Дневник Чтений. Митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий: «Историей управляет Господь». Доклад о деятельности митрополита Нестора»

Неожиданностью для многих стала смена темы доклада Владыки Игнатия. Митрополит Хабаровский и Приамурский остановил свой выбор на сообщении о деятельности митрополита Нестора (Анисимова) вместо заявленной в программе темы «Просветительская деятельность православной церкви на Камчатке в 1998-2010 гг.».
В начале обращения Владыка Игнатий отметил высокий уровень докладов, представленных на конференции и обратил внимание собравшихся на то, что впервые форум проводится в здании камчатского правительства и принимают в нем участие ученые, труженики культуры, администрация края. Такая консолидация сил является подтверждением значимости Чтений для нашего региона.

Владыка рассказал о деятельности митрополита Нестора в суровых условиях, о трудностях, с которыми он сталкивался, о его заслугах. Свое выступление митрополит начал рассуждением о христианском подходе к истории.
По словам Владыки, в христианском понимании историей управляет Господь. Не сам непосредственно, а через своих представителей среди людей. Это масштабные личности. Среди них – Митрополит Нестор (Анисимов), первый Камчатский епископ.
Митрополит обратился к многочисленным запискам просветителя Нестора, где он сравнивает миссионера с пророком. Призывает читателя вспомнить образ пророка Иеремии, написанный на стенах Владимирского собора в Киеве. Пророк молчит, и лишь капли горьких слез  облегчают его страждущее сердце.
А миссионер? Он заброшен в Северные края. Его волнуют не только на внешние лишения: снег и температура до -30, -40 градусов. Он обращает внимание на страдания людей, к кому он был послан.
Нестор описывал свое путешествия по нашему краю примерно так: долгими месяцами нет солнца, и он, путник, в гробообразной нарте (Владыка Игнатий напомнил, что такое же сравнение встречалось и в трудах свт. Иннокентия) , запряженной собаками или оленями, голодный четверо или даже больше суток, закоченелый, вынужден ожидать смерти от голода и холода…

…И вдруг путник (митрополит Игнатий отметил: записках Нестор говорил о себе как о стороннем человеке, в третьем лице) видит стойбище с чумами. Влезь в чум можно только через верх, рискуя при этом угодить в разожженный в чуме огонь. Внутри – дым и чад, который разъедает легкие и глаза.
…Спустившись, миссионеру открывается картина: вокруг только больные и голодные люди. Их тела покрыты загнивающими ранами, есть безрукие и безногие и даже малые дети – сплошь покрыты язвами, вскрыть которые пытаются матери тупым ножом…
Видя, что туземцы лишены врачебной помощи, Нестор становится врачом. Он оканчивает медицинские курсы. После встречи с императором, которую Нестор с трудом добился, миссионер смог пригласить на Камчатку сестер милосердия. Здесь они, изучив язык, оказывали всякую помощь местным жителям, и в том числе – вели беседы религиозного характера.
Нестор организует школы, лепрозории, больницы. Строит часовни и храмы около стойбищ. Обращает в веру коренное население. И… сталкивается с проблемой, исходящей от русского человека. Митрополит Нестор приводит яркий пример: туземцы, приезжая в православный храм на Рождество, видят атмосферу, что царит в селах .  Они начинают называть торжественный день «праздником, когда русские пьют». Крещенный миссионером туземец часто не видел такого важного для него примера истинного православного христианина среди русского народа и начинал духовно падать. Об этом с болью говорит митрополит Нестор.
Владыка Игнатий отметил, что митрополит Нестор обладал и литературным даром. В своих работах описания он сопровождал большим количеством размышлений духовных. И сейчас, в наши дни, миссионеры в работах Нестора могут найти огромное количество примеров, подходов, методов, которые можно применять в миссионерском служении в наши дни.

«Есть история – наука со своими методами, подходами. Есть отпочковавшаяся от нее наука – историософия, которая рассматривает ход времени с точки зрения философии.
На мой взгляд, в наше время появилась необходимость в ещё одном ответвлении. Должна быть историология – наука, которая бы изучала исторические события с точки зрения психологии лица, которое эту историю пишет», – закончил свое выступление Митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий.

Из истории:
Митрополит Нестор — уроженец города Вятки, в миру Николай Анисимов. В 1905 году поступил в число братии Казанского мужского Спасского монастыря. Окончив в 1907 году курсы по калмыцко-монгольским языкам при Казанской Духовной Академии, он принял монашество с именем Нестор, и добровольно отправился миссионером на Камчатку. На своё миссионерство он просил благословение отца Иоанна Кронштадтского и получил его. Создал Камчатскую Духовную Миссию и Камчатское Православное Братство во имя Всемилостивого Спаса. Устав Братства преследовал широкую духовно-просветительную и благотворительную работу с открытием Главного Совета Братства при Епархиальном Архиерее во Владивостоке, и с отделениями в центральных городах России. Цель этого Братства была сблизить Камчатско-Чукотскую окраину с деловым центром России, где тогда не знали своего отдаленного богатого края, и не интересовались им, а потому отдавали всем на расхищение.
Молодой иеромонах Нестор смог убедить многих состоятельных людей коренной России оказать помощь в цивилизации её дальневосточной окраины. Камчатская Миссия получила не только средства, но и инвентарь для церквей, школ и приютов для детей кочующих инородцев. На «большой земле» делались жилые дома, в разобранном виде привозились пароходами, а затем собирались в селениях на обширных просторах Камчатки. Особое внимание Братство уделяло колонии прокаженных, которую благоустроило. На братские средства были организованы походные аптеки, общины сестер милосердия. На реке Николке был возрождён трудовой мужской монастырь с храмом во имя Всемилостивого Спаса.
Изучив эвенкский, тунгусский и корякский языки, иеромонах Нестор перевел на них Божественную Литургию, а также – частично Евангелие, составил корякский словарь, на тунгусский язык перевел избранные молитвы и Заповеди Блаженства. За свои труды в 1913 году он был возведен в сан игумена. А труды эти были воистину апостольские. Отцу Нестору приходилось постоянно разъезжать на оленьих и собачьих упряжках по обширной, совершенно дикой территории, неоднократно рискуя жизнью, попадая в многодневные снежные бураны, терпя холод и голод, совершая богослужения даже во время землетрясений.
В1916 году игумен Нестор был поставлен в первого самостоятельного Епископа Камчатского и Петропавловского.

По материалам Чтений подготовила Юлия Ляцкая ;
www.pravoslavie.ru
Фото с. Лигостаевой;
www.pravoslavie.ru

Прослушать выступление митрополита Хабаровского и приамурского Игнатия можно в блоге «Глас» (blogs.pravkamchatka.ru/glas)

Метки: , ,