2 ноября, в день памяти Прп. Гавриила Самтаврийского, Прав. отрока Артемия Веркольского, архиепископ Петропавловский и Камчатский Феодор совершил Божественную литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе. Его Высокопреосвященству сослужил иеромонах Даниил (Сизов), настоятель Духовно-благотворительного центра в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость».
На сугубой ектении была вознесена молитва о Святой Руси и молитва от землетрясений.
Богослужебные песнопения исполнил хор Троицкого под управлением Л.М. Асфандияровой.
По окончании Литургии Архиепископ Феодор обратился к собравшимся со словом проповеди.
«В сегодняшний день Святая Церковь празднует целый сонм угодников Божиих, близких нам. Кто-то из них близок нам по времени жизни как преподобный Гавриил Самтаврийский, он был практически нашим современником, многие из вас еще жили в то время, когда жил и родился, молился этот угодник Божий. Праведный отрок Артемий, тоже близкий нам потому, что престол его храма находится в десяти метрах от этого места, и он является покровителем Северной Руси.
Преподобный Гавриил родился в 1929 году. Это время рассвета, борьбы с верой православной. В семилетнем возрасте у него уже затеплился свет веры. Однажды он услышал, как соседки по его дому долго разговаривали, ругались. И одна другой говорит: «Ты своими словами словно Христа меня распяла». Он слушал, и когда их полемика закончилась, он подходит к одной из них и говорит: «А что значит распятым быть? А кто такой Христос?» Его отослали, в Грузии тогда еще некоторые храмы сохранились, многие были разрушены, к церковному сторожу и он, благочестивый дедушка, чего-то ему объяснил, рассказал, что о Христе написано все Евангелие. Тогда он задался целью раздобыть во что бы то ни стало Евангелие. Начал собирать деньги. Собрал, купил Евангелие и никогда больше с ним в жизни не расставался. Изучал, читал его. И спустя некоторое время, он уже знал Евангелие наизусть. Есть такая параллель между Гавриилом Самтаврийским и нашим праведным отроком Артемием Веркольским. Один уже стал святым в двенадцать лет. Преподобный Гавриил в двенадцать лет людям помощь оказывал. Шла Великая Отечественная война, и многие люди, которые либо потеряли близких, либо не знали о их дальнейшей судьбе, долго не было весточки с фронта, приходили, видя, что в этом отроке действует какая-то невидимая благодать и сила Божия. Они спрашивали и просили молитв. Его наставления были простые: идите в храм, исповедуйтесь, причаститесь, не отрекайтесь от Бога, потому что многие тогда крестик спрятали, веру свою спрятали, убрали все что можно. Он многим людям помогал.
Очень хотел быть служителем Церкви, быть монахом. Он говорил: «монашество это высший героизм». В двадцать шесть лет он стал монахом. Храмы строил с самого детства. Еще в песочнице храмы строил. Во дворе своего дома он построил храм. Его разобрали, он снова построил. Семь раз это повторялось. Семь раз этот отрок строил храм. В итоге он построил такой большой семикупольный храм. Его снесли. Когда уже он был взрослым, приходили к нему каяться местные, глава районной администрации. И в итоге храм был возведен снова. И сейчас этот храм существует. Сложнейшая, многотрудная жизнь была у святого Гавриила, очень непростая, тяжелая, но, тем не менее, многими такими благодатными случаями, чудесами он запечатлен и его почитали еще при его жизни. Это уникальный случай, когда человек преставился ко Господу, и через семнадцать лет его уже прославили во святых. Сначала грузинская Церковь, святые у нас с ними одинаковые. Почитают Нину равноапостольную, святого Георгия, теперь появился преподобный Гавриил. А через два года наша Церковь уже его прославила во святых, и мы теперь богослужения служим.
Святые дети рождаются благочестивыми родителями. Предание церковное сохранило, что у праведного Артемия Веркольского была даже святая сестра Параскева Пириминская. Была эта семья Богом осененная. Видимо, они так благочестиво жили. Святой праведный Иоанн Кронштадтский родился в пятидесяти верстах от этого места, где жил, подвизался праведный отрок Артемий. Он с детства его почитал, они приходили к мощам, когда еще маленький был Иоанн Кронштадтский, когда он уже стал тем, кем мы его знаем, он заказал и пожертвовал этому монастырю ковчег для мощей праведного отрока Артемия. И акафист, который мы читаем отроку Артемию, составлен прав. Иоанном Кронштадтским, из глубины его верующего сердца — гимн этому святому ребенку. Мы знаем этот случай, его переселение в вечность. Мы по-разному относимся к несчастным случаям. Если случился несчастный случай с кем бы то ни было, это не значит, что этот человек отвержен Богом. Мы можем рассуждать по-своему, и так или иначе, можем запутаться. А вот житие праведного отрока Артемия проливает свет, что во всем действует промысел Божий. Сейчас его тело является источником благодати Божией, как говорится в книге Притчей Соломона, паремии мы читаем накануне праздника тех или иных святых: «и немного наказанные, они будут много облагодетельствованы, Бог испытал их и нашел их достойными Его». То есть Господь его испытал через вот эту смерть, казалось бы, от несчастного случая — раскат грома детское сердечко не выдержало. И по существующим тогда представлениям, таким суевериям, считалось, раз гром был с неба, на небе Бог, значит Бог на него прогневался, значит, у него какие-то тайные грехи, значит он не достоин даже погребения на общем кладбище. И его не стали хоронить. Его просто отнесли в лес, завалили там хворостом, еловыми веточками. И тридцать лет прошло, и Господь сам явил его честные мощи. Мы сейчас обретаем мощи торжественно, как сегодня на богослужении, торжественно молебен служат. Они просто перенесли, положили его на паперти храма, и люди простые Божии человеки стали замечать, что даже прикосновение к этому хворосту, когда возлагали на больного, тогда глаза видели, люди получали исцеление.
И началось народное прославление. Был там такой воевода, очень суровый, Афанасий Пашков. Впоследствии, когда он был в Сибири, даже пострадали люди от него. Он как раз был воеводой в месте, где жил Артемий Веркольский. И однажды он проезжал со своими подчиненными, со своим отрядом, мимо этого места и пренебрёг святыней. Они не подошли к святыне. И вот он приехал домой, а сын его тяжело разболелся, находился уже при смерти. Воевода был суровый человек, поэтому Господь его сурово так вразумил, и он начал анализировать, подумал: за мое небрежение к святыне, за то, что пренебрег ею. И когда эти мысли у него появились в голове, то этот отрок, его сын, привстает и говорит: «Папа, а когда мы пойдем к святому Артемию?» И тут же они собрались и отправились в Верколу. Действительно, его сын исцелился от прикосновения к мощам праведного отрока Артемия. И вот этот, казалось бы, злой, невежественный человек, так проникся, что поставил первый храм на месте смерти праведного отрока Артемия. И впоследствии на этом месте появился монастырь. И сейчас это славная обитель на севере нашей Руси. Но в 1918 году, когда пришли с комиссией описывать мощи, вскрыли раку мощей праведного Артемия и ничего там не нашли, потому что братия монастыря, дабы не было поругана святыня, мощи спрятали. И по сей день никто не знает, где находятся мощи. В этом тоже есть промысел Божий. Поэтому нужно молиться, чтобы Господь явил, может быть, каким-то чудесным образом эту величайшую русскую святыню. Нужно, чтобы было благочестие. Если благочестивые родители, то Господь являет свою милость и детям. Поэтому нужно детей с самого малого возраста привлекать к храму, чтобы они слышали из ваших уст жития святых, чтобы они знали, как жил тот или иной подвижник, нужно рассказывать, читать, разбирать что значит церковный праздник, память того или иного святого, как он проводил жизнь, как он приходил к Богу, какие чудеса совершал, потому что живут некоторые даже не зная, зачем живут. Нужно нам положить начало к исправлению вот своей жизни, а затем уже наших детей. Храни Вас Господь и Матерь Божия на всех путях жизни Вашей».

