Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий)

11 июня память святителя Луки Крымского. О жизни святителя Луки написано много. Предлагаем вниманию читателей некоторые сведения о службе святителя в Симферополе.

Из информационного доклада уполномоченного по Крымской области известна дата прибытия в г. Симферополь Архиепископа Луки на архиерейскую кафедру. Это 24 мая 1946 года. При первой же встрече уполномоченный показывает, кто здесь хозяин положения, назвав правящего архиерея по имени и отчеству. Ответ был достойным: «Я был Валентин Феликсович 25 лет тому назад, а сейчас Архиепископ Лука».
После этого перешли к деловому разговору, и здесь уполномоченный показывает свою высокую осведомлённость и в жёсткой форме напоминает Архиепископу Луке о его уже нарушениях, хотя разговор происходит на третий день по его прибытии к месту службы. «Мне стало известно, – говорит уполномоченный, – что Вы допустили совершать богослужение, без разрешающей справки, архимандриту Тихону Богославец, уволенному за штат и снятому с регистрации. Каждый вновь прибывший священнослужитель, обязан был проходить унизительную процедуру — являться к уполномоченному, который единолично решал вопрос получения разрешительной справки для службы в храме. У каждого уполномоченного были осведомители при храмах, в задачи которых входило докладывать буквально всё, что происходит внутри церковного прихода.
Из другого доклада уполномоченного нам становится известно о бедственном материальном положении прихожан и священников или, точнее, о нищенстве сельских приходов. От пристального внимания уполномоченного не ускользают никакие, казалось бы, не заслуживающие внимания детали. «Село Почтовое Бахчисарайского района, священник Г. К. Афанасьев отбыл 10 лет исправительно-трудовых лагерей, Архиепископ Лука выдаёт священнику по 100 руб. из епархиальных средств + 100 руб. за ведение отчётности». На эти жалкие средства невозможно было прожить и нескольких дней, а это выдавалось на месяц. Далее: из Почтового поехал в Бахчисарай, в 5 часов началась вечерняя служба, был в церкви до 6 часов вечера. Пришло верующих к 5 часам 7 старушек и старик-инвалид. К 6 часам пришло 17 верующих: 2 старика, 6 человек женщин среднего возраста и 9 человек старух. Я не видел, чтобы кто-нибудь покупал свечи. Перед иконами и алтарём горели преимущественно лампады. Общее пение. И такая вопиющая бедность происходит спустя 10 лет после окончания войны. Далее уполномоченный пишет в своём отчёте: «Посёлок Айвазовское (Сарыголь), настоятель священник Ю.В. Ющенко. В бедность церкви можно поверить, так как Ющенко ходит в рваной рясе и худых ботинках, живёт в одной комнате с семьёй из 4-х человек, жена и две дочери ученицы 6-го и 7-го класса средней школы. В этой же комнате происходит крещение.
Тяжелейшее материальное положение было и у тружеников села, работа от зари до заката, часто в летние месяцы без выходных. Но самое ужасное то, что в церковные праздники сельские Советы организовывали дни ударного труда, дни повышенных обязательств, когда планка выработки одного «трудодня» всё время поднималась, лишь немногие могли его выработать. Но если кто и осмеливался пойти в это время в храм, это приравнивалось к прогулу, к саботажу со всеми вытекающими последствиями. Кара была крайне жестокая — уголовный суд и трудовые лагеря. Сейчас некоторые граждане утверждают: да, так было, но был порядок. С этим утверждением трудно поспорить. Но порядок какой и какой ценой он достигался? Из отчётов уполномоченных также узнаём, что в 1945 г.: «Во всех церквах Крымской области проводилась и проводится патриотическая работа». Основная цель которой — сбор средств с прихожан на нужды фронта. Всё для фронта, всё для победы. В марте 1944 г. был освобождён Крым, а 15 апреля уже начинается сбор средств, и к 1 сентября 1945 г. собраны и внесены в Госбанк СССР миллионы рублей (сбор средств в храмах на патриотические цели был прекращён 1 января 1947 г.; ГААРК. Р-2647. Оп-1. Д-2. Стр. 25). Трудовой народ отдавал последнее, отказывая себе во всём. Вот это и есть одна из загадочных сторон русского характера, умом который понять нельзя.
Особое внимание власти уделяли молодому поколению, изо всех сил пытаясь воспитывать его в духе воинствующего атеизма, категорически воспрещая посещать не только богослужение, но и стены самой церкви. Не допускалось никаких контактов со священно и церковнослужителями. Под стенами храмов часто дежурили комсомольские патрули, следя за тем, чтобы молодые люди не входили даже в ограду. И если кто-либо из школьников или студентов попадался, то на него организовывали травлю, его могли оскорбить прямо на глазах у всех его товарищей.
Нередкими были и такие случаи, когда детей вынуждали письменно отказываться от родного отца-священника, иначе возникали проблемы с учёбой, комсомолом, служебным ростом и прочим.
Из докладов уполномоченных мы узнаём о том, что Архиепископ Лука читает доклады о медицине в духовной одежде, что является, по мнению властей крайне недопустимым, хотя он лауреат Сталинской премии. Это, по их мнению, не даёт никакого права на это, и если последний желает их делать, то пусть это делает в гражданской одежде. Тогда это было в порядке вещей. Архиепископ Лука профессор медицины, известный ученный, обладающий огромным практическим опытом в хирургии, несмотря на подорванное здоровье (11 лет ГУЛАГа), будучи правящим архиереем, ведёт приём больных у себя на дому, он пытается свои знания и опыт передать врачам, студентам, преподавателям, профессорам Крымского мединститута. Вместо внимания и благодарности — противодействие некоторых профессоров, насмешки студентов (надеемся, не всех), постоянную травлю властей. Всё это сводится к одному и тому же: чтобы он сам снял с себя облачение и святой крест и читал лекции в гражданской одежде, то есть совершил акт самоотречения от священного сана, а значит и от Христа. Но такое уже было в начале его архиерейского служения в Ташкенте и окончилось полным провалом для всех, кто пытался склонить его к этому.
Народ любил святителя Луку. И когда 11 июня 1961 года окончился земной путь св. Луки, жители города Симферополя, и не только, вышли проводить своего Архипастыря и блестящего врачевателя-хирурга, по словам очевидцев, это было людское море. Власти пытались воспрепятствовать оказанию таких высоких почестей, но все было напрасно. А замышлялось следующее: после отпевания в Свято-Троицком соборе гроб с телом святителя власти намеревались наскоро отвезти на кладбище и там захоронить. Но народ ложился под колеса автомобиля. Власти боялись его при жизни, опасались и тогда, когда он не мог уже сказать ни слова, т. к. он отошел в вечность.
Многим тысячам и тысячам он спас жизнь как блестящий хирург, а он был и остался непревзойденным мастером гнойной хирургии. Спасённых можно посчитать по каждой истории болезни, но мы никогда не сможем посчитать тех, да это и не нужно, кому он помог найти единственный путь к Истине, к вечной жизни, к Христу Спасителю. Мощи Архиепископа Луки почивают ныне под сенью Свято-Троицкого женского монастыря в г. Симферополе в серебряной раке. Горит неугасимая лампада у раки святого Исповедника.
Из многих стран притекают паломники с верой и надеждой на исцеление. И Св. Лука каждому, как и при земной жизни, помогает и будет помогать, доколе стоит земля Русская.
Архиепископ Лука прославлен в лике местночтимых святых в 1996 г., в 2000 г. на Юбилейном Архиерейском Соборе архиепископ Симферопольский и Крымский Лука (в миру В. Ф. Войно-Ясенецкий) причтён к лику святых исповедников Российских, для общецерковного почитания.

 

На фото: Рака со святыми мощами святителя Луки в Свято-Троицком женском монастыре города Симферополя.

На фото: 1953 год. Свято-Троицкий собор грода Симферополя

При подготовке материала был использован буклет к 10-летию канонизации архиепископа Луки Крымского.

Тамара Ступина (сайт «Наша Камчатка»)