Беседа профессора кафедры Библеистики МДА В. Я. Саврей «Как спастись в современном мире по учению святых отцов Церкви»

20191211_181739В ходе регионального этапа Рождественских чтений, в Духовно-просветительском центре епархии состоялась беседа с прихожанами Валерия Яковлевича Саврей, лауреата Макариевской премии РАН, доктора философских наук, профессора кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова и профессора кафедры Библеистики Московской Духовной Академии, на тему: «Как спастись в современном мире по учению святых отцов Церкви»

Святые отцы назвали чтение и слышание слова Божия царем всех добродетелей. Тот настоящий христианин, кто занимается как должно вечностию, кто постоянно упражняется в чтении Нового Завета и писаний святых отцов, научающих правильно разуметь Евангелие Христово, кто, познавая таким образом волю Божию, благую и совершенную, выправляет по ней свой образ мыслей, свои душевные движения, а погрешности и увлечения врачует покаянием.

Каждый православный христианин, если он желает спастись, должен, кроме того, читать наставления преподобных старцев аввы Дорофея «Сад духовный», книгу наставлений великого подвижника, игумена Синайской пустыни VI века Иоанна Лествичника «Лествица», он называл своё произведение Превосходнейший путь — Путь ко спасению. В своём труде он показал миру лествицу Иакова, которая и является прообразом нашего восхождения к Богу, а так же читать книгу Никодима Святогорца «Невидимая брань». Эти книги должны стать руководством к нашей духовной жизни, если мы хотим спастись.

А спасение наше состоит в единстве духа, в мире, любви и согласии.

Если проанализировать современный мир, то следует сказать, что мы живем в сложнейшую эпоху постмодерна и глобализации. До XIV века была эпоха классических ценностей, когда люди считали, что главное – это вера в Бога, а Добро — Истина – Красота лежали в основании всех мировых религий. С XIV века гуманисты Леонардо Да Винчи, Микеланджело и другие мыслители эпохи Возрождения, титаны эпохи Ренессанса усомнились в этих трёх основах и в мироздании космоса . И в центр мироздания вместо Бога поставлен был «Человек — мера всех вещей». Вечные ценности были подвержены пересмотру и разрушению.

В наше время — мироздание было подвержено деконструкции и основные ценности, на которых зиждилась жизнь человека, рассыпались: утратилось понятие Истины, Красоты и Добра. В наш век молодёжь стала жертвой этого глобального разрушения. Современные молодые люди не способны отличить добро от зла, красоту от уродства, а истинные христианские ценности от навязываемых антихристианских понятий.IMG-20191212-WA0009

Философ Освальд Шпенглер в своем фундаментальном труде «Закат Европы» писал, что он исследовал все культуры — и египетскую , и древнегреческую, и римскую, и западноевропейские, и арабскую, чтобы прийти к одному неожиданному выводу. Этот вывод заключается в том, что надежда человечества не в уникальных ценностях эпохи Возрождения, не в египетских пирамидах, не в Парфеноне и всех великих памятниках античности, а только в живом духе восточного, православного христианства. Другой выдающийся мыслитель — историк Арнольд Тойнби в своём десятитомнике «Постижение истории» писал о том, что он в течение всей своей жизни сравнивал великие цивилизации и культуры и понял одно — что человечество спасёт Россия Достоевского. Мыслитель Вальтер Шубарт в своей замечательной книге «Европа и душа Востока», также пишет, что единственно возможный выход из тупика для современного европейца заключается в обращении к идеалу Святой Руси, который живёт в сердцах русских людей даже под гнётом безбожной власти. Писал он это в 1930-х годы… Есть самое главное в русской душе — это тяга, тоска, неизбывная тоска по вечному идеалу Святой Руси. Если мир обратит свои взоры на этот идеал, а не на внешнее наше состояние, он поймёт, что единственным удерживающим началом в истории человечества является Россия. То есть началом, удерживающим мир от нравственного распада.

Когда лет десять назад старца архимандрита Кирилла (Павлов), его студенты Московской духовной семинарии спросили: «Батюшка, правда ли, что Святая Русь возрождается? Ведь строятся храмы, монастыри?» А он на это ответил: «Нет, не правда. Потому что возрождение Руси начнется с покаяния, того покаяния, которое предвидел батюшка наш — великий преподобный Серафим Саровский, когда сказал, что через страшные испытания пройдёт Россия, но она будет, пройдя эти испытания, спасена». Другая старица говорила: «Сейчас многие строят внешние стены храмов и монастырей, забыв о самом главном строительстве — храме своей души. И скоро придёт огонь с неба, и многие души будут попалены, даже тех, кто строит храмы и монастыри, если они не будут строить храмы собственной души на камне исполнения заповедей Христовых».20191211_192352

Как же спастись современному человеку в этом мирском круговороте?

Первое, что должен сделать современный христианин, совершить генеральную Исповедь, положа в основу святые заповеди Блаженства Нагорной проповеди Христа, взяв за основу «Опыт построения исповеди». Ведь Христианин – это тот человек, который познаёт себя, который сознаёт свое недостоинство, свою неспособность что-либо творить без Божией молитвы и без помощи Христа Спасителя. Иисус Христос в Евангелии от Иоанна в гл. 15 открывает нам тайну нашего спасения: «Как ветвь не может приносить плода сама собой, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я есмь Лоза, а вы ветви, кто пребывает во Мне».

Чтобы стремиться ко спасению, христианин должен не только творить молитву , но и читать Евангелие, Потому что Молитва – это сокровенная беседа души с Богом, а чтение Евангелия – это беседа Бога с человеком. И если мы хотим устоять в борьбе с дьяволом, с его кознями, с искушениями мы должны помнить свой последний час. «Если ты каждый день будешь помнить о смерти, то во век не согрешишь»- так наставлял премудрый царь Соломон.

Если мы исповедуемся и причащаемся, но не осознаем всю глубину этого великого Таинства, то сможем ли мы спастись? Чтобы ответить на этот вопрос , на мой взгляд, следует рассмотреть Притчу о блудном сыне, в которой заложены три шага к нашему спасению.

Притча о блудном сыне.

Разбирая притчу о блудном сыне, на основании толкования Святых отцов, я сделал вывод о современном христианине, который хочет спастись на фразах из Притчи: «Пришед же в себя», «Был мертв и ожил, пропадал и нашелся».

«Пришед в себя» — с Божией помощью, с помощью молитвы, с помощью духовника осознать себя, а значить осознать какова глубина нашего покаяния, от этой глубины и зависит наше спасения. Покаяние должно быть с плачем по Богу, плачем о своих грехах, плачем о своей окаменелой душе. Когда наша душа поворачивается к Богу, тогда мы осознаём всю бездну своего падения «Бедна бездну призывает, голосом водопада» (Псалом Давида).

Христианин — это тот, кто начал борьбу со своими страстями, это тот, кто видит эти страсти в своей душе, и с Божией помощью приходит к причастию, побеждая эти бушующее море страстей в себе.

«Пришед же в себя» блудный сын покаялся перед отцом , «Был мертв и ожил, пропадал и нашелся».

Старший сын в Притче о блудном сыне — кто он? Так вот, состояние старшего сына — это состояние фарисея . Что об этом говорит Господь апостолам: «Остерегайтесь, закваски фарисейской!» Кто же такой фарисей? Человек, который делает всё по Закону, человек смиреннейший, он ходит в храм Божий, любит храм Божий, исповедуется и даже причащается. И нам нужно осознать, что мы все в той-или иной мере фарисеи. Обратим внимание на состояние старшего сына, ведь он не только не радуется возвращению брата, но осердившись, не только возмущен поступком отца, но и дерзко обращается с ним.

Мы должны осознать эту притчу как три ступени духовного совершенствования христианина : первое – увидеть себя Блудным сыном, покаявшимся перед Отцом, второй шаг — узнать себя в старшем сыне, перестать быть фарисеями — избавиться от страсти осуждения, осознать свой греховный страстный мир, и только тогда мы сможем сделать третий шаг – уподобится любвеобильному отцу, все прощающему и все принимающему.

В заключение беседы Валерий Яковлевич выразил свои пожелания камчатским прихожанам:

Апостол Камчатки митрополит Нестор (Анисимов) отбывая на Камчатку обратился к ректорам Духовных академий Московской , Санкт-Петербургской, Киевской, чтобы они послали ему в помощь несколько студентов, но никто из студентов не согласился. Я тоже сегодня обратился к студентам Московской духовной Академии с такой же просьбой, но никто из них ни изъявил желания отправится в столь далёкий край.

И тогда я им прочел стихи Александра Блока : «Легче сгинуть в стуже лютой, покоя нет, уюта нет». Вот когда мы презираем покой и уют и в сложных условиях жизни исполняем заповеди Божии, ходим в храмы, достойно причащаемся, мы стяжаем дух мирен, и получаем Божию благодать с преизбытком. Здесь на Камчатке все правдиво, всё естественно и всё благодатно! Помоги вам Господи и дай силы помогать Владыке Феодору, всем священникам епархии в их многотрудном деле окормления паствы. Это и есть настоящая семья, настоящая Церковь! Когда мы будем иметь любовь к друг другу, любовь не лицемерную, тем самым и докажем свою любовь к Господу нашему Иисусу Христу!

Подготовила Нина Доронина

IMG-20191212-WA0004