«Да исправится молитва моя!»

Дорогие братья и сестры. Сегодня, святая Православная Церковь вошла в дни святой Четыредесятницы.  Пост Четыредесятницы велик по воздержанию. В это время постятся семь недель, и сверх того три предшествующие недели приготовляются ко вступлению в эти Великие 40 дней. Великий пост установлен в воспоминание сорокадневного поста Иисуса Христа в пустыне.

Следует помнить, что суть и цель поста – воздержание от страстей, прилежание к молитве, духовному чтению и богомыслию, чему способствует воздержание в пище, смиряющее плоть. Поэтому подвиг поста следует принимать с рассуждением, учитывая состояние здоровья, опыт пощения, обстоятельства жизни, советуясь со священником.

Посту предварял особый день – Прощеное воскресение.  Прощеное воскресенье – последнее воскресенье накануне Великого поста.

Называется так потому, что в этот день на вечерней службе совершается Чин прощения, на котором Архиерей  по окончании вечерни с земным поклоном испрашивает прощения у своего клира и прихожан, и те отвечают ему также земным поклоном. После чего все, по одному, подходят к настоятелю и испрашивают у него прощение.

При этом иереи лобызаются с ним по иерейскому чину, целуя друг друга в руки, а диаконы, церковнослужители и прихожане делают поясной поклон и принимают благословение. Также и все прихожане просят друг у друга прощение.

Обычай испрашивания прощения накануне Великого поста восходит к глубокой церковной древности, когда подвижники уходили на весь пост из городов и монастырей в пустыню и, не зная, все ли они вернутся к Пасхе из этого трудного подвига, прощались и примирялись друг с другом.

Мы знаем издревле, что уже знаменитые проповедники IV века святые Василий Великий, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский в своих беседах и словах говорили о воздержании в Недели, предшествующие Великому посту. В VIII веке преподобные Феодор и Иосиф Студиты составили службы на Недели о блудном сыне, мясопустную и сыропустную; в IX веке Георгий, митрополит Никомидийский, составил канон на Неделю о мытаре и фарисее.

«…Пусть плачет горько с прародителями мир,
Как павший с ними, из-за сладкой пищи павшими…»

«Так же, в этот день мы вспоминаем изгнания Адама из рая сладости, которое наши святые отцы установили прежде начала святой Четыредесятницы, показывая этим, насколько полезно человеку лекарство поста и насколько, напротив, отвратительны последствия сластолюбия и непослушания. Итак, отцы, оставив повествования относительно случившегося в мире из-за этих страстей, как бесчисленные, представляют нам первозданного Адама, ясно показывая, насколько жестоко он пострадал оттого, что не постился, привнеся тем смерть в наше естество, и как он не сохранил первой святой Божией заповеди людям — о посте и, послушавшись чрева, а вернее, коварного змия через Еву, не только не стал богом, но и навлек смерть, и принес погибель всему роду человеческому.

Это из-за вкушения пищи первым Адамом Господь постился сорок дней и был послушен (см. Флп. 2, 8); из-за Адама же святые апостолы задумали и Великую Четыредесятницу, чтобы мы, сохранив то, что он не сохранив, пострадал, потеряв бессмертие, снова приобрели его через пост.

Кроме того, как мы раньше говорили, намерение святых отцов — коротко изложить дела, совершенные Богом, от начала даже до конца. А поскольку причиной всех наших бед было преступление заповеди и падение Адама через вкушение, — по сей причине и предлагают сегодня творить память об этом, чтобы мы избежали сего, и особенно чтобы не подражали невоздержанию во всем». – Из слова святителя Николая (Велемировича).

В воскресение вечером, в г. Петропавловск-Камчатский его Преосвященство епископ Артемий, в сослужении клириков собора и Камчатского края, совершил богослужение с установленным чином прощения.

«Дорогие братья и сестры, поздравляю вас с началом Великой Четыредесятницы. Святая Церковь готовила нас к этому посту несколькими неделями. И последний день перед Великим постом мы должны провести в мире, оставив все свои обиды и гнев. Писание ясно показывает нам, что мы должны приступать к Таинствам, только примирившись с ближними.

Во время поста мы должны принести Богу дар своего послушания. Все вокруг нас сотворено для нашего же блага и сам Господь напоминает: «…что приму от тебя – кедры, волы, ведь все что ты приносишь мне, человек, – все это мое!» Самое главное, то мы можем принести в дар Богу, это воздержание и любовь нашу к Творцу и Создателю, который ради нашего спасения сошел с небес, воплотился от Богородицы, Претерпел Крестное страдание, взял на плечи свои грехи всего человечества и теперь только ждет от нас, чтобы мы последовали за ним. И в следовании по этому пути нашим большим вспомоществоавнием является пост. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что как птица имеет два крыла для беспрепятственного движения, так и человек имеет крылья для воспарения к Горним обителям – молитву и пост. Постом мы очищаемся перед Богом, а молитва сердечная доносится до небес и становится ходатаем за наши грехи. И Святая Церковь установила перед постом этот день, чтобы мы перестали оправдывать себя и с сокрушенным сердцем подошли к своему ближнему испросить у него прощения.

Давайте примиримся искренне друг с другом. Давайте простим друг друга, ведь в этом есть залог нашего спасения. Бог – милосерд и он принимает  дар покаяния. Как океан поглощает маленькую щепоточку песка, так и милосердие Божие поглощает наши грехи».

Под пение покаянных стихир и тропарей, а также традиционно исполняемых стихир Святой Пасхи, священнослужители и миряне просили прощения у владыки, клириков собора и друг  друга.

Великая вечерня положила начало череде великопостных богослужений с употреблением облачений темного цвета, совершением земных поклонов с чтением молитвы преподобного Ефрема Сирина и с особыми умилительно-покаянными распевами.

В Понедельник первой седмицы Великого поста Его Преосвященство епископ Артемий, в сослужении соборного духовенства, молился за утренним богослужением. Отрадно было видеть, что несмотря на рабочий день, прихожане нашли время и силы посетить это особое Богослужение.

Информационный отдел епархии

Фото Осинцева В.Н.