Антицерковная пропаганда на Камчатке в советский период

ПасхаПосле прихода к власти большевиков, перед новым правительством встала важная задача. Недостаточно было просто уничтожить храмы и репрессировать священство. Необходимо было навязать новую идеологию, которая оправдала бы их действия. По всей стране началась антирелигиозная пропаганда, которой уделялось большое внимание.

Главными инструментами идеологической борьбы против православия на Камчатке стали комсомольская организация, «Союз безбожников» и местная пресса. В первый период, длившийся с 1923 по 1925 гг., вся антирелигиозная деятельность носила дерзкий, оскорбительный характер.

Первое «комсомольское рождество» было проведено членами Петропавловского горрайкома РКСМ. Для этого было подготовлено несколько докладов о происхождении христианства и рождестве. Однако организаторами было допущено много резкостей.

В 1924 г. горрайком РКСМ разослал всем комсомольским ячейкам циркуляр, в котором, в частности, говорилось: «Еще по сию пору в сознании крестьянской молодежи наших сел и деревень сидит религиозный дурман, впитавшийся в их кровь с молоком матери… молодежь, вследствие своей оторванности от культурных центров, строго хранит традиции старины, поддерживаемые служителями церкви». В связи с этим, основная задача виделась в стремлении отвлечь молодежь от церкви. В рекомендациях по проведению антирелигиозной кампании содержится наставление: не гнаться за дешевыми выгодами, которые «только вооружают против организации фанатиков и отталкивают беспартийную молодежь».

«Комсомольская пасха» в 1924 г. прошла более содержательно. По программе 24 апреля состоялся политсуд над религией, 26 апреля — торжественное заседание по случаю свержения “богов”, среди докладов присутствовали такие темы, как “Наука и религия несовместимы”, “Миф о Христе” и “Религия в руках буржуазии превращается в оружие эксплуатации”. Всего намечалось семь выступлений.

Секретарь Камчатского губбюро РКСМ И. Мальков в секретном докладе писал: «Комсомольская пасха в 1924 году проведена с большим шумом (сжигание чучел попов около церкви, пение революционных песен во время богослужения и т. д.), но с чрезвычайно маленьким и даже вредным содержанием. Такой метод проведения антирелигиозных компаний только озлоблял верующих камчадал». Такая ситуация наблюдалась во многих регионах нашей страны.

37110Для 1926 г. характерен спад в антирелигиозной пропаганде. В результате сильного идеологического натиска, началось активное сопротивление со стороны религиозных общин. Советское руководство осознало, что используемые ими методы идеологической борьбы являются малоэффективными. 27—29 апреля 1926 г. в Москве состоялось первое организованное ЦК ВКП(б) совещание по антирелигиозной пропаганде. В результате были определены основные направления, по которым должна осуществляться критика религии.

Циркуляром от 2 августа 1926 г. всем ячейкам ВКП(б) на зимний период определялись следующие задачи: «Проводя антирелигиозную пропаганду, не увлекаться, не обострять отношения на этой почве с верующими, а лучше организовать кружок естествознания, куда, по возможности, привлекать учителей и проводить эту работу через кружок. Во всяком случае, и здесь нужно избегать крикливых фраз по адресу религии и бога. Этот вопрос долгой и кропотливой работы, поэтому и гнаться за быстрыми результатами не нужно».

Для проведения антирелигиозной пропаганды рекомендовалось использовать разнообразные формы клубной массовой работы, работы библиотек, красных уголков, изб-читален и т. д. Обращалось внимание на необходимость открытия антирелигиозных музеев, широкое использование в лекциях диапозитивов, учебных пособий, на подготовку антирелигиозного репертуара для театров. Антирождественские и антипасхальные кампании при этом не отменялись.

С конца 1928 г. происходят изменение в прессе. Церковь теперь прямо противопоставляется социализму. Упор делается на то, что религия – это отжившее мировоззрение, которое мешает становлению нового социалистического порядка. Утверждалось, что церковь создана исключительно с коммерческими интересами, которые тщательно скрывались царским правительством.

2С конца 1928 г. проводится усиленная работа по организации ячеек «Союза Безбожников» в различных селениях Камчатской области и при больших организациях Петропавловска-Камчатского. Члены союза в обязательном порядке должны были быть подписчиками газеты “Безбожник” и журнала “Антирелигиозник”, а также постоянно читать другую антирелигиозную литературу. В их обязанности также входило подготовка кружков естествознания, а также работа по привлечению в клуб безбожников новых людей.

В апреле 1930 г. антирелигиозная пропаганда достигла своего пика. Развернулось «социалистическое соревнование» по вовлечению населения в «Союз Безбожников».  Организации начали добиваться стопроцентного участия своих членов и их семей в данной структуре.

Несмотря на бездоказательность и малограмотность взглядов, пропагандируемых в этот период, успехи по идеологическому давлению были значительными. Камчатка, в силу ее удаленности от центра, не отличалась высоким уровнем образования. Поэтому население полуострова воспринимало новую информацию как откровение, не подвергая серьезной критике.

По материалам статьи Е.В.Глинчиковой «Православие и советское государство на Камчатке в 1920-х — начале 1930-х гг.»