15 июня, в Неделю Всех Святых, в скиту мужского Свято-Пантелеимонова монастыря архиепископ Петропавловский и Камчатский Феодор совершил Божественную литургию в сослужении братии монастыря. Богослужебные песнопения исполнил хор Морского собора.
В день Всех святых, на престольный праздник в скит мужского монастыря приезжают паломники. В этом году солнечная, тёплая погода стала приятным дополнением к главному торжеству – Литургии у стен скитского храма. В день праздника Литургия служится под открытым небом.
После Божественной литургии состоялся молебен и Крестный ход, по завершении которого Его Высокопреосвященство обратился к собравшимся со словом проповеди:
Сегодня в первую Неделю после праздника Святой Пятидесятницы, Святой Троицы, сошествия Святого Духа на апостолов, мы прославляем плоды этого Святого Духа — всех святых от века Богу угодивших. Их больше, чем звезд на небе, и звезды бездушные творения Божие, а угодники — живые носители Духа Пресвятого. Сейчас мы проходили Крестным ходом, призывали на помощь святых угодников Божиих, скажите, велик Архангел Михаил со всеми небесными силами? Велик. А Великомученик Пантелеимон? Великий. А князь Владимир великий? Да. Александр Невский, Дмитрий Донской — все это великие наши святые молитвенники, помощники наши. Обращаемся к ним молитвенно сегодня, ко всем святым угодникам Божиим. Однажды праведный Иоанн Кронштадтский сказал, что когда мы произносим простые слова: «Все святые, молите Бога о нас!» — мы даже не представляем, что там происходит. Все апостолы, святители, все преподобные, святые воины, мученики опускаются перед Престолом Святой Троицы на колени и просят: «Помоги, Господи, только что обратившемуся к нам рабу Божиему, дай ему свое благословение и помощь». Для нас это краткие слова — и такое огромное духовное действие.
Есть святые близкие нам. Каждый из нас носит имя того или иного угодника Божия. Зачастую день памяти нашего Небесного покровителя мы называем День Ангела, потому что они как Ангелы-хранители наши, они вместе с Ангелами-хранителями обращаются к Богу, вымаливают денно и нощно, чтобы Господь вел нас по правильному пути, чтобы мы не уклонялись от Божественной истины. Преподобный Паисий Святогорец говорил, что правило Божественное, заповеди Божии, Евангелие Христово — это наша техника безопасности.
А чем святые отличаются от нас? Мы читаем то же Евангелие, что и они читают, когда мы обращаемся в молитве к Богу, Он нас слышит. Когда мы читаем Евангелие, Господь обращается к нам словами Божественного писания. Например, преподаватель в классе обращается ко всем с одними и теми же словами, но один ученик слушает внимательно, сосредоточенно, пытается запомнить, в жизни применить, а другой расслабленно говорит: » Опять это все…» и не успевает в учебе, трудности у него, и оступается он. Так и святые: они читали то же самое Евангелие, только они старались это Евангелие в жизни воплотить. Поэтому жития святых для нас не отвлеченные чтения о тех угодниках Божиих, которые жили во втором, четвертом, десятом веке. Жития святых — это практическое Евангелие. Поэтому нужно читать, применять в своей жизни, и чаще обращаться к святым.
Однажды святитель Нектарий Эгинский явился к благочестивому христианину и говорит: «Почему Вы не призываете на помощь святых угодников Божиих? Почему Вы так редко и мало к ним обращаетесь? Святые угодники в недоумении, они там без работы, потому что никто их не призывает, никто не просит их помощи». Все святые угодники Божии прошли через покаяние и очищение души. Даже благоразумный разбойник. «.
Далее Владыка рассказал о наставлениях духовника Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандрита Наума о духовной жизни и молитве Иисусовой, при помощи которой отгоняются недобрые помыслы, о важности трезвения, внимания духовного, молитвенности.
По окончании богослужения все присутствующие были приглашены на общую трапезу.