Епископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон: «Помощь Божия приходит, когда смиряешь себя».

С коротким визитом был в Петропавловске Епископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон. За несколько часов до отлета Владыка дал интервью главному редактору сайта «pravkamchatka.ru» Виталию Малаханову.

-Владыка, Вы впервые на Камчатке?
-Нет, я был на Камчатке этим летом. Только в тот раз кроме аэропорта ничего не видел. Тогда мы летели с губернатором Сахалинской области Александром Вадимовичем Хорошавиным на остров Парамушир г. Северо — Курильск, где находится приход нашей епархии.
-Вчера после литургии Вы говорили о том, что Камчатка и Сахалин похожи климатическими и природными условиями, удаленностью от центра. А люди, которые проживают на Сахалине и на Камчатке, имеют ли что-то общее и чем отличаются?
-Нас объединяет одно – младенческий возраст наших епархий. Совсем недавно к нам пришло православие и на Сахалин, и на Камчатку, мы вновь вернулись к своим корням. Этот процесс должен занимать длительное время, как пишет апостол Павел, что младенцев кормят младенческой пищей, мягкой пищей. И это нас естественно объединяет. Хотелось бы отметить еще одну особенность. Сам я родом из Воронежа. На Сахалине же меня поражают отношения между людьми. Они иные, чем на материке. Я бы сказал, что на Сахалине мне живется комфортнее, чем у себя в Воронеже: в окружении сахалинцев, того внимания, и даже с теми трудностями. Не знаю почему. Видимо сказывается отдаленность.
-Владыка, вы много лет несли послушание секретаря епархиального управления, а значит, очень хорошо знаете епархию изнутри. А вот с какими проблемами Вы столкнулись, когда стали правящим Архиереем?
-Совершенно иные проблемы. Чувствуешь свою духовную немощь, что начинаешь ощущать ее даже физически. Приведу пример. Как-то мы освящали одно судно. После мероприятия мы пили чай с руководителями компании, бывшими капитанами дальнего плаванья. И один из них сказал такую вещь: «Пока я был старшим помощником на судне, то многое не понимал, а когда стал капитаном, то стал чувствовать каждую волну». Так же и в моем случае. Но поскольку я еще молодой архиерей, меньше года продолжается мое архиерейское служение, то внутреннее понимание высоты этого служения должно еще придти ко мне. А пока я осознаю лишь свою немощь. Когда возникают какие-то проблемы, и чем больше начинаешь внутри себя смиряться, понимать что ты немощной сосуд, раб неключимый, помощь Божия приходит гораздо быстрее, чем мы это можем осознавать и ситуация начинает разворачиваться под таким ракурсом, о котором и мечтать не можешь. Но для этого нужно смиряться, что не всегда удается, как и каждому.


-Нашим читателям будет интересно узнать, что представляет из себя Южно-Сахалинская епархия сегодня? Хотя мы и соседи, но мало друг о друге знаем.
-Мало того, что мы соседи, но как я узнал, что на Камчатке, также как и на Сахалине, живут метеозависимые люди. Я бы сказал, что мы более близкие соседи, чем можем себе это представить, потому что самый дальний приход Южно-Сахалинской епархии расположен на острове Парамушир, г. Северо-Курильск. Это очень близко к Камчатке. По статистике в Сахалинской области проживает около 500000 человек, 53 храма, официально зарегистрировано 49 приходов. В епархии несут служение 50 священнослужителей. Это с одной стороны мало, с другой накладывает определенные обязанности на каждого священника. Сахалин – это регион, который динамично развивается со светской точки зрения: идет пополнение бюджета. Но с другой стороны, это очень сложный регион, потому что, когда во времена советской власти все храмы были закрыты, у людей не было доступа до истинной духовности. И вот этот вакуум заполнялся всевозможного рода сектами, которые прогрессируют и поныне, получая поддержку из-за рубежа. И в этом я вижу нашу первостепенную задачу – быть миссионером в своей родной стране. Это миссионерство заключается в первую очередь не в том, чтобы сеять слово Божие, потому что это наша обязанность как православных христиан, но мы должны нести миссию своим поведением. Вспомним как в книге «Деяний святых апостолов» описывалось, что язычники показывали на христиан и говорили, посмотрите, как они любят друг друга. Вот и мы должны явить подлинную христианскую любовь к каждому человеку, как писал апостол Павел: «…Ко всем относись благожелательно». Он не сказал только к соплеменникам или единоверцам, но ко всем. Так вот если мы явим такую любовь, то и сектанты станут нашими преданными прихожанами. Но существует такая проблема. Конечно межконфессионального напряжения на Сахалине нет, но огромное количество сект не вызывает оптимизма в силу того, что люди идут по ложному духовному пути. И эту проблему осознают не только духовные, но и светские власти.

 


-Владыка, Вы говорили о младенческом возрасте епархии, а значит встает об образовании. Сейчас в церкви уделяется этому большое значение. В нашей епархии, например, регулярно проходят олимпиады по «Основам Православной Культуры». Недавно закончился очередной ее этап. Мы знаем, что в Вашей епархии действует большой духовно-просветительский центр. Расскажите немного о его работе.
-У нас есть духовно-просветительский центр, в котором работает и отдел катехизации и образования, тут же проходят двухгодичные богословские курсы, так как мы не можем позволить себе содержать духовное училище или семинарию. Здесь же ведутся различные секции и кружки. Наряду с духовно-просветительским центром в нашей епархии действует Центр религиоведческих исследований. У нас тесные отношения с Александром Леонидовичем Дворкиным, известным сектоведом, который является частым гостем нашей епархии. Центр действует в рамках миссионерского и молодежного отделов, которые возглавляет протоиерей Виктор Горбач. Прежде всего, свою задачу мы видим в воспитании молодежи и антисектанской деятельности, которая носит просветительский характер, чтобы люди понимали, куда они идут, куда попали их близкие. И это очень важно. Есть у нас Братство Александра Невского, где трудится много молодежи. Есть Православный студенческий клуб. Я заметил, что когда выстраиваются добрые отношения с ректорами высших учебных заведений, то тогда появляется и некий позитив от совместной работы с молодежью. Что касается школ, то здесь у нас работа только начинается, в силу многих объективных и субъективных причин. Достаточно неплохо последние два года заработал отдел катехизации и образования, но нам нужно еще время, чтобы встать на ноги. Поскольку невозможно преподавать «Основы православной культуры», не подготовив соответствующих педагогов. Как говорил прп. Серафим Саровский, ум человека должен плавать в Священном Писании. Так и педагоги, прежде чем станут преподавать основы православия в школах, сами должны воцерковиться.
-Еще один критерий, который роднит и объединяет наши епархии – это наличие и на Камчатке и на Сахалине воинских частей. Специфика работы священников с военнослужащими присутствует и там и здесь. Скажите несколько слов об этом направлении Вашей деятельности.
-Действительно Сахалин и Камчатка всегда отличались изобилием воинских частей, причем различного рода направлений. Сейчас, к сожалению, идет умаление. Но, тем не менее, воины есть. Где-то, как у пограничников служат на контрактной основе, где-то срочную службу проходят. И здесь очень важно, на мой взгляд, выстроить отношения с командованием части. Почему? Приведу простой пример. У нас есть один полк. Там был замполит, подполковник, замечательный человек Денис Холмченко. Он общался с нами, у нас там была полковая воскресная школа. Он рассказал такую историю. Эта история и есть ответ на ваш вопрос. Изначально он заканчивал училище замполитом, как и все в то время был атеистом, хотел служить офицером, но был глубоко порядочным человеком. Одно время он служил в одном батальоне мотопехоты, где произошло три нелепых смерти. И как порядочный офицер хотел оставить воинскую службу, считая себя несостоявшимся офицером. Командир батальона ему на это предложил пригласить священника. Тот согласился. Позвали священника, освятили полк. И с того времени несчастья в полку прекратились, а офицер стал агностиком. Христианином он пока не стал, но думаю, станет. Видимо на это нужно время, чтобы переосмыслить свою жизнь. Но его личная статистика, когда священники окормляют часть, дисциплина становятся лучше. Даже со светской точки зрения общение со священником приносит огромную пользу. Уже не говоря о том, что нашим воинам: простым солдатам и офицерам, в первую очередь офицерам, требуется духовное окормление. Конечно же, когда есть такое общение со священником то и служить гораздо легче, через это снимается духовное, психологическое и социальное напряжение. На мой взгляд, окормление воинских частей у нас на Сахалине имеет свою специфику. Основная масса военнослужащих, призываемых с Сахалина, здесь же и служат. В конечном итоге мы общаемся с нашими прихожанами, не важно прошлыми или будущими – это наша единая духовная семья. И, как я уже сказал, очень важно выстроить отношения с командованием, потому что тогда будет соработничество священника и воинского начальства.
-Владыка, несколько раз за время Вашего пребывания на Камчатке Вы обратились к нашему Владыке Артемию: «Владыка святый». С чем это связано?
-Это церковная традиция и она имеет место. Здесь подчеркиваются не личные качества данного человека, но высота его сана. Вспомним прп. Серафима Саровского, как он обличил одну женщину, которая оскорбила священника. Он ей сказал: «Он хоть и Гаврило-свиное рыло, но на нем священный сан». Поэтому здесь мы в первую очередь обращаем внимание, не на индивидуальное обращение, но на тот сан, который человек носит.
-Владыка, после литургии Вы подарили нашему епископу Артемию икону свт. Спиридона Тримифунтского. Наверняка это был не случайный выбор. Почему именно эту икону Вы решили подарить?
-Действительно, вы правильно заметили, ничего случайного в жизни не бывает. Сам Господь положил мне на сердце подарить именно эту икону. Мы ведь получили православие от греков. И вот чтобы мы всегда помнили свои корни, я и преподнес в дар вашей епархии икону греческого святого. И здесь параллели очевидны. И на Сахалине и на Камчатке все православные корни были вырублены. И для того чтобы прорости нам необходимо привиться к своему исконному корню. Жизнь свт. Спиридона также очень для нас поучительна. Он ведь из пастухов, из простецов. И мы здесь тоже простецы. И как свт. Спиридон достиг святости, так и мы можем.

-Владыка, позвольте последний вопрос. Ваше пребывание на Камчатке можно исчислить даже не сутками, а часами. Если бы у вас было больше времени, что Вы еще хотели бы увидеть на Камчатке?
-Для меня самое главное прикоснуться к Камчатским святыням, сослужить святителю земли Камчатской Владыке Артемию, пообщаться с ним духовно, подпитаться. И это для меня самое главное. Камчатские красоты конечно же привлекательны и удивительны. Но хотелось бы более длительного духовного общения с Владыкой Артемием, чтобы поддержать друг друга, чего не хватает каждому архиерею в своей епархии, найти совет. Ведь самая главная добродетель — это рассудительность. Полезен для меня и строительный опыт Владыки. Надеюсь, что наше общение будет продолжаться.

Витилий Малаханов

Фото автора; С. Никитиной

Метки: , ,