С 30 марта по 3 апреля Петропавловской и Камчатской епархией были организованы занятия для воспитателей и учителей по знакомству с основными положениями социокультурной программы «Истоки», по которой в ближайшее время будут работать многие педагоги края. К нам приехала из Вологды директор центра «Истоки» Смирнова Елена Ярославовна. Замечательный педагог, тонкий психолог. Её плавная речь, неповторимый вологодский диалект, высокая культура общения оказывали на слушателей неизгладимое впечатление. На занятиях привычные и знакомые с детства книги, образы вдруг открывались с неожиданной стороны, проступал глубинный народный смысл привычных вещей.
«Вот всем нам знакомая сказка « Про курочку рябу», — начинает свою беседу Елена Ярославовна.- О чём она? Каков смысл заложен в этой незамысловатой сказке?»
А ведь в старину сказки писались не для детей, в первую очередь для взрослых. Ты старательно пытаешься пересказать сюжет сказки и вдруг с удивлением понимаешь, что самое главное, какое-то глубинное и важное слово для тебя ускользает, не даётся. В руках книжка с этой сказкой, в очередной раз пересматриваешь знакомые иллюстрации. И вот ловишь себя на мысли: а почему у деда с бабкой такие злые лица? Что имел в виду художник? Начинаем разбирать текст, и тут перед тобой постепенно открывается вся народная мудрость сказки.
Жили – были дед с бабой, и дано им было золотое слово Божие, золотая жизнь. Но не ценит никогда человек Божий дар. «Дед бил, бил, не разбил…». Только чуть хвостиком задела их нечистая сила, и они уже не смогли уберечь Божий дар, растеряли всё. И потеряв всё, дед с бабкой вдруг осознали, какое богатство было у них в руках, как бесцельно прошла их жизнь.
Вот уже и другая сказка — «Снежная королева» Андерсена — предстаёт перед нами в другом свете. Оказывается, это произведение в советские времена доходило до читателя – и взрослого и юного – в переработанном виде. Сюжет сказки – напитан христианством. Елена Ярославовна предлагает вспомнить момент, когда Кай, увлечённый Королевой, цепляется за ее санки. Мальчику страшно, его охватывает ужас. И в оригинальном тексте, незнакомом пионерам Советского Союза, он силится вспомнить слова… молитвы «Отче наш». Но в голове у него мелькает лишь таблица умножения, которую он заучил в школе. Тема истребления духовных знаний в школах волновала писателя тогда. И как же остро она стоит перед поколением сегодняшним!
Так в течение всего занятия идёт разговор о том, что было ценно для наших предков, идёт поиск духовного смысла в каждом привычном понятии. Шаг за шагом вырисовывается целостное мировосприятие на занятиях по программе « Истоки».
«Задумывались ли вы о том, что названия икон Богородицы несут в себе все примеры народного представления образа матери?», — продолжает наш педагог. И мы начинаем разговор о народных традициях образа отца, образа матери, образов русских святых. И опять для меня «открытие» — первые деревянные игрушки для детей начал делать святой Сергий Радонежский. И плавно начинается разговор о высоте духовного совершенства, на которую возводит человека жажда спасения. Слава и благодарение Богу за эту встречу и за всё!
Ирина Широких
Фото Светланы Лигостаевой