«Но высокая в небе звезда зовет меня в путь…» (Рок – урок молодым!)

Рождение Твое, Христе Боже наш,
воссияло миру светом разумения:
ибо в нем служители звезд от звезды научились
поклоняться Тебе – Солнцу правды,
и знать Тебя, (пришедший) свыше Восток.
Господи, слава Тебе!
(Тропарь Рождества Христова)

Меня всегда удивляло, что музыка может быть глубоко христианской, внешне не являясь таковой. Речь пойдёт о русском роке. Если говорить о поздней «Алисе», то это очевидно православная музыка. Лирика Константина Кинчева, лидера группы «Алиса», прямолинейна – это воинская лирика, песни православных воинов. Рецепт жизни, который дает Кинчев, прост: «песня, молитва да меч». Его музыка – это музыка, написанная в радости обретенной веры. Другое дело группа «Кино». «Кино» слушаешь, когда ломается жизнь, когда ломаешься ты. Эти песни делают тебя сильнее. Но в чем их христианский дух?
Вообще говоря, лирика Виктора Цоя питается русской традицией, продолжает ее. Русская поэзия всегда имела некую религиозную направленность, обладала стремлением осмыслить духовный мир человека в его связи с макрокосмосом, в этом пространстве, где каждый из нас так одинок, где каждому нет покоя. И это толкает на поиск. Каждый идет своим путем: «а без музыки не хочется пропадать…»(песня «Пачка сигарет»).
Всем нам знакомы образы двухтысячелетнего города и звезды по имени Солнце, из одноимённой песни Виктора Цоя. И мы понимаем, о чем нам поется. Разложить на образы текст этой песни значило бы сделать его мертвым. Поэтому мы можем только предполагать, что звезда, которой не название, а имя – Солнце – это Сам Бог. Под Его светом город живет, Его лучами он согрет.
В фильме «Игла» герой (играет В.Цой) предстает немногословным и спокойным. И он не даст никому поколебать свои идеалы, в них он целен до конца, до смерти. Он не борется с ветряными мельницами, он ориентирован на внутреннее: «…и больше нет ничего: все находится в нас» («Хочу перемен»). И мне хочется сравнить этого героя с «угрюмым зодчим храма, восстающего во мгле» у Гумилева. Он так же, как и лирический герой великого поэта, «способен дотянуться до звезды, не считая, что это сон», он так же видит «чужое небо» и ищет родное пространство. В текстах «Кино» так или иначе заявлена тема пути: «Я ходил по всем дорогам и туда и сюда, обернулся и не смог разглядеть следы» («Пачка сигарет»). Герой Цоя — это тот же воин и странник духа, и он трагичен в отличие от героя Кинчева, ведь он сознает, что упадет, «опаленный звездой по имени Солнце»:
И безумно тоскуя я…
Что моя молодая сила
Не смирилась перед Твоей…
(«Я не прожил, я протомился», Н. Гумилев).
Так вот, почему песни группы «Кино» делают нас сильнее? Здесь снова стану декламировать Гумилева ;).
«Но когда вокруг свищут пули,
Когда волны ломают борта,
Я учу их, как не бояться,
Не бояться и делать что надо».
(«Мои читатели»).

 
Олеся Яковлева (Блог “В простом окладе синего неба…”).