Духовный подход в реабилитации наркозависимых

Предлагаем Вашему вниманию доклад на открытии Рождественских чтений Руководителя центра медицинской реабилитации, заместителя главного врача Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Камчатский краевой наркологический диспансер» Власовой  Анны Сергеевны. 

Мой доклад об опыте сотрудничества в лечении наркозависимых государственного медицинского учреждения Камчатский краевой наркологический диспансер с Православной церковью.

Нам известен опыт православных реабилитационных центров, но это негосударственные центры.  Опыт государственных наркологических медицинских учреждений, в программе которых соединена медицинская, психологическая и церковная помощь нам неизвестен. В некоторых реабилитационных центрах есть часовни, совершается молебен, священник беседует с пациентами. Но чтобы молебны, таинства, послушания были частью реабилитационной программы – об этом не знаем.

То, что традиционный медицинский подход к лечению алкоголизма и наркомании несостоятелен, очевидно давно. Многие психиатры-наркологи признают, что никакие медикаментозные вмешательства не могут изменить поведение зависимого человека, так как причиной являются глубинные искажения в духовной жизни личности. Наркотизации подвержена социально-пассивная и безответственная личность, которая ориентирована в основном на потребление.

Когда мы узнали о результатах православной реабилитации, это в первую очередь, опыт реабилитационного центра «Саперное», мы решили перестроить нашу программу, которая ранее была ориентирована на 12-ти шаговую программу. Программа большинства реабилитационных центров государственных и негосударственных построена на американском опыте, так называемой Миннесотской модели, использующей программу «12 шагов». Эта модель реабилитации перестала нас устраивать по ряду причин. В первую очередь, это обращение участников анонимного движения к «Богу-как-я-его-понимаю»: «в делах нашей группы есть только один высший авторитет — Любящий Бог, в том виде, как Он может выразить Себя в нашем групповом сознании». Можно сказать: «я – сам себе Бог» или «наша группа – сама себе Бог». Преморбидно, доболезнено,  наркозависимый действительно был сам себе Богом — это, как правило, самонадеянная, эгоцентричная личность. По обретению трезвости самомнение и богоподобие усиливается. Такой претенциозный взгляд на себя приводит сторонников анонимного движения к мнению, что «алкоголику может помочь только алкоголик, наркоману — только наркоман», то есть речь не идет о духовно-нравственном восстановлении личности через таинства Церкви. Медицина тоже теснится сбоку, как  поставщик неофиов в сообщество анонимных.

Мы видим «выздоравливающих» по 12-шагам самоуверенными, категоричными, нетерпимыми, превозносящимися людьми. И сколько бы они не говорили о «духовности», цель их трезвости – самоутверждение через наставничество и обретение материального достатка. Так как мы тоже были ориентированы только на «трезвость», казенным языком – «ремиссию 1-2-5 лет», осознание «анонимной духовности» происходило не быстро и нелегко.

Вот мнения некоторых священников, участвующих в деле церковного душепопечения наркозависимых.

Иерей Максим Плетнев: «Объектом поклонения в данном движении является некая «Высшая Сила».
Что или кто именно стоит за термином «Высшая Сила» каждый из участников движения выбирает сам. Отсутствие догм в этом вопросе принципиально (этакий суперэкуменизм). В основе религиозной практики движения «Двенадцать шагов» — АА, АН лежит личный религиозный опыт (не огражденный догматами) и подчинение смутной «Высшей Силе». (Данная практика может привести к глубоким духовным повреждениям.)… По свидетельству участников АА, АН большинство занимающихся по данной программе к Истинной Вере не приходят. Многие в результате занятий по 12 шагам могут придти к оккультному сознанию.».

Протоиерей Алексий Бабурин: «Деятельность АА и АН только с виду носит безобидный характер… Настораживает их категорическое нежелание упоминать имя Господа нашего Иисуса Христа в своей программе «12 шагов», хотя на каждом шаге они говорят о Боге…».

Священник Валентин Жохов: «Движение АА и АН внешне выглядит вполне благопристойно, но для христиан является абсолютно неприемлемым».

На обращение нашего коллектива к православным корням помощи зависимым повлияло знакомство с иеромонахом Иоанном. Батюшка оказал значительное влияние на религиозное мировоззрение специалистов. Каждый член коллектива не только разделяет христианское мировоззрение, но и воцерковляется. Это очень важно, так как единство мировоззрения помогающего коллектива специалистов является условием непротиворечивости реабилитационного процесса.

Основополагающей перестройкой осознания помощи пациентам стало понимание того, что центре реабилитационного процесса стоят не люди – медицинские психологи и врач. В центре реабилитационного процесса стоит Бог. Выздоровление наркозависимых осуществляется не столько с помощью психологических методик, сколько благодаря помощи и действию Божественной благодати.

Зависимый – человек, чье сознание и в особенности воля, искажены в такой мере, что в определенных обстоятельствах он теряет контроль над собой. Вот почему, когда он пытается направлять волю в соответствии с требованиями нравственности, он совершает совершенно противоположное и преступает нравственные нормы. На искаженную волю нельзя полагаться. Гуманистическая психология утверждает, что путь к психическому здоровью заключается в способности воли самостоятельно принимать правильные  решения. Но мы видим искаженную волю, измененный рассудок. К тому же драма зависимого разыгрывается на фоне глубочайшего сопротивления предлагаемой помощи. И все же надежда есть. Есть возможность спасения, ибо у Бога нет ничего невозможного. В смиренной вере в Бога зависимый находит силы разрушить созданную им самим тюрьму.

Понимание наркомании как духовной болезни, связанной с осознанным выбором человека, ставит вопрос о личной ответственности наркозависимого за его заболевание, последствия болезни и лечение.  Пациент должен быть активным и сознательным участником реабилитации, готовым приложить усилия и понести труды для преодоления зависимости. Процесс реабилитации осуществляется в особой атмосфере, так называемой «терапевтической среде». Это особая система взаимоотношений персонала и пациентов на основе сотрудничества. Пациенты через 2-3 месяца терапии становятся помощниками для новичков, разъясняют правила, помогают новичкам в выполнении терапевтических заданий, своим поведением и общением демонстрируют новые принципы взаимоотношений.

Задача психологов и медиков – раскрыть пациентам природу зависимости, ее особенности, ее оправдания, малопонятные проявления, направить зависимого человека на изучение своей истории употребления и анализ собственной личности. Если раньше мы говорили только о медицинском и психологическом аспектах зависимости, то сейчас обращаем внимание на духовно-нравственную составляющую жизни. Стремимся формировать в мировоззрении пациента образ человека как иерархию Духа – души – тела. Разговоры о вопросах веры не навязываем, но через некоторое время предлагаем, как ответы на созревшие вопросы. Отвращение человека от бывшего образа жизни должно быть направлено не в пустоту. Зависимый, отказавшийся от предмета зависимости, оказывается в вакууме, в пустоте. Ему должны быть даны ориентиры. Ориентирами в нашей жизни являются Заповеди.

В 2014 г. начата перестройка помещений под домовый Храм в честь иконы Всемилостивого Спаса. Отделочные работы проводились самими пациентами, теми, кто находился в реабилитации и бывшими пациентами.

С начала 2015 г. в храме проводятся:

- ежедневно утренняя и вечерняя молитвы;

- отслужены 2 Литургии;

- еженедельно проводится таинство исповеди для пациентов и лечебного персонала;

- пациенты, находящиеся на продвинутых этапах реабилитации, приезжают на субботнюю и воскресную службы в монастырь, исповедуются и причащаются;

- проведено соборование на Великий пост;

- идет работа по формированию фонда храмовой библиотеки;

- проводится подготовка к таинству крещения в Соборе и само крещение  пациентов; в домовом храме крестились 2 пациента, 8 человек в Соборе;

- еженедельно священник проводит духовные беседы с пациентами;

- еженедельно служится молебен о начале всякого доброго дела, в котором учувствуют реабилитанты и лечебный персонал;

Несколько лет на Крещенье главный врач выделяет машину и желающие едут окунаться в прорубь. В этом году  вырубали купель (в Аваче), делали скамейки и столы наши пациенты.

Особо хочу сказать о посте. Пост у нас проводится впервые. В настоящее время 7 реабилитантов приняли решение поститься, причем в условиях общинного поста: еду готовят сами пациенты, которых батюшка благословил на этот труд, во время приема пищи читаются жития святых,  увеличено молитвенное правило. Пост в реабилитации имеет большое терапевтическое значение, так как является упражнением в воздержании, которое необходимо освоить зависимым людям. На психическом уровне воздержание от употребления воспрещенной церковным уставом пищи почти не отличается от воздержания от употребления наркотиков, алкоголя, табака. Скоромное употреблять нельзя, пока не кончится пост, наркотик употреблять нельзя, пока не кончится жизнь.

За период обращения к помощи церкви, около 2-х лет, терапевтическая атмосфера в отделении стала более мирной, в отношениях между пациентами прослеживается тенденция в сторону нравственного улучшения, т.е. ребята начинают рассматривать свои взаимоотношения с позиций неосуждения, прощения, доверия, уступчивости, уважения к чужому труду и принятию мнения другого человека.

В любом реабилитационном центре не разрешается сквернословие, наркоманский слэнг. За это применяются различные штрафы обычно в виде трудовых повинностей или спортивных нарядов. Последнее время такие штрафы у нас единичные, обычно у новичков.

Показателем успеха православной реабилитации наряду с устойчивой ремиссией зависимого является сформировавшаяся христианская ценностная мотивация в повседневной жизни. «Главное, — считает игумен Анатолий (Берестов), — изменить образ мышления, поведения и вырвать наркозависимого из наркоманического круга общения. Изменить образ мышления и поведения – значит, дать человеку евангельское мировоззрение и евангельский образ жизни».

Информационный отдел епархии.