало 7,5 тысяч.
Закрытие Церквей не означало, что у людей пропала вера, как надеялись воинствующие атеисты.
Также и закрытие монастырей не означало, что их насельники и последователи исчезнут. Они продолжали свое служение Богу и людям в изгнании, в тюрьмах и лагерях, в удаленных местах, оставаясь носителями церковного предания. Они передавали свой духовный опыт поколениям монашествующих, а так же духовно окормляли бесчисленное множество мирян.
И в Камчатской земле церковная жизнь получила второе дыхание. В 85 г. с приезда священника, им стал Ярослав Левко. Он освящает первый молитвенный дом в Петропавловске-Камчатском.
За последние 30 лет было сделано немало. На сегодняшний день в епархии насчитывается 72 храмов и часовен, в которых служат 40 священников и 4 диакона. В ее состав входят мужской и женские монастыри. В столице Камчатского края возведен величественный кафедральный собор, построен Духовно-просветительский центр, реализуется программа по строительству новых храмов на полуострове. Активными темпами идет возведение Камчатского морского собора. Священники участвуют во всех сферах жизни современного общества.
В своей диссертации действующий министр образования Васильева Ольга Юрьевна исследует события, которые произошли в минувшем веке. Подводя итог исследований, она пишет, что в нынешнее время в условиях нравственного кризиса переживаемого Россией, Русская Православная Церковь может стать существенным фактором возрождения страны.
События ХХ века весьма поучительны. Задача нашего поколения понять, что с революционным потрясением Россия потеряла важную духовную опору. Только возрождение и развитие тех духовных ориентиров, которые дает нам Православие— залог сильного и благополучного государства Российского.